Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование основных аспектов и особенностей инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы инфляции;
- Исследовать особенности инфляции в России;
- Рассмотреть основные аспекты антиинфляционной политики в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....….3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции…………......................5
Основные характеристики и причины инфляции……………........…….…5
Виды и типы инфляции…………………………………………........……..9
Социально-экономические последствия инфляции………………........…13
Глава 2. Особенности инфляции в России……………………...….16
2.1. Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов………........16
2.2. Динамика инфляции в современный период…………………….........…..21
Глава 3. Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации…....................................................................…28
3.1. Методы борьбы с инфляцией………………………………………........…28
3.2. Направления антиинфляционной политики в РФ………………….......32
Заключение…………………………………………………………….....…42
Библиографический список использованной литературы…........................46

Файлы: 1 файл

kr_2014_inflyatsia_v_rossii_1.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

 

Инфляция в России по итогам 2012 года составила 6,58%. Инфляция по итогам 2011 года составила 6,10%, что является наименьшим значением с 1991 года. В декабре 2011 года индекс потребительских цен составил 100,4%, за период с начала года — 106,1%, что является наименьшим значением с 1991 года (в декабре 2010 года — 101,1%, за период с начала года — 108,8%).

Отметим, что за 2009 год инфляция в России составила 8,8%, в 2008 году равнялась 13,3%.

В декабре 2013 года инфляция составила 0,51%. Уровень инфляции с начала 2013 года составил 6,45%7

За период с 14 по 20 января 2014г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала января - 100,4% (2013г.: с начала января - 100,6%, в целом за январь - 101,0%).. (Таблица 2)

Таблица 2. –Индекс потребительских цен  в январе 2014 г

 
К предыдущей дате 
регистрации цен

С начала 
января 
2014г.

Среднесуточный прирост цен

с начала 
января 
2014г.

справочно

декабрь 
2013г.

январь 
2013г.

Индекс потребительских цен  
(оценка)

100,1

100,4

0,019

0,016

0,031


 

За прошедшую неделю цены на водку обыкновенного качества выросли на 1,1%, сыры - на 0,6%, мясные консервы, творог, сосиски, сардельки, молоко, масло сливочное и рыбу мороженую - на 0,3-0,4%. Одновременно яйца стали дешевле на 2,5%, сахар-песок - на 0,4%, чай, баранина, масло подсолнечное, крупа гречневая - на 0,2-0,3%.

Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,9%, в том числе на лук репчатый - 3,6%, капусту белокочанную - 3,1%, картофель - 2,1%, морковь - 1,0%. При этом огурцы и помидоры подешевели на 1,7% и 0,8% соответственно.

Как на бензин автомобильный, так и на дизельное топливо цены выросли на 0,1%. (Приложение 1)

Информация подготовлена на основе еженедельной регистрации потребительских цен на 64 вида важнейших товаров и услуг, которая осуществляется в 271 городе России. 8 

Об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах в ноябре 2013 года можно судить по данным таблицы 4.(Приложение 2)

Информация подготовлена на основе публикаций Евростата, национальных статистических служб и данных, размещаемых в сети Интернет в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных (ССРД) МВФ.

Графически динамику ИПУ в России и Европейском союзе можно проследить по рис 3.

Рис 3.  Индексы потребительских цен в Российской Федерации и Европейском союзе.

За период с начала 2013г. в ЕС наиболее заметно возросли потребительские цены на масла и жиры; молочные изделия, сыры и яйца; рыбу и морепродукты. Вместе с тем в большинстве стран Европейского союза подешевели овощи.

Потребительские цены на масла и жиры заметнее всего увеличились в Германии (на 12,7%), Люксембурге (на 8,1%), Чешской Республике (на 6,3%); на молочные изделия, сыры и яйца - в Германии (на 7,7%), Чешской Республике, Швеции, Финляндии, Австрии, Хорватии (на 5,2-6,6%).

Рыба и морепродукты стали существенно дороже в Эстонии (на 11,2%), Финляндии (на 8,2%), Венгрии (на 6,7%), Великобритании, Чешской Республике, Люксембурге, Словакии, Швеции (на 5,1-6,3%).

В России с начала текущего года более всего выросли цены на молочные изделия, сыры и яйца - на 14,5% (в среднем по странам ЕС - на 2,2%), овощи - на 13,9% (в ЕС цены снизились на 2,5%), масла и жиры - на 7,5% (в ЕС - увеличились на 3,0%), хлебобулочные изделия и крупы - на 6,1% (на 0,3%).

Рыба и морепродукты, а также сахар, джем, мед, шоколад и конфеты стали дороже на 5,5% и 4,9% соответственно (в ЕС - соответственно на 2,0% и 0,2%). На 0,1% с начала года подорожали мясо и мясопродукты (в ЕС - в среднем на 1,0%).

Снижение цен на 0,9% отмечалось на фрукты (в странах ЕС они подорожали в среднем на 0,4%).

 Отдельно рассмотрим индексы потребительских цен на продукты питания (Таблица 5)

В ноябре 2013г. среди рассматриваемых зарубежных стран наибольший прирост потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем отмечался в Беларуси (1,6%), Бразилии и Казахстане (в обеих странах - 0,5%).

За период с начала года цены заметнее всего возросли в Беларуси (на 13,7%), Турции (на 6,9%), Бразилии (на 4,9%).

Вместе с тем в большинстве рассматриваемых государств в ноябре наблюдалось снижение потребительских цен, наиболее существенным оно было на Мальте (на 2,2% за месяц), Кипре и в Греции (на 1,3%).

В России в ноябре 2013г. потребительские цены возросли на 0,6% по сравнению с предыдущим месяцем (в среднем по странам ЕС цены снизились на 0,1%); за период с начала года - на 5,9% (в среднем по ЕС - увеличились на 0,7%).

 

Таблица 5. Индексы потребительских цен на продукты питания в зарубежных странах в ноябре 2013 года, в процентах

 

К предыдущему месяцу

Ноябрь 2013г.  
в % к 
декабрю 2012г.

сентябрь 
2013г.

октябрь 
2013г.

ноябрь 
2013г.

Российская Федерация

99,8

101,3

101,1

105,2

Австрия

99,9

100,8

100,2

101,7

Бельгия

99,6

100,1

100,2

101,5

Болгария

101,2

100,9

99,2

98,8

Венгрия

99,3

100,1

99,7

99,8

Германия

99,7

100,1

100,3

101,9

Греция

99,7

100,2

99,0

99,2

Дания

100,3

99,0

100,1

99,1

Ирландия

99,3

100,1

99,7

99,2

Испания

98,6

99,3

100,1

100,7

Италия

99,8

99,8

100,2

100,7

Кипр

100,6

101,2

96,3

97,7

Латвия

99,6

100,9

99,5

99,1

Литва

100,9

99,7

100,0

100,6

Люксембург

100,0

99,5

100,5

103,2

Мальта

100,1

99,8

100,2

100,7

Нидерланды

99,2

99,8

99,7

99,1

Польша

100,1

99,9

100,2

100,9

Португалия

98,8

99,3

100,0

100,6

Румыния

98,3

100,8

99,9

97,4

Словакия

99,6

99,5

99,6

101,2

Словения

99,9

99,1

99,8

101,9

Соединенное Королевство  
(Великобритания)

100,2

100,1

100,0

101,4

Финляндия

99,8

100,5

100,7

103,2

Франция

99,5

99,9

100,1

100,1

Хорватия

99,8

98,6

99,1

99,6

Чешская Республика

99,2

99,5

100,9

101,7

Швеция

100,0

99,1

100,1

101,2

Эстония

98,4

100,0

99,7

101,9

Итого по странам  
Европейского союза (ЕС-28)

99,6

99,9

100,1

100,7


_____________________

 1) По международной классификации COICOP - без учета алкогольных и безалкогольных напитков.

В ноябре среди стран Европейского союза наиболее заметное увеличение потребительских цен на продукты питания было отмечено в Чешской Республике (на 0,9% по сравнению с предыдущим месяцем), Финляндии (на 0,7%), Люксембурге (на 0,5%).

В то же время в ряде государств ЕС цены на продукты за месяц снизились, значительнее всего на Кипре - на 3,7%.

За период с начала 2013г. наибольший прирост цен на продовольствие наблюдался в Люксембурге, Финляндии (3,2%), Германии, Словении и Эстонии (1,9%).

В России потребительские цены на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем увеличились на 1,1% (в среднем по странам ЕС - на 0,1%), за период с начала года - на 5,2% (в среднем по ЕС - на 0,7%).

 В Приложении 3 представлены индексы потребительских цен по основным продуктам.

По сравнению с предыдущим месяцем в ноябре в ЕС наиболее заметно повысились потребительские цены на овощи и на молочные изделия, сыры и яйца, возросли также цены на рыбу и морепродукты и на масла и жиры.

Среди государств ЕС прирост цен на овощи был наибольшим в Польше, Португалии (4,5%), Бельгии и Франции (3,1%); на молочные изделия, сыры и яйца - в Германии (2,0%) и Чешской Республике (1,9%). Рыба и морепродукты более всего подорожали в Эстонии (на 2,4%), Швеции (на 2,0%), Испании (на 1,6%); масла и жиры - в Великобритании (на 2,1%), Нидерландах (на 0,9%).

В то же время в большинстве стран ЕС за месяц снизились цены на фрукты, стали дешевле сахар, джем, мед, шоколад и конфеты. На Кипре значительно подешевели овощи - на 23,5%.

В России, как и в ЕС, в ноябре 2013г. наиболее заметный прирост потребительских цен среди наблюдаемых групп продуктов питания отмечался на овощи - соответственно на 4,7% и 0,9%.

Молочные изделия, сыры и яйца подорожали на 3,3% (в среднем по странам ЕС - на 0,6%). Цены на масла и жиры выросли на 1,0% (в среднем по ЕС - на 0,1%), на рыбу и морепродукты, а также на фрукты - на 0,7% (в ЕС цены на рыбу и морепродукты увеличились на 0,4%, на фрукты - снизились на 1,2%), на хлебобулочные изделия и крупы, мясо и мясопродукты - на 0,3% и 0,2% соответственно (в ЕС цены на эти группы остались на уровне предыдущего месяца).

Как и в ЕС, в России цены на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты стали ниже на 0,1%..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Основные аспекты антиинфляционной политики в России

 

3.1. Методы борьбы с  инфляцией

 

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы

Косвенные методы включают в себя:

1. Регулирование общей массы  денег через управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и счетного  процесса коммерческих банков  через управление ими  центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих  банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование  цен;

3. Государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

Первоочередные антиинфляционные методы.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых  реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует  оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

 а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

 б) установление государственных  закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет  нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг,  ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый  кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора. В течение кризисного периода следует также проводить рациональною государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

7. В течение кризисного периода  следует так же проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего контроля частной  экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во – первых, структурно – системный характер, то есть порождена сложившейся структурной экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во – вторых традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включает в себя широкий спектр кредитно – денежных и бюджетно–финансовых регуляторов.

Информация о работе Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации