Органы, осуществляющие проверки и их полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Данная система характеризуется сложностью общественных отношений связанных с приобретением, владением и распоряжением денежными средствами, предметами и объектами, имеющими материальную ценность, а также важное значение имеет воспроизводство и условия равновесия в экономике.

Содержание работы

Введение
1. Финансовый контроль…………………………………………………3
1.1 Сущность и значение финансового контроля……………………….3
1.2 Виды, формы и методы финансового контроля……………………5
2. Государственный финансовый контроль……………………………10
2.1 Понятие и задачи государственного финансового контроля……10
2.2 Органы государственного финансового контроля…………..……12
3. Негосударственный финансовый контроль…………………………22
3.1 Внутрифирменный финансовый контроль………………………….22
3.2 Аудиторский контроль……………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия ГОТ.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Органы, осуществляющие проверки и их полномочия

 

Введение

1. Финансовый контроль…………………………………………………3

1.1 Сущность и значение  финансового контроля……………………….3

1.2 Виды, формы и методы  финансового контроля……………………5

2. Государственный финансовый  контроль……………………………10

2.1 Понятие и задачи  государственного финансового контроля……10

2.2 Органы государственного  финансового контроля…………..……12

3. Негосударственный финансовый  контроль…………………………22

3.1 Внутрифирменный финансовый  контроль………………………….22

3.2 Аудиторский контроль……………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………….26

 

Ревизия денежных средств

  Введение………………………………………………………………….27

  Порядок проведения инвентаризации денежных средств……………………..28

  Инвентаризация денежных средств,

 хранящихся на счетах  в банках………………………………….………31

Список литературы…………………………………………………….....37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход России после распада СССР от административно - командной системы к рыночной экономики, поставило перед государством новые задачи по развитию, созданию эффективной и действенной экономической системы, как внутри страны, так и за ее пределами.

Данная система характеризуется сложностью общественных отношений связанных с приобретением, владением и распоряжением денежными средствами, предметами и объектами, имеющими материальную ценность, а также важное значение имеет воспроизводство и условия равновесия в экономике. Большинство отношений в данной сфере регулируются с помощью финансов - денежных средств, поэтому на органы государственной власти ложатся обязанности по контролю, справедливому распределению материальных благ, борьбе с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере, соответственно для разрешения этих и других задач государством проводится контроль за их выполнением. Функциональное назначение, которого заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики. Для этого государство использует финансовый контроль, который, занимает особое место в общественной системе, как один из элементов системы управления финансовых отношений в экономике. В соответствии с важностью финансового контроля, который пронизывает все общественное производство, все уровни хозяйствования, важно определить, что представляет собой финансовый контроль и какие органы его осуществляют.

 

 

 

 

 

1. Финансовый контроль

1.1 Сущность и  значение финансового контроля

Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Он является неотъемлемой частью процесса управления финансами и обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП сопровождается контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объектом финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы.

Однако, объект финансового контроля является многоуровневым и всесторонним, ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, соответственно он не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Правильное понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике.

 

1.2 Виды, формы  и методы финансового контроля

Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере развития финансовых отношений, созданию бюджетной и налоговой систем, появлением и развитием финансовых рынков сфера применения финансового контроля постепенно расширялась.

Так можно выделить следующие виды контроля:

- государственный;

- муниципальный;

- ведомственный;

- внутрихозяйственный;

- независимый.

Государственный контроль - это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль -- это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделения, министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль - это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

Финансовый контроль можно проклассифицировать по следующим критериям (формы):

1) регламенту осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2) времени проведения - предварительный, текущий, последующий;

3) субъектам контроля - президентский; законодательных органов власти  и местного самоуправления; исполнительных  органов власти; финансово - кредитных органов; внутрифирменный; ведомственный; аудиторский;

4) объектам контроля - бюджетный; за внебюджетными фондами; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; таможенный; за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово - бухгалтерской отчетности организаций и т.д.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На макроуровне такой контроль проводится в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны, на микроуровне -- в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро -, так и на микроуровне.

Различают следующие методы проведения финансового контроля:

1) документальные и камеральные  проверки;

2) обследования;

3) надзор;

4) анализ финансового  состояния;

5) наблюдение (мониторинг);

6) ревизии.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопрос финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование охватывает более широкий спектр финансово - экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

3. Надзор осуществляется  контролирующими органами за  экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или вид  финансовой деятельности, и предполагает  соблюдение ими установленных  правил и нормативов. Например, осуществляется  надзор за коммерческими банками  со стороны Банка России и  надзор за страховыми компаниями  со стороны Департамента страхового  надзора Министерства финансов  РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее  к риску банкротства и ущемлению  интересов клиентов, влечет за  собой отзыв лицензии.

4. Анализ финансового  состояния как разновидность  финансового контроля предполагает  детальное изучение поквартальной  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности в целях общей оценки  результатов финансовой деятельности  и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.

Информация о работе Органы, осуществляющие проверки и их полномочия