Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование основных аспектов и особенностей инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы инфляции;
- Исследовать особенности инфляции в России;
- Рассмотреть основные аспекты антиинфляционной политики в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....….3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции…………......................5
Основные характеристики и причины инфляции……………........…….…5
Виды и типы инфляции…………………………………………........……..9
Социально-экономические последствия инфляции………………........…13
Глава 2. Особенности инфляции в России……………………...….16
2.1. Появление и источники инфляции в РФ в начале 90-х годов………........16
2.2. Динамика инфляции в современный период…………………….........…..21
Глава 3. Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации…....................................................................…28
3.1. Методы борьбы с инфляцией………………………………………........…28
3.2. Направления антиинфляционной политики в РФ………………….......32
Заключение…………………………………………………………….....…42
Библиографический список использованной литературы…........................46

Файлы: 1 файл

kr_2014_inflyatsia_v_rossii_1.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Одна из антиинфляционных мер правительства в 2014 году -замораживание тарифов . По самым грубым подсчетам, это позволит снизить инфляцию 2014 г. примерно на 0,4-0,5 п. п.», — объяснял важность меры в интервью «Интерфаксу» в сентябре министр экономического развития Алексей Улюкаев. Общий эффект от замораживания тарифов для экономики, по подсчетам его министерства, составит в 2014 г. 130 млрд руб., в 2015 г. — около 140 млрд руб., в 2016 г. — около 150 млрд руб.12

В предстоящий трехлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста. К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции

Российский Центробанк готов поднять предполагаемый сейчас целевой ориентир по инфляции на 2014 год, если правительство не сможет ограничить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что Центробанку нужно больше ясности по поводу планов правительства в отношении тарифной политики.

По ее словам, ЦБ считает важным продолжение курса на снижение инфляции, наиболее оптимальным вариантом является целевой уровень инфляции на следующий год в 4,5%, а на 2015-2016 годы - в 4%.13

Целевые ориентиры по инфляции установлены в виде точечных значений, а не диапазона, как в предыдущие годы. Преимуществом использования точечной цели по инфляции по сравнению с целевым диапазоном является более четкий сигнал о том, какой именно темп роста цен рассматривается Банком России в качестве желаемого, что должно обеспечить однозначное понимание цели денежно-кредитной политики экономическими агентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы.

Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета.

Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей.

Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом, что является одним из факторов социально-экономической стабилизации страны.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический повсеместный характер, вызываемый денежными факторами, а чаще политическими. Полностью исключить инфляцию даже при рыночной экономике невозможно, речь может только идти об управлении инфляцией.

В современных условиях выработка антиинфляционных мер должна базироваться на трактовке инфляции как многофакторного процесса. Успешно решить проблему роста потребительских цен удастся при условии разработки и реализации комплекса антиинфляционных мероприятий, тесно увязанных со структурой и промышленной политикой.

Комплекс антиинфляционных мер правительства при их правильной балансировке может привести к положительному результату. Еще раз в этой связи напомним, что заслуживают внимания следующие наиболее важные меры:

- ограничение роста тарифов  в секторе ЖКХ и тарифов  естественных монополий;

- отказ от противодействия укреплению  эффективного курса рубля;

- контроль над бюджетными расходами;

- повышение Банком России процентных  ставок по краткосрочным депозитам и, как следствие, возможно, по некоторым видам кредитов;

- формирование стабильных правил  регулирования импорта сельхозпродукции;

- сдерживание увеличения цен  на нефтепродукты на внутреннем  рынке;

- стимулирование инвестиционной  активности и конкуренции;

- прочие меры.

В борьбе с инфляцией существует опасность перенесения акцента исключительно на ограничительную денежно – кредитную политику. В итоге борьба с инфляцией может обернуться новыми рисками для экономики и банковской сферы:

- сдерживание роста денежных агрегатов снижает ресурсную базу банковской системы и экономики, в целом;

- удорожание кредита препятствует  экономическому росту, и может  способствовать возникновению локальных, региональных, и возможно системных  кризисных явлений в экономике;

- излишние ограничения в денежно  – кредитной сфере могут отобразиться  на реализации социальных программ, что в конечном счете будет  сдерживать потребительский спрос.

Кроме того, недостаточный контроль за немонетарными факторами может привести к росту этого компонента инфляции и отразиться на общем росте цен.

В пакете мер антиинфляционной политики следовало бы уделять больше внимания другим инструментам:

- активизировать экономику предложения  через создание соответствующих  стимулов в налоговой политике;

- сделать более равномерными  выплаты заработной платы бюджетникам;

- стимулировать инвестиции и  развитие конкуренции.

Кроме того, необходимо уделить повышенное внимание развитию национальной банковской системы и совершенствованию сферы услуг, в целом.

В ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по преодолению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается немало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы, как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список использованной литературы

 

  1. Амосов А. особенности инфляции и возможности противостоять ей.//Экономист – 2012 г.
  2. Баранова Е. антиинфляционная политика стран ЕС в условиях становления единой валюты //Российский экономический журнал, 2011
  3. Бессонов В. Деньги грядущие нам говорят что?// Эксперт 2011
  4. Борисов Т.Г. Экономическая теория. Москва: РИОР - 2011 г., с.142
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 3-е издание. Москва: ЮРАЙТ – 2012 г., с. 353
  6. Ванн Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 2012. 799 с.
  7. Гуревич Е.Т. Механизмы инфляции в 2000 – 2005 годах
  8. Грязнова А.Г. Думная Н.Н. «Макроэкономика: теория и российская практика»: учебник. М., 2011
  9. Ковалев В.В., Финансы: Учебник. — М; Велби, 2009. — 640 с.
  10. Коробова Г.Г. Банковское дело. Учебник. Москва: Экономистъ–2012г., 766с.
  11. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник, 2-е изд. Москва: РАГС, 2011 г.
  12. Красавина Л.Н., Андрюшин С.А. Денежная реформа 1992 – 1993 годов и проблемы регулирования инфляции в России// Деньги и кредит 2003
  13. Мамедов, О.Ю. «Современная экономика.» / О.Ю. Мамедов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  14. Сажина М.А. «Основы экономической теории» Г.Г. Чибриков М.: Экономика, 2012 г.
  15. www.gks.ru  - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
  16. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ
  17. www.cbr.ru  - официальный сайт Центрального банка РФ
  18. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/ind-zen2412.htm
  19. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/5ozen22.htm

 

 

 

 

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 3-е издание. Москва: ЮРАЙТ – 2008 г., с. 353

2 Борисов Т.Г. Экономическая теория. Москва: РИОР - 2008 г., с.142

3 Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика. Учебник. Москва, 2011 г., с. 134

4 Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник, 2-е изд. Москва: РАГС, 2005 г.

5 http://www.lawinrussia.ru/node/162305

6 http://25signals.ru/reference/statistika-urovnya-inflyacii/

7 http://уровень-инфляции.рф/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8.aspx

8 http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/75ozen17.htm

9 http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/ind-zen24.htm

10 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 3-е издание. Москва: ЮРАЙТ – 2012 г., с. 353

11РИА Новости http://ria.ru/economy/20130418/933361800.html#ixzz2RYkUFsaV

 

12 http://vspro.info/article/правительство-научит-экономии

13 http://www.klerk.ru/bank/news/336554/


Информация о работе Основные аспекты антиинфляционной политики в Российской Федерации