Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:03, реферат
К числу актуальных вопросов совершенствования правовой регламентации организации и деятельности местного самоуправления относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного самоуправления — в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.
Введение
1.Понятие местного управления и самоуправления ………………………… стр1
2.Система органов местного управления и самоуправления в РБ……………стр3
3.Компетенция органов местного управления и самоуправления ….……….. стр9
4.Заключение …………………………………………………..……………….. стр12
5.Список использованных источников ……………………………………….стр13
В соответствии с Конституцией
в большинстве административно-
Территориальные и личностные основы местного самоуправления в том, что оно, как и государство, имеет свою территорию и население.
На подведомственной территории
местное самоуправление должно обладать
верховенством, его властному воздействию
подчинен каждый, кто имеет право
жительства или состоит в имущественно-
Ст.3 Закона закрепляет систему местного самоуправления и формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. В систему местного самоуправления включаются местные Советы депутатов и органы
6
территориального местного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов,
жилищных комплексов, домовые уличные, квартальные поселковые, сельские комитеты и др. органы, в т.ч. и единоличные).
Существуют три уровня местного самоуправления:
- регулируют порядок
-оказывают государственную
поддержку юридическим лицам
и индивидуальным
-утверждают предельный размер долга органам местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
-присваивают звание почетного гражданина области;
-утверждают территориальные
планы развития районов и
-присваивают звание почетного гражданина города;
-выдвигают кандидата
в члены коллегиальных органов
территории общего
-осуществляют контроль за деятельностью территории общего самоуправления;
-вносят в совет и
исполком базового уровня
-вносят в совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов о суммах дотаций в бюджет первичного уровня;
-утверждают положение
о единоличном органе
Наиболее важным полномочием совета любого уровня является утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, утверждение программы социально-экономического развития соответствующей территории.
В соответствии со ст.12 местные
Советы депутатов являются представительными
государственными органами на территории
соответствующих административно-
7
основным звеном местного самоуправления, обеспечивающим на своей территории согласованную деятельность органов территориального, общественного самоуправления.
Зарубежный опыт свидетельствует,
что не всегда представительные органы
формируются во всех административно-
Однако "соответствующие"
единицы, где избираются Советы, могли
быть определены в законе. Все сомнения
полностью снимаются с принятием 5 мая
1998 г. Закона "Об административно-
Законом установлено, что
территории городов в целях оптимальной
организации исполнения решений, связанных
с удовлетворением социально-
8
содержание в соответствии с Законом и иными актами законодательства
Республики Беларусь. В областных (Минском городском), районном, городском
(города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.
В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью. Основной формой деятельности президиума Совета является заседание.
Председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва организует работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам. Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.
Кандидатуры на должности председателей областных (Минского городского) Советов вносятся депутатами соответствующих Советов, а на должности председателей иных Советов - депутатами соответствующих Советов и председателями соответствующих вышестоящих Советов. В том же порядке вносятся предложения об освобождении председателей Советов от занимаемых должностей [4. с. 110].
8
3.Компитенция органов местного управления и самоуправления.
В ст.9 закона закреплена компетенция исполнительных комитетов. Причем компетенция исполнительного комитета значительно шире, чем компетенция местных Советов депутатов и состоит из 23 пунктов. Основные из них:
· разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления в сфере хозяйства и коммунальной собственности
· разработка и внесение в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, а также принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, предоставление Совету счета об их исполнении
· обеспечение на соответствующей территории соблюдения Конституции, законов, актов Президента, выполнения решений Совета и решений вышестоящих органов, принятых в пределах их компетенции
· обеспечение на соответствующей территории получения доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, также принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов
· распоряжение коммунальной
собственностью административно-
В ст.121 Конституции закреплено только 5 исключительных полномочий Совета:
· Утверждение программ экономического и социального развития
· Утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении
· Установление, в пределах закона, местных налогов и сборов
· Определение, в соответствии с законом, порядка управления, распоряжения коммунальной собственностью
· Назначение местных референдумов.
Органам общественного и территориального самоуправления законом предоставляется 6 прав и только 3 из них косвенно связаны с решением управленческих задач: вносить на рассмотрение местных органов власти предложения по всем вопросам местного значения и участвовать в их рассмотрении
Только это право создает определенные возможности для защиты интересов населения. Однако механизм передачи этих прав не урегулирован законом.
9
Местные Советы и исполкомы решают этот вопрос по своему усмотрению, при этом они исходят из того, что являются органами государственной власти, а не органами того или иного территориального сообщества.
Органы территориального общественного самоуправления выбираются открытым или тайным голосованием на собрании всех жителей или уполномоченных. В собрании жителей, в соответствии со ст.28 закона, вправе участвовать граждане, достигшие 18 лет. И в состав этих органов также могут быть избраны лица, достигшие 18 лет.
В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» к основным принципам местного управления и самоуправления относятся следующие принципы:
· Народовластия, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;
· Законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
· Взаимодействия органов местного управления и самоуправления;
· Разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;
· Единства и целостности системы местного управления и самоуправления;
· Самостоятельности и независимости Советов, других органов местного управления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
· Выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчётности населению;
· Гласности и учёта общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
· Сочетание местных
и общегосударственных
· Ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
В соответствии со ст.6 Закона «О местном управлении и самоуправлении» граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
10
Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законами Республики Беларусь. Не допускается ограничение полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев,
предусмотренных Законом «О местном управлении и самоуправлении», иными законами РБ, декретами и указами Президента РБ.
11
Заключение
Местное управление - форма
организации и деятельности местных исполнительных
и распорядительных органов для решения
вопросов местного значения исходя из
общегосударственных интересов и интересов
населения, проживающего на соответствующей
территории. Местное самоуправление в
Республике Беларусь - форма организации
и деятельности граждан для самостоятельного
решения непосредственно или через избираемые
ими органы социальных, экономических,
политических и культурных вопросов местного
значения исходя из интересов населения
и особенностей развития административно-
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица. Следует отметить, что председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается областным Советом. Кандидатура на эту должность считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство депутатов от числа избранных. В случае если Совет депутатов не утвердил кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе областного, Минского городского Совета депутатов утвердить кандидатуру, назначенную на должность председателя исполнительного комитета, решение Президента Республики Беларусь, принятое по этой или иной кандидатуре, является окончательным. Законодательством предусматриваются основания для освобождения председателя исполнительного комитета от должности. Назначение председателя исполнительного комитета на должность и освобождение его от должности оформляется указом Президента Республики Беларусь.