Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 21:16, курсовая работа
Целью работы является исследование основных аспектов и особенностей инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы инфляции;
- Исследовать особенности инфляции в России;
- Рассмотреть основные аспекты антиинфляционной политики в России.
Введение………………………………………………………………….....….3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции…………......................5
Основные характеристики и причины инфляции……………........…….…5
Виды и типы инфляции…………………………………………........……..9
Социально-экономические последствия инфляции………………........…13
Глава 2. Особенности инфляции в России……………………...….16
2.1. Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов………........16
2.2. Динамика инфляции в современный период…………………….........…..21
Глава 3. Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации…....................................................................…28
3.1. Методы борьбы с инфляцией………………………………………........…28
3.2. Направления антиинфляционной политики в РФ………………….......32
Заключение…………………………………………………………….....…42
Библиографический список использованной литературы…........................46
Инфляция в России по итогам 2012 года составила 6,58%. Инфляция по итогам 2011 года составила 6,10%, что является наименьшим значением с 1991 года. В декабре 2011 года индекс потребительских цен составил 100,4%, за период с начала года — 106,1%, что является наименьшим значением с 1991 года (в декабре 2010 года — 101,1%, за период с начала года — 108,8%).
Отметим, что за 2009 год инфляция в России составила 8,8%, в 2008 году равнялась 13,3%.
В декабре 2013 года инфляция составила 0,51%. Уровень инфляции с начала 2013 года составил 6,45%7
За период с 14 по 20 января 2014г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала января - 100,4% (2013г.: с начала января - 100,6%, в целом за январь - 101,0%).. (Таблица 2)
Таблица 2. –Индекс потребительских цен в январе 2014 г
|
С начала |
Среднесуточный прирост цен | |||
с начала |
справочно | ||||
декабрь |
январь | ||||
Индекс потребительских цен |
100,1 |
100,4 |
0,019 |
0,016 |
0,031 |
За прошедшую неделю цены на водку обыкновенного качества выросли на 1,1%, сыры - на 0,6%, мясные консервы, творог, сосиски, сардельки, молоко, масло сливочное и рыбу мороженую - на 0,3-0,4%. Одновременно яйца стали дешевле на 2,5%, сахар-песок - на 0,4%, чай, баранина, масло подсолнечное, крупа гречневая - на 0,2-0,3%.
Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,9%, в том числе на лук репчатый - 3,6%, капусту белокочанную - 3,1%, картофель - 2,1%, морковь - 1,0%. При этом огурцы и помидоры подешевели на 1,7% и 0,8% соответственно.
Как на бензин автомобильный, так и на дизельное топливо цены выросли на 0,1%. (Приложение 1)
Информация подготовлена на основе еженедельной регистрации потребительских цен на 64 вида важнейших товаров и услуг, которая осуществляется в 271 городе России. 8
Об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах в ноябре 2013 года можно судить по данным таблицы 4.(Приложение 2)
Информация подготовлена на основе публикаций Евростата, национальных статистических служб и данных, размещаемых в сети Интернет в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных (ССРД) МВФ.
Графически динамику ИПУ в России и Европейском союзе можно проследить по рис 3.
Рис 3. Индексы потребительских цен в Российской Федерации и Европейском союзе.
За период с начала 2013г. в ЕС наиболее заметно возросли потребительские цены на масла и жиры; молочные изделия, сыры и яйца; рыбу и морепродукты. Вместе с тем в большинстве стран Европейского союза подешевели овощи.
Потребительские цены на масла и жиры заметнее всего увеличились в Германии (на 12,7%), Люксембурге (на 8,1%), Чешской Республике (на 6,3%); на молочные изделия, сыры и яйца - в Германии (на 7,7%), Чешской Республике, Швеции, Финляндии, Австрии, Хорватии (на 5,2-6,6%).
Рыба и морепродукты стали существенно дороже в Эстонии (на 11,2%), Финляндии (на 8,2%), Венгрии (на 6,7%), Великобритании, Чешской Республике, Люксембурге, Словакии, Швеции (на 5,1-6,3%).
В России с начала текущего года более всего выросли цены на молочные изделия, сыры и яйца - на 14,5% (в среднем по странам ЕС - на 2,2%), овощи - на 13,9% (в ЕС цены снизились на 2,5%), масла и жиры - на 7,5% (в ЕС - увеличились на 3,0%), хлебобулочные изделия и крупы - на 6,1% (на 0,3%).
Рыба и морепродукты, а также сахар, джем, мед, шоколад и конфеты стали дороже на 5,5% и 4,9% соответственно (в ЕС - соответственно на 2,0% и 0,2%). На 0,1% с начала года подорожали мясо и мясопродукты (в ЕС - в среднем на 1,0%).
Снижение цен на 0,9% отмечалось на фрукты (в странах ЕС они подорожали в среднем на 0,4%).
Отдельно рассмотрим индексы потребительских цен на продукты питания (Таблица 5)
В ноябре 2013г. среди рассматриваемых зарубежных стран наибольший прирост потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем отмечался в Беларуси (1,6%), Бразилии и Казахстане (в обеих странах - 0,5%).
За период с начала года цены заметнее всего возросли в Беларуси (на 13,7%), Турции (на 6,9%), Бразилии (на 4,9%).
Вместе с тем в большинстве рассматриваемых государств в ноябре наблюдалось снижение потребительских цен, наиболее существенным оно было на Мальте (на 2,2% за месяц), Кипре и в Греции (на 1,3%).
В России в ноябре 2013г. потребительские цены возросли на 0,6% по сравнению с предыдущим месяцем (в среднем по странам ЕС цены снизились на 0,1%); за период с начала года - на 5,9% (в среднем по ЕС - увеличились на 0,7%).
Таблица 5. Индексы потребительских цен на продукты питания в зарубежных странах в ноябре 2013 года, в процентах
К предыдущему месяцу |
Ноябрь 2013г. | |||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь | ||
Российская Федерация |
99,8 |
101,3 |
101,1 |
105,2 |
Австрия |
99,9 |
100,8 |
100,2 |
101,7 |
Бельгия |
99,6 |
100,1 |
100,2 |
101,5 |
Болгария |
101,2 |
100,9 |
99,2 |
98,8 |
Венгрия |
99,3 |
100,1 |
99,7 |
99,8 |
Германия |
99,7 |
100,1 |
100,3 |
101,9 |
Греция |
99,7 |
100,2 |
99,0 |
99,2 |
Дания |
100,3 |
99,0 |
100,1 |
99,1 |
Ирландия |
99,3 |
100,1 |
99,7 |
99,2 |
Испания |
98,6 |
99,3 |
100,1 |
100,7 |
Италия |
99,8 |
99,8 |
100,2 |
100,7 |
Кипр |
100,6 |
101,2 |
96,3 |
97,7 |
Латвия |
99,6 |
100,9 |
99,5 |
99,1 |
Литва |
100,9 |
99,7 |
100,0 |
100,6 |
Люксембург |
100,0 |
99,5 |
100,5 |
103,2 |
Мальта |
100,1 |
99,8 |
100,2 |
100,7 |
Нидерланды |
99,2 |
99,8 |
99,7 |
99,1 |
Польша |
100,1 |
99,9 |
100,2 |
100,9 |
Португалия |
98,8 |
99,3 |
100,0 |
100,6 |
Румыния |
98,3 |
100,8 |
99,9 |
97,4 |
Словакия |
99,6 |
99,5 |
99,6 |
101,2 |
Словения |
99,9 |
99,1 |
99,8 |
101,9 |
Соединенное Королевство |
100,2 |
100,1 |
100,0 |
101,4 |
Финляндия |
99,8 |
100,5 |
100,7 |
103,2 |
Франция |
99,5 |
99,9 |
100,1 |
100,1 |
Хорватия |
99,8 |
98,6 |
99,1 |
99,6 |
Чешская Республика |
99,2 |
99,5 |
100,9 |
101,7 |
Швеция |
100,0 |
99,1 |
100,1 |
101,2 |
Эстония |
98,4 |
100,0 |
99,7 |
101,9 |
Итого по странам |
99,6 |
99,9 |
100,1 |
100,7 |
_____________________
1) По международной классификации COICOP - без учета алкогольных и безалкогольных напитков.
В ноябре среди стран Европейского союза наиболее заметное увеличение потребительских цен на продукты питания было отмечено в Чешской Республике (на 0,9% по сравнению с предыдущим месяцем), Финляндии (на 0,7%), Люксембурге (на 0,5%).
В то же время в ряде государств ЕС цены на продукты за месяц снизились, значительнее всего на Кипре - на 3,7%.
За период с начала 2013г. наибольший прирост цен на продовольствие наблюдался в Люксембурге, Финляндии (3,2%), Германии, Словении и Эстонии (1,9%).
В России потребительские цены на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем увеличились на 1,1% (в среднем по странам ЕС - на 0,1%), за период с начала года - на 5,2% (в среднем по ЕС - на 0,7%).
В Приложении 3 представлены индексы потребительских цен по основным продуктам.
По сравнению с предыдущим месяцем в ноябре в ЕС наиболее заметно повысились потребительские цены на овощи и на молочные изделия, сыры и яйца, возросли также цены на рыбу и морепродукты и на масла и жиры.
Среди государств ЕС прирост цен на овощи был наибольшим в Польше, Португалии (4,5%), Бельгии и Франции (3,1%); на молочные изделия, сыры и яйца - в Германии (2,0%) и Чешской Республике (1,9%). Рыба и морепродукты более всего подорожали в Эстонии (на 2,4%), Швеции (на 2,0%), Испании (на 1,6%); масла и жиры - в Великобритании (на 2,1%), Нидерландах (на 0,9%).
В то же время в большинстве стран ЕС за месяц снизились цены на фрукты, стали дешевле сахар, джем, мед, шоколад и конфеты. На Кипре значительно подешевели овощи - на 23,5%.
В России, как и в ЕС, в ноябре 2013г. наиболее заметный прирост потребительских цен среди наблюдаемых групп продуктов питания отмечался на овощи - соответственно на 4,7% и 0,9%.
Молочные изделия, сыры и яйца подорожали на 3,3% (в среднем по странам ЕС - на 0,6%). Цены на масла и жиры выросли на 1,0% (в среднем по ЕС - на 0,1%), на рыбу и морепродукты, а также на фрукты - на 0,7% (в ЕС цены на рыбу и морепродукты увеличились на 0,4%, на фрукты - снизились на 1,2%), на хлебобулочные изделия и крупы, мясо и мясопродукты - на 0,3% и 0,2% соответственно (в ЕС цены на эти группы остались на уровне предыдущего месяца).
Как и в ЕС, в России цены на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты стали ниже на 0,1%..9
Глава 3. Основные аспекты антиинфляционной политики в России
3.1. Методы борьбы с инфляцией
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы
Косвенные методы включают в себя:
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и
3. Обязательные резервы
Прямые методы
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное
регулирование государством
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.
а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора. В течение кризисного периода следует также проводить рациональною государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
7. В течение кризисного периода
следует так же проводить
Методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во – первых, структурно – системный характер, то есть порождена сложившейся структурной экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во – вторых традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включает в себя широкий спектр кредитно – денежных и бюджетно–финансовых регуляторов.
Информация о работе Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации