Организация в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет организации управления. Исходя из указанных целей выделились, следующие задачи анализа организации управления на предприятии:
1) анализ уровня организации управления;
2) изучение выполнения плана и динамики организации управления;
3) определение степени выполнения мотивации и контроля производства и достижение целей его развития;
4) организация производственного процесса.

Файлы: 1 файл

Новый документ в формате RTF.rtf

— 100.48 Кб (Скачать файл)

                                                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение

"Наилучшая" структура - это та, которая наилучшим образом разрешает организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целеустремленно распределять и направлять усилие своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять нужды клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

При условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально разработана в специальной литературе, где изложена общая характеристика организационных структур, их виды, значительное внимание уделено новым форм адаптивных структур, вопросу выбора и усовершенствованию организационных структур управления.[9].

Для написания работы была избрана ОАО «Нефтепроммаш»с разветвленной структурой, чтобы проанализировать влияние на организацию внешней среды и исследовать внутреннее развитие организации с целью усовершенствования ее организационной структуры управления.

Расчет уровня организации управления и ее анализ будет проведен на ОАО «Нефтепроммаш». Определение путей повышения организации управления на данном предприятии предполагает анализ сложившихся условий, разработку мероприятий и их внедрение. Анализ возникшей ситуации с разносторонним учетом влияющих факторов во многом определят качество принимаемых решений.

Поэтому целью данной курсовой работы является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет организации управления. Исходя из указанных целей выделились, следующие задачи анализа организации управления на предприятии:

1) анализ уровня организации управления;

2) изучение выполнения плана и динамики организации управления;

3) определение степени выполнения мотивации и контроля производства и достижение целей его развития;

4) организация производственного процесса.

Решение перечисленных задач позволит вскрыть достижения и недостатки в организации производства, даст возможность руководителям предприятий закреплять достигнутые в работе успехи и устранять имеющиеся недостатки.

 

 

                                               1.Структура управления организацией

 

                                 1.1. Определение понятия и принципы построения

 

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в постоянных отношениях, которые обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные рабочие, службы и другие звенья аппарата управления, а отношение между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято разделять на горизонтальные' и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и есть, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е.. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отображают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации или ее структурных подразделов, функциональные связи должны отвечать линии движения информации и управленческим решением тем или другим функциям управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределенные задачи и функции управления, а итак - права и ответственность за их выполнение. Из этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму распределения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченной цели менеджмента.

         Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между разнообразными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры управления с ключевыми понятиями менеджмента - его целью, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями, - свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны управления. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и средствам формирования структур, выбора типа или комбинации высмотрел структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия цели ,которые решаются и задачами.

Многогранность структур управления предусматривает множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отображать цель и задачи организации, итак, быть подчиненной производству и изменяться вместе с изменениями, которые происходят, Она должна отображать функциональное разделение труда и объем полномочий рабочих управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и распространяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочие руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценносными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна отвечать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых она будет функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, которые действуют успешно в других организациях, направленные на провал, если условия работы отличные. Важное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - из другой.

Создание структуры является важным элементом в организационной деятельности фирмы. Выбор эффективной методики департамента и формирование всего комплекса организационных структур - также жизненно важный элемент в деятельности менеджерского корпуса. Как правило, в таких корпорациях при признаках недостатков в функционировании высшего звена менеджмент решает вопрос о необходимости реорганизации в управленческой структуре.

Таким образом, давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько положений, которые определяют ее значимость:

- организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента;

- структура организации определяет права и обязанности (полномочие и ответственность) на управленческих уровнях;

- от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание;

- структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т.е. стиль менеджмента и качество работы коллектива.

 

                                      1.2 Методы управления деятельностью предприятия

Привести в действие организованную систему, чтобы получить нужный результат, можно лишь через влияние на нее управляющих органов. При этом необходимы такие инструменты, которые обеспечат достижение поставленных цепей - такие инструменты принято называть методами управления. Методы управления - это способы влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые необходимы для достижения целей предприятия. По своему содержанию мотивы деятельности можно разделить на материальные, социальные и мотивы принудительного характера, В соответствии с этим различают экономические, социально-психологические и организационные методы управления предприятием. Все названные методы управления деятельностью предприятий органически взаимосвязаны и используются не изолировано, а комплексно. Однако основными необходимо считать именно экономические методы. Экономические методы управления - это такие методы, которые реализуют материальные интересы участия человека в производственных процессах (или какой либо другой деятельности) через использование товарно-денежных отношений. Эти методы имеют два аспекта реализации. Первый аспект характеризует процесс управления, ориентированный на использование созданного на общегосударственном уровне экономического сегмента внешней среды. Содержанием этого аспекта является формирование системы налогообложения субъектов хозяйствования; определение действенной амортизационной политики, которая бы способствовала обновлению (воспроизводству) материальных и нематериальных активов предприятия; установление государством минимального уровня заработной платы и пенсий. Второй аспект экономических методов управления связан с управленческим процессом, ориентированным на использование разнообразных экономических инструментов, таких, как финансирование, кредитование, ценообразование, штрафные санкции. Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние. Все большее значение приобретают такие факторы, как содержание и творческий характер труда, возможности для проявления инициативы, общественное признание, моральное удовлетворение Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или каким-нибудь другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляются с помощью разнообразных способов социального ориентирования и регулирования, разрешения конфликтных ситуаций, а также гуманизации труда .

Организационные методы управления - это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Все организационные методы управления разделяют на регламентные и распорядительные. Содержание регламентных методов состоит в формировании структуры и иерархии управления, делегировании полномочий и соответствии определенным категориям работников предприятия, определении ориентиров деятельности подчиненных, предоставлении методической и инструктивной помощи исполнителям, Распорядительные методы управления охватывают текущую (оперативную) организационную работу и базируются, как правило, на приказах руководителей предприятий (организаций) .

 

                                           1.3  Признаки предпринимательской деятельности            

       Понятие предпринимательской деятельности гласит:предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Данное определение выделяет  четыре отличия предпринимательства от других видов деятельности граждан и юридических лиц. Эти характерные отличия являются признаками предпринимательства и служат основанием для отнесения той или иной деятельности к предпринимательской. Но признать деятельность предпринимательством можно только в том случае, если в ней присутствуют все 4 признака без исключения:

              1.4   Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.

В первую очередь, это значит, что предприниматель осуществляет свою деятельность непосредственно от своего имени, по собственной воле и в собственных интересах.

Он самостоятельно (но с учетом правовых норм) определяет ход и варианты развития своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует материальные, людские и другие ресурсы для достижения поставленной цели, а также реализует право на защиту своих интересов в суде. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица не допускается и может влечь уголовную ответственность по правилам ст. 169 УК РФ.

Важнейшими принципами организации управления производством являются:

-принцип целевой совместимости и сосредоточения. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель;

-принцип непрерывности и надежности. Означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса;

-принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;

-демократический принцип распределения функций управления. Основан на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;

принцип научной обоснованности управления. Исходит из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;

-принцип эффективности управления. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;

-принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов. Определяется общественным характером производства;

-принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.

 

                     1.5   Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы

 

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

-потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

-производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

-промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

Информация о работе Организация в условиях рыночной экономики