Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной курсовой работы - определение основных черт, исследование проблем и сущности международной торговли.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
1. Раскрытие сущности и роли мировой торговли;
2. Определение проблем международной торговли;
3. Изучение элементов и инструментов регулирования международной торговли;
4. Рассмотрение международной торговли в современных условиях экономического кризиса.
Введение 3
1. Основные черты международной торговли 5
1.1 Сущность и роль международной торговли в развитии мирохозяйственных связей 5
1.2 Формы и методы международной торговли 8
1.3 Элементы международной торговли 12
1.3.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома 12
1.3.2 Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. 13
1.4 Инструменты регулирования международной торговли 13
1.4.1 Тарифные методы регулирования международной торговли 14
1.4.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли 17
2. Проблемы международной торговли 22
3. Международная торговля в условиях экономического кризиса 25
Заключение 29
Список источников 30
Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, проблем и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития – этим и объясняется актуальность данной курсовой работы.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной курсовой работы - определение основных черт, исследование проблем и сущности международной торговли.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
1. Раскрытие сущности и роли мировой торговли;
2. Определение проблем международной торговли;
3. Изучение элементов и инструментов регулирования международной торговли;
4. Рассмотрение международной торговли в современных условиях экономического кризиса.
Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сама международная торговля, а предметом – сущность, проблемы, элементы и инструменты современной международной торговли.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Мировая торговля является
традиционной и наиболее развитой формой
международных экономических
Мировая или международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И не смотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик, и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами или их представителями.
Внешняя торговля – это совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны. Это торговля одной страны с субъектами мирового хозяйства.
Международная торговля является важной и исторически первой формой международных экономических отношений. В настоящее время в ней участвуют все субъекты мирового хозяйства.1
Основные факторы развития международной торговли:
Роль международной торговли в развитии мирохозяйственных связей:
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяются тем, что через нее:
Организация международной торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют национальную экономику, ее проблемы и перспективы развития. На динамику мирового товарооборота оказывают воздействие многие факторы. Это расширение производства, углубление международного разделения труда, фаза мирового экономического цикла и другие составляющие, влияющие на совокупный спрос развитых стран. Эти страны являются основными экспортерами и импортерами товаров и услуг, причем большая часть их товарооборота приходится на взаимную торговлю. Влияют на динамику мирового товарооборота также кредитование, либерализация внешней торговли, интеграция, валютный курс и другие факторы.
Заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на международных рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.
Современная международная торговля постепенно утрачивает изначально присущие ей черты простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции и все более сводится к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.
Каждое государство проводит систему мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направление товарных потоков. Эта система мероприятий является внешнеторговой политикой.
Создание в России рыночной экономики предполагает ее интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы. Основная роль во внешнеэкономических связях отводится торговле. Рассмотрим более подробно современные формы международной торговли.3
1. Торговля готовой продукцией. Экспортная ориентация готовых изделий показывает, что национальное производство основано на достижениях новых технологий, широком использовании современных патентов и лицензий, применении ресурсосберегающих и безотходных методов производства.
2. Торговля изделиями в разобранном виде. Экспорт готовой продукции в виде узлов и деталей применяется в международной торговле для повышения ее конкурентоспособности и преодоления таможенных и административных барьеров, направленных на ограничение импорта готовой продукции. На импорт готовой продукции в виде узлов и деталей устанавливаются низкие таможенные пошлины, что, в свою очередь, способствует организации сборочных производств за рубежом. Экспортеру такая форма торговли выгодна, поскольку он не несет расходов по сборке продукции в своей стране.
3. Торговля комплектным оборудованием. Экспорт комплектного оборудования отражает потребности мирового рынка капитального строительства. Экспортер имеет возможность расширить свои экспортные возможности. Кроме оборудования, он продает и сопутствующие услуги. Импортер за короткий срок получает новое современное оборудование.
4. Строительство объектов «под ключ» – одна из наиболее сложных форм международной торговли, включает следующие подрядные работы:
•подготовку технико-экономического обоснования объекта;
•разработку проектного задания, технического и рабочего проектов;
•поставку строительных материалов;
•сооружение промышленных и административных зданий и объектов инфраструктуры;
•поставку производственного оборудования, инструмента и запчастей;
•монтаж, наладку и пуск оборудования;
•обучение персонала.
Заказчик требует от поставщика банковской гарантии должного исполнения контракта на весь гарантированный период на случай покрытия убытков или претензий по качеству.
5. Торговля сырьевыми товарами. Положение экспортеров сырья, с одной стороны, ухудшается в связи с появлением новых синтетических заменителей, внедрением материало– и ресурсосберегающих технологий, а с другой – улучшается по мере роста промышленного производства отдельных стран. К сырьевым товарам относятся:
•минеральное сырье, продукты его обработки и переработки;
•сельскохозяйственное сырье;
•продукты химической промышленности.
Спрос и предложение
на минеральное и
6. Биржевая торговля. Товарная биржа как форма международной торговли представляет собой постоянно действующий рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам, согласно установленным стандартам. Это массовые сырьевые и продовольственные товары: нефть и нефтепродукты, медь, олово, цинк, свинец, алюминий, пшеница, рожь, каучук, хлопок, шелк, сахар, какао. Важнейшие мировые биржи сосредоточены в Амстердаме, Антверпене, Виннипеге, Гамбурге, Иокогаме, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго.
7. Торговля продовольствием и товарами широкого потребления. Определяется большой неоднородностью качественных характеристик, сезонностью производства и потребления, ограниченностью сроков хранения. Торговля товарами широкого потребления имеет особенности, связанные с огромной номенклатурой производимых товаров и массовостью спроса, зависящего от запросов и вкусов, традиций, уровня занятости, платежеспособности населения.
8. Торговля результатами интеллектуальной собственности, к которым относятся:
•патенты и изобретения;
•промышленные образцы;
•товарные знаки;
•ноу-хау.
Права использования этих продуктов в производственных и коммерческих целях являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны – лицензиаром (продавец) и лицензиатом (покупатель).4
9. Торговля инженерно-консультационными услугами.
Услуги оказывают очень сильное влияние на международную торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности и зачастую – необходимым условием продвижения товара на рынок.
Современные методы международной торговли представлены следующими видами5:
1. Встречная торговля – самый давний вид международной торговли, заключающийся в обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание. К встречной торговле относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Разница в стоимости покрывается денежными платежами. Наиболее традиционная разновидность встречной торговли – бартерные операции, встречные закупки.
2. Операции с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом. Они имеют признаки встречной торговли и являются сбалансированными и заранее оцененными.
Информация о работе Основные черты и проблемы международной торговли