Организация рабочего места на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Рабочее место является первичным звеном производственного процесса в создании материальных ценностей. Систему организации рабочего места с полным правом считают показателем организованности всего предприятия, так как она характеризует качество и слаженность работы всех служб предприятия.
В современных условиях высокоразвитого производства, оснащенного сложной техникой, необходим научный подход к организации труда на рабочих местах.
Рационально организованное рабочее место:
• обеспечивает благоприятные условия труда
• правильное построение трудового процесса
• избавляет от лишних и неудобных движений
• позволяет сократить затраты времени
• улучшает использование оборудования
• повышает качество выполняемой работы
• обеспечивает сохранность оборудования.

Содержание работы

Введение ...............................................................................................................2
1. Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии
1.1 Сущность организации рабочих мест .....................................................5
1.2 Современные требования к организации рабочих мест персонала ....10
2. Анализ и оценка организации рабочих мест персонала
2.1 Краткая характеристика ООО «Спортмастер».....................................16
2.2 Техническое обеспечение работы бухгалтерского отдела .................17
2.3 Анализ существующего состояния организации рабочих мест и его влияния на эффективность использования персонала .....................................19
3. Предложения по совершенствованию рабочих мест персонала бухгалтерского отдела ООО «Спортмастер» ...............................................25
Заключение ........................................................................................................26
Список использованных источников ............................................................27

Файлы: 1 файл

курсоваяработа ОНОТ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

При размещении рабочих мест с компьютерами необходимо учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

 

Экран видеомонитора должен находиться от глаз работника на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм. [7]

 

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. [7]

 

Каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения.

Продолжительность работы на ПК не должна превышать 6 часов в день.

 

Для обеспечения оптимальной работоспособности на протяжении рабочей смены устанавливается регламентированные перерывы. При 8-ми часовой рабочей смене при работе на компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый. [2]

 

Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ПК осуществляется системой общего равномерного освещения.

 

Естественное освещение должно осуществляться через свето-проемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности не ниже 1,5%. В производственных и административных помещениях в случаях преимущественной работы с документами применяют системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). [3]

 

В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы. Люминесцентное освещение позволяет увеличить освещенность в 2-2,5 раза по сравнению с лампами накаливания при одинаковом расходе электроэнергии. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения. [1]

 

При устройстве местного освещения лучше применять поворачивающиеся, передвижные лампы на гибком шланге или на специальных шарнирах; мягкий, не слепящий свет должен падать на рабочее место слева; мощность ламп рекомендуется не менее 50-70 Вт. [2, с. 191]

 

Свет не должен слепить глаза и не вызывать направленных на работника бликов. Крепление светильника должно предусматривать возможность его перемещения в соответствии с индивидуальными особенностями работника (например, для левшей). [3, с. 125]

 

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхность экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.

 

Освещенность рабочих помещений с дисплеями рекомендуется в пределах 300-500 лк. В поле зрения работающего с дисплеем не должны находиться окна и осветительные приборы. Светильники должны быть с рассеивателями, отражение на экране от источника света снимается установкой защитных экранов. Яркость свечения не должна быть меньше освещенности рабочей поверхности с документами, поскольку скачки яркости при смене полей зрения (с документа на экран и наоборот) должно быть минимальными. [5, с. 192]

 

Оконные проемы в помещениях с ПК должны быть оборудованы регулируемыми светозащитными устройствами типа: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др. [7]

 

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях с ПК необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников по необходимости, но не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп. [7]

 

В тесной связи с установлением рациональной освещенности должно решаться цветооформление помещений, так как существует определенная зависимость между цветом и возникновением зрительного утомления.

 

При однообразной работе оправдана окраска стен помещения и мебели в яркие бодрящие тона, а при работе, требующей активного внимания, целесообразна более спокойная окраска в голубые, голубовато-зеленые цвета.

 В такие же тона рекомендуется окрашивать стены при любом характере деятельности в помещениях, окна которых выходят на солнечную сторону, и, наоборот, в более теплые тона (желтовато-бежевый, слоновой кости, светло-желтый) в комнатах, выходящих на север или северо-восток.

 

 В служебных помещениях (центральных и северных районов) потолки рекомендуется окрашивать в белый цвет, в южных – в светло-голубой.

[5, с.192-193]

 

Предельно допустимый уровень шума - 80 дБ, рекомендуемая температура для нормальных условий труда - 18-22°С, относительная влажность - 60-80 %, скорость движения воздуха - 0,5-1,5 м/сек, освещенность - 300 люкс на 1 м2. [4, с. 72]

 

Важным элементом рабочего места является рабочая мебель. Рациональная ее конструкция способствует экономии движений, уменьшению напряжения организма, и, следовательно, снижению утомляемости и повышению работоспособности человека. Она должна учитывать положение исполнителя на рабочем месте, то есть рабочую позу, и нагрузки, которые работник испытывает в процессе труда. [2, с. 232-233]

 

Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм, при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

 

Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

 

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. [7]

 

При длительной работе в положении сидя должны использоваться стулья и кресла с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников, при необходимости — подголовники.

Высота сиденья в оптимальном варианте должна быть регулируемой в пределах 350-500 мм от пола в зависимости от роста работника и высоты рабочей поверхности. Рекомендуемая ширина сидений рабочей мебели 330-400 мм, глубина 380-420 мм. Конструкция стула должна предусматривать упор для ног (подножку).

 

Для кратковременного пользования (5-10 мин.) рекомендуются жесткие стулья и табуретки.

 

Сиденья-опоры применяются, когда работник не имеет возможности

присесть даже на короткое время, но может опереться на сиденье-опору, не-

сколько сняв напряжение мышц. [3, с. 233]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии

 

2.1 Краткая характеристика  ООО «Спортмастер»

 

Группа компаний «Спортма́стер» — российская компания-ритейлер, специализирующаяся на оптовой и розничной торговле спорттоварами. Владелец одноимённой сети магазинов спортивных товаров на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Китае, России. Штаб-квартира — в Москве.

 

ГК «Спортмастер» управляет одноимённой сетью магазинов спортивных товаров, сетями «Спортмастер Дисконт» и O’stin (повседневная одежда), а также дистрибьюторским подразделением.

 

 На 2015 год общее количество  магазинов всех форматов в  торговой сети «Спортмастер»  — более 400.

Компания имеет уникальные договора с более чем 100 производителями. 
Магазины ООО «Спортмастер» представлены в 5 странах и 150 городах.

Входит в ТОП 10 в мире спортивного ритейла.

Отрасль – оптовая и розничная торговля.

Оборот- 78,2 млрд. рублей (2014год)

Чистая прибыль- 7,5 млрд. рублей (2014 год)

 

Миссия компании:

Развивать успешный и эффективный бизнес, предлагая Клиентам оптимальный ассортимент качественных товаров для спорта и активного отдыха при оптимальном уровне сервиса.[6]

 

 

 

 
2.2 .Техническое обеспечение работы бухгалтерского отдела.

 

 

Эффективность функционирования любой компании или предприятия во многом зависит от компетентной работы бухгалтерского отдела. Конечно, в основном, качество работы бухгалтерии зависит от профессионализма сотрудников данного отдела.

 

Однако, в современных условиях немаловажную, а может быть и ключевую роль играет и техническое обеспечение деятельности учетно-бухгалтерского сектора компании. Что же необходимо современным бухгалтерам для полноценной реализации своих профессиональных обязанностей?

 

Прежде всего, в современных условиях далеко недостаточными инструментами для бухгалтера будут калькуляторы и учетные книги. Современный компетентный бухгалтер не просто должен уметь хорошо считать и учитывать доходы и расходы компании. Сегодня он обязан быть в курсе всех новинок программного обеспечения, предлагаемого на рынке информационных технологий для усовершенствования процедуры бухгалтерского учета. Сфера аудита переместилась в информационно-электронную плоскость, поэтому бухгалтерский отдел компании должен, прежде всего, быть обеспечен новейшим компьютерным оборудованием и программным обеспечением.

 

В бухгалтерии хранятся важные отчетные документы, для чего используются сейфы. Учитывая их габариты и вес, лучше всего их перемещать в помещении еще до установки мебели и компьютерного оборудования.

Кроме того, бухгалтерские сейфы, в которых будут храниться важные финансовые документы компании, должны быть надежно закреплены при установке.

 

И наконец, рабочее место бухгалтера, как и любого другого офисного сотрудника, должно быть комфортно обустроено, что достигается благодаря установке удобной офисной мебели.

 

 Зачастую рабочие столы, шкафы, стойки и столы для оргтехники  бывают достаточно крупногабаритными, из-за чего для их внесения  в необходимое помещение нужно  использовать такелажную технику. Таким образом, помещение бухгалтерии  должно сочетать в себе множество разнофункциональных элементов для того, чтобы бухгалтера полноценно обеспечивали эффективную и успешную деятельность компании в целом. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
2.3 Анализ существующего состояния организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персонала

 

 

В данной курсовой работе рассмотрено рабочее место бухгалтера в одном из розничных отделений.

Данный специалист занимается:

  • Учетом товародвижения в магазинах;
  • Участием в инвентаризациях;
  • Оформлением отгрузок по безналичным платежам;
  • Контролем кассовой дисциплины;
  • Управленческой отчетность.

ООО «Спортмастер» по численности работников является крупным предприятием.

Стандартная бухгалтерия насчитывает 5 позиций: это операционист, младший и старший бухгалтеры, а также главный бухгалтер и его заместитель. В каждом кабинете работают по 2-4 человека.

 

Каждый кабинет оборудован системами отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, что является необходимостью в помещениях с работой на компьютерах. Однако, также в помещениях с ПК должны находиться аптечка первой помощи и углекислотный огнетушитель, чего в данных кабинетах нет.

 

Высота помещений от пола до потолка равна 3,5 м, а площадь на одно рабочее место составляет 7 м2. Это соответствует нормальной организации рабочего места, так как по нормам площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.

 

Поверхность пола ровная, покрытая линолеумом. Это оптимальное покрытие для таких помещений. Так как линолеум нескользкий и обладает антистатическими свойствами.

 

Помещение имеет естественное и искусственное освещение. Естественное – за счет больших широких окон, которые выходят на запад, а искусственное – за счет люминесцентных ламп.

 

Срок эксплуатации некоторых ламп подходит к концу, поэтому они светятся оранжевый цветом. Однако такие лампы на предприятии не меняют до полного их перегорания. Это снижает уровень освещенности кабинета до 250 лк, что дает дополнительную нагрузку на зрение сотрудников. Так как нормальным освещением рабочего помещения с ПК является 300-500 лк, то это отрицательно влияет на работу и здоровье персонала.

 

В помещении стоят специальные шкафы для хранения документов и шкаф для верхней одежды.

 

На окнах весят жалюзи, которые спасают от ярких солнечных лучей летом.

 

На стенах наклеены обои спокойного светлого цвета, которые не отвлекают от работы. В каждом кабинете растут живые цветы в горшках. Это положительно влияет на моральное состояние персонала.

 

Температура воздуха в теплый период времени составляет 21-26оС, относительная влажность - около 40%. В связи с тем, что в помещениях нет кондиционеров и увлажнителей воздуха, то в некоторые дни бывает очень душно и сухо.

 

Что неблагоприятно отражается на работе бухгалтерии. В холодный период времени температура воздуха составляет 16-18оС, так как в оконных рамах имеются небольшие щели. Поэтому в это время сотрудники вынуждены пользоваться обогревателями, что приводит к дополнительным расходам электроэнергии. Рекомендуемой температурой для нормальных условий труда является 18-22 оС, а относительной влажностью - 60-80%. Из данных видно, что летом температура превышает норму, а зимой, наоборот, ниже нормы, а также относительная влажность ниже нормального уровня. Все это неблагоприятно сказывается на работе и самочувствии работников.

 

Влажная уборка помещения проводится 4 раза в неделю, хотя по нормам должна проводиться ежедневно. Это отрицательно сказывается на влажности воздуха и чистоте помещения, что напрямую связано с самочувствием персонала.

Информация о работе Организация рабочего места на предприятии