Основные черты и проблемы международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной курсовой работы - определение основных черт, исследование проблем и сущности международной торговли.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
1. Раскрытие сущности и роли мировой торговли;
2. Определение проблем международной торговли;
3. Изучение элементов и инструментов регулирования международной торговли;
4. Рассмотрение международной торговли в современных условиях экономического кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные черты международной торговли 5
1.1 Сущность и роль международной торговли в развитии мирохозяйственных связей 5
1.2 Формы и методы международной торговли 8
1.3 Элементы международной торговли 12
1.3.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома 12
1.3.2 Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. 13
1.4 Инструменты регулирования международной торговли 13
1.4.1 Тарифные методы регулирования международной торговли 14
1.4.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли 17
2. Проблемы международной торговли 22
3. Международная торговля в условиях экономического кризиса 25
Заключение 29
Список источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая_Оригинал мировая экономика.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

3. Выкуп техники, бывшей в употреблении. Для экспортера это возможность выпускать более конкурентоспособную продукцию, а для импортера – освободиться от морально устаревшей техники или продать ее по остаточной стоимости. Как правило, применяется при сбыте легковых и грузовых автомобилей, компьютерной и копировальной техники, морских судов, сельскохозяйственных машин, металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования.

4. Компенсационные операции, по сути, напоминают бартерные, однако имеют и принципиальные отличия:

•в бартерной сделке обменивают товар на товар, а в  компенсационной – список товаров на список товаров;

•бартерная сделка строго сбалансирована, а в компенсационной  сделке может быть разница между  стоимостью взаимных поставок.

5. Арендные и лизинговые операции являются перспективными видами международной торговли, поскольку составляют серьезную конкуренцию коммерческим операциям. Такие операции предполагают передачу арендодателем во временное пользование арендатору имущества за согласованную арендную плату на определенный срок с целью получения коммерческой выгоды.  

Итак, разнообразие форм и методов международной  торговли требует от менеджеров фирм умения не только управлять производством, но и принимать решения о реализации товаров, выбирая наиболее эффективные  способы сбыта на различных внешних рынках с учётом их конъюнктуры.

1.3 Элементы международной торговли

1.3.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома

Некоторые фирмы предпочитают держаться в стороне от деятельности международной торговли из-за ее рисков и сложности. Фирма, желающая купить товары за границей, может купить их через посредника, занимающегося импортом. Это международный торговец, покупающий товары у зарубежных поставщиков и получающих прибыль от перепродажи этих товаров другим фирмам в своей стране. Таким же образом, фирма может продавать товары посреднику, занимающемуся экспортом, или экспортной фирме в своей стране. 6

Фирма может также  принять решение ограничить свое участие в международной торговле, положившись на услуги представителя, агента или конфирмационного дома.

Агент представляет собой  зарубежную фирму, которая берется выполнять любые из следующих функций в интересах экспортера:

  • получать заказы от клиентов в стране агента;
  • осуществлять котировку цен для потенциальных клиентов и выполнять другие требования клиентов;
  • заниматься рекламой и продвижением на рынок продукции экспортера;
  • держать экспортера в курсе дел об условиях местного рынка, ценах и т.д.;
  • разбираться с претензиями клиентов.

Конфирмационные дома действуют  как агенты для зарубежных покупателей. Зарубежный Покупатель может попросить  конфирмационный дом купить товары от его имени и доставить кредит покупателю, оплатив эти товары. Английский экспортер тогда будет иметь дело с конфирмационным домом в Великобритании, а не с покупателем за рубежом.

1.3.2 Отделения, филиалы и ассоциированные  компании за рубежом.

Вместо продажи товаров  непосредственно покупателям в  зарубежной стране, экспортер может  создать организацию в одной  или более зарубежных странах.

Отделение представляет собой зарубежный офис или торговое предприятие, являющееся частью структуры компании-экспортера.

Филиал представляет собой отдельно зарегистрированную компанию, контролируемую экспортером. Филиал может полностью принадлежать экспортеру, но быть созданным как  отдельная компания либо для торговли, либо по причинам, связанным с местным законодательством. Однако правительство зарубежной страны может настаивать, чтобы определенная часть акционерного капитала принадлежала ее гражданам и чтобы некоторые из граждан были членами совета директоров. Степень влияния правительства на такие филиалы различна в разных странах.

Ассоцированная компания представляет собой отдельную компанию, в которой экспортер имеет  значительную долю. Предпочтение экспортера торговать посредством такой  компании объясняется возможностью оказывать влияние на нее, даже не имея большинства решающих голосов.

1.4 Инструменты регулирования международной  торговли

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная  экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.7

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании  таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Отдельные инструменты  торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства  в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

1.4.1 Тарифные методы регулирования международной торговли

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько  дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в  зависимости от контекста может  определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.8

В отдельных странах  таможенная территория может не совпадать  с географической территорией. Под  товаром обычно понимается любое  имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

  1. По способу взимания:
    • адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
    • специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
    • комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).
  2. По объекту обложения:
    • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
    • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
    • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
  3. По характеру:
    • сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
    • антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
    • компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

1.4.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или  нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

В большинстве случаев  использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным  таможенным режимом приводит к более  ограничительному характеру государственной  торговой политики в целом.

Количественные ограничения - административная форма нетарифного  государственного регулирования торгового  оборота, определяющая количество и  номенклатуру товаров, разрешенных  к экспорту или импорту.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

  1. По направленности их действия квоты разделяются на:
    • экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;
    • импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
  2. По охвату квоты делятся на:
    • глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;
    • индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Тесно связан с квотированием  другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.9

Лицензирование - регулирование  внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах  за определенный промежуток времени.

Лицензирование может  являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право  ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

  • разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
  • генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
  • глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
  • автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.10

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Количественное ограничение  импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение  экспорта - количественное ограничение  экспорта, основанное на обязательстве  одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять  объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Информация о работе Основные черты и проблемы международной торговли