Организация учета материально производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Материально-производственные запасы — активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), приобретаемые непосредственно для перепродажи, а также используемые для управленческих нужд организации.
В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

Содержание работы

Введение
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ …………………………………….……………………………………….……….…… 2
1.1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ …………………… …………………………...…………………………..…… 2
1.2 НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ……………………................…. 4
1.3 СПОСОБЫ ОЦЕНКИ …………………………………………………….………..… 6
1.4 ПОСТУПЛЕИЕ И ВЫБЫТИЕ …………………………………………......……..….. 7
1.5 ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ ……………………………………………......….... 9
2. РАБОЧИЙ ПЛАНСЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ………………………………...………….….…... 11
3. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕНННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ МПЗ ……………………………………………………………………………………………… 13
3.1ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ …………………………………..…………..........……13
3.2 ДОКУМЕНТО ОБОРОТ ……………………………………………………..……… 15
3.3 УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ ……………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...………… 18
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………......................

Файлы: 1 файл

otchet.docx

— 56.39 Кб (Скачать файл)

Материалы, поступающие на ответственное  хранение, заведующий складом (кладовщик) записывает в специальную книгу (карточку); эти материалы хранятся на складе обособленно и не могут  расходоваться.

Материалы, закупленные подотчетными лицами предприятия, подлежат сдаче  на склад. Материалы приходуют в  общеустановленном порядке на основании  оправдательных документов, подтверждающих покупку (счетов и чеков магазинов, квитанций к приходному кассовому  ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акта или справки о покупке на рынке или у населения), которые прилагаются к авансовому отчету подотчетного лица.

      1. Материалы могут быть отпущены в производство, переданы в использование для собственных нужд, реализованы на сторону или ликвидированы в результате чрезвычайных обстоятельств       

Отпуск материалов в производство оформляется Лимитно-заборной картой (форма № М-8) если установлены нормы (лимиты) расхода материалов, или Требованием-накладной (форма № М-11), если нормы не установлены. При продаже или ином выбытии материалов оформляют Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).  
 
При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из способов, который применяется по каждой группе (виду) материально - производственных запасов в течение отчетного года. 

Выбытие материалов отражается на счетах следующим образом:  
 
Д 20 (23, 29) К 10 - отпущены материалы в производство 
Д 08 К 10 - отпущены материалы на строительство собственными силами 
Д 91 К 10 - списаны материалы при реализации (в т.ч. переданы безвозмездно)

 

1.5 Отражение в отчетности.

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском  балансе по отдельным статьям  в соответствии с их классификацией (распределением по видам) исходя из способа  использования в производстве продукции (работ, услуг) и иной деятельности организации. На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском  балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых методов оценки запасов. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы организации (за исключением  бюджетных) отражаются в бухгалтерском  балансе по остаточной стоимости (фактических  затрат на приобретение или изготовление за минусом суммы перенесенной стоимости  путем начисления амортизации на издержки производства и обращения). Бюджетные организации указанные  предметы отражают в разрезе затрат, связанных с их приобретением  Применение одного из способов по конкретному  предмету производится в течение  всего его срока использования.  
Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю в залог. принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости. В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: методы оценки материально-производственных запасов по их видам: последствия изменений в учетной политике методов оценки материально-производственных запасов; стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог; разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов и их стоимостью возможной реализации, отнесенная на финансовые результаты организации, в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов) в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели; способы перенесения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Рабочий план счетов бухучета материально производственных запасов.

Разработка рабочего плана  счетов  организуется в соответствии с требованиями законодательства, а  именно  ст.6 Федерального закона  от  06.12.11 №402 – ФЗ «о бухгалтерском  учете»  , а так же п.4 ПБУ 1/2008 «  учетная политика организации» , утвержденные Приказом Минфина России  от 06.10.2008 N 106н.  Согласно Закону № 402 – ФЗ, при утверждении учетной политики каждая организация должна утверждать рабочий план счетов.

Формировать рабочий план счетов  должны не только коммерческие организации, но и бюджетные, автономные и казенные организации исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполнения им полномочий. Данная норма вытекает исходя из инструкции   по применению Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина России  от 01.12.10 № 157н. Рабочий план счетов субъекта учета, а так же требования к структуре аналитического  учета, применяется непрерывно и  при условии обеспечения сопоставимости  показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

Рабочий план счетов должен содержать аналитические и синтетические  счета, необходимые для введения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности. В основу рабочего плана счетов ложится классификация объектов бухгалтерского учета, которая определяет возможность дальнейшей детализации  информации бухгалтерского учета. Рабочий план счетов позволяет быстро получить ту или иную информацию определенному кругу лиц для принятия соответствующих решений.

 

№ счета

Синтетический счет

Субсчет

Аналитический счет

10

 

«Материалы»

1 «Сырье материалы»;

2 «Покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, конструкции  и детали»;

3 «Топливо»;

4 «Тара и тарные материалы»;

5 «Запасные части»;

6 «Прочие материалы»;

7 «Материалы, переданные в переработку  на сторону»;

8 «Строительные материалы»;

9 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности» и др.


 

 

 

 

 

 

 

 

Д 10 К 60

 Отражена стоимость  материалов

Д10 К 71

 Оприходованным материалы  от подотчетного лица

В регистрах: оборотно-сальдовая  ведомость, Анализ счета, журнальный ордер

11

активный

 «Животные на выращивании  и откорме»

 

15

Активно-пассивный

«Заготовление и приобретение материальных ценностей»

 

16

 Активно-пассивный

«Отклонение в стоимости материальных ценностей»

 

41

активный

 «Товары»;

 

43

активный

«Готовая продукция»;

 



 


 

 

 
3. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ  ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ  МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Документирование - это создание документа с использованием различных методов, способов и средств фиксирования информации на материальном носителе.

Метод документирования - это прием или совокупность приемов фиксирования информации на материальном носителе с помощью знаковых систем (характер кодов языков, знаковые системы и т.д.).

Способ  документирования - это действие или совокупность действий, применяемых при записи информации на материальном носителе (высекание, резьба, окрашивание, перфорирование, фотохимический, электромагнитный, оптический, механический, ручной и другие способы документирования).

Средство  документирования - это предмет (орудие) или совокупность приспособлений (оборудование, инструменты), используемых для создания документа (ручные, механизированные и автоматизированные приспособления).

3.1  первичные документы  по учету МПЗ:

Название документа 

Дата   принятия документа 

Унифицированная форма 

Назначение 

Сроки хранения

Товарная накладная 

Дата документа 

ТОРГ – 12 от 25.12.98 № 132

 Оформляется при получении товара

5 лет 

Карточка учета материалов

Дата документа

М-17

Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру.

5 лет

Требование-накладная

Дата документа

М - 11

Применяется для учета  движения материальных ценностей внутри организации 

5 лет

Накладная на отпуск материалов на сторону

Дата документа

М - 15

Применяется для учета  отпуска материальных ценностей   сторонним организациям, на основании договоров

5 лет

Лимитно-заборная карта

Дата документа

М - 8

Применяется при регулярном  материальных ценностей со склада.

5 лет

Приходный ордер

Дата документа

М – 4

Применяется для учета  материалов, поступающих от поставщиков  или из переработки.

5 лет

Доверенность 

Дата документа

М – 2 ,М – 2а

Применяются для оформления права  лица выступать в качестве доверенного лица организации

5 лет

Журнал  учета поступающих грузов

Дата документа

М – 1

Учет и контроль за поступлением и оприходованием материальных ценностей.

5 лет

Товарно-транспортная накладная

 

1 -t

 предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) при их перемещении с участием транспортных средств и являются основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя

5 лет

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже  зданий и сооружений

 

М - 35

Форма применяется для  оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования  при производстве работ

5 лет 


 

 

3.2 Документооборот материально производственных запасов

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

В каждой организации можно  выделить следующие потоки документов:

  • поток входящей документации, состоящий из поступающих в организацию документов;
  • потоки внутренней документации, состоящие из документов, созданных в организации и не предназначенных к выходу за ее пределы;
  • поток исходящей документации, состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации.

В технологической цепочке  обработки и движения документов выделяются этапы:

  • прием и первичная обработка поступающих в организацию документов;
  • предварительное рассмотрение и распределение документов;
  • регистрация документов;
  • контроль за исполнением;
  • информационно-справочная работа;
  • исполнение документов, их составление, согласование, оформление;
  • отправка или направление в дело.

Вследствие того, что документооборот отражает систему управления, позволяя ее наглядно увидеть, анализ документооборота крайне важен для совершенствования работы управленческого аппарата.

Содержание документопотока характеризуется составом документов, входящих в него, и составом информации, закрепленной в этих документах.

Пример внутреннего документооборота.

1. Прием МПЗ от поставщика - приходная накладная; 
2. Выдача МПЗ в производство - требование - накладная; 
3. Прием остатков из производства - приходная накладная (приходный ордер); формирование расходной накладной (расходный ордер) (формируется на основание "Отчета производства за смену"); 
4. Прием готовой продукции на склад - Накладная на передачу готовой продукции в места хранения (формируется на основании "Отчета производства за смену")

 

 

 

 

    1. Учетные регистры

 

    Регистры бухгалтерского  учета предназначены для систематизации  и накопления

информации, содержащейся в  принятых к учету первичных документах, для отражения

на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.     

 Регистры бухгалтерского  учета ведутся в специальных  книгах (журналах),

на отдельных листах и  карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании

вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных

машинных носителях.    

 Хозяйственные операции  должны отражаться в регистрах  бухгалтерского

учета в хронологической  последовательности и группироваться по соответствующим

счетам бухгалтерского учета.     

 Правильность отражения  хозяйственных операций в регистрах  бухгалтерского

учета обеспечивают лица, составившие  и подписавшие их.    

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться

их защита от несанкционированных  исправлений. Исправление ошибки в  регистре

бухгалтерского учета  должно быть обосновано и подтверждено подписью лица,

внесшего исправление, с  указанием даты исправления.    

Содержание регистров  бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской

отчетности является коммерческой тайной.    

 Лица, получившие доступ  к информации, содержащейся в  регистрах бухгалтерского

учета и во внутренней бухгалтерской  отчетности, обязаны хранить коммерческую

тайну. За ее разглашение  они несут ответственность, установленную  законодательством

Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный  учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии  и движении материально-производственных запасов может привести к неверному  управленческому учету и как  следствие, к убыткам.

Затраты на материально-производственные запасы служат основой и являются необходимым условием выполнения программы  выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Особо важное значение имеет использование материально-производственных запасов и их расход.

Объемы продукции и  улучшение ее качества в значительной степени зависят от обеспеченности предприятия материально-производственными  запасами и эффективности их использования. Материально- производственные запасы составляют значительный объем в  активах предприятия, по своей классификации  представляют большое количество различных  видов и наименований.

Информация о работе Организация учета материально производственных запасов