Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение деятельности фирмы в рыночной экономике.
Задачи исследования. В соответствии с целью курсовой работы автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- рассмотреть понятие и дать общую характеристику фирме как экономической категории;
- определить причины возникновения и существования фирм, цели и задачи деятельности и организационную структуру фирмы;
- дать классификацию фирм;
- рассмотреть виды и организационно-правовые формы предпринимательства;

Содержание работы

Введение

1
Предприятие – основное звено в экономике

1.1
Понятие и общая характеристика фирмы

1.2
Объективные причины возникновения и существования фирм

1.3
Классификация фирм

1.4
Цели и задачи деятельности и организационная структура фирм (предприятий)

2
Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

2.1
Виды предпринимательства

2.2
Организационно-правовые формы предпринимательства

2.3
Фирма как институт рыночной экономики

3
Роль государства в функционировании фирмы


Заключение

Файлы: 1 файл

Основные характеристики деятельности фирмы в (1).doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение 

 

1

Предприятие – основное звено в экономике

 

1.1

Понятие и общая характеристика фирмы

 

1.2

Объективные причины  возникновения и существования  фирм

 

1.3

Классификация фирм

 

1.4

Цели и задачи деятельности и организационная структура фирм (предприятий)

 

2

Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

 

2.1

Виды предпринимательства

 

2.2

Организационно-правовые формы предпринимательства

 

2.3

Фирма как институт рыночной экономики

 

3

Роль государства в  функционировании фирмы

 
 

Заключение 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении последних  полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях1.

Представленная работа посвящена теме «Основные характеристики деятельности фирмы в  рыночной экономике».

Целью данной работы является определение деятельности фирмы в  рыночной экономике.

Задачи исследования. В соответствии с целью курсовой работы автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

-  рассмотреть понятие и дать общую характеристику фирме как экономической категории;

-  определить причины возникновения и существования фирм, цели и задачи деятельности и организационную структуру фирмы;

-  дать классификацию фирм;

- рассмотреть виды и организационно-правовые формы предпринимательства;

-  выявить роль государства в функционировании фирмы.

Предметом исследования в курсовой работе является деятельность фирмы (предприятия).

Объектом исследования - фирма (предприятие) в рыночной экономике.

Объем и структура  работы. Цель и задачи исследования определили структуру данной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Предприятие – основное  звено в экономике

1.1. Понятие и общая характеристика фирмы

 

В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

Однако в экономической  литературе, как зарубежной, так  и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие «организация».

Если у К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю2 «фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями», то у В. Е. Адамова3 под фирмой понимается предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государством органах. Таким образом, в первом случае просматривается достаточно четкое определение понятия «фирма», а во втором – делается попытка дифференцировать понятия «организация», «предприятие», «фирма». Считается, что в условиях экономики России второе определение более приемлемое, особенно в такой отрасли, как промышленность.

Таким образом, в научной  и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия  – «предприятие» и «фирма». Оба  термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» – общее понятие коммерческой организации.

Принято считать, что  предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические  лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях.

Вместе с тем следует  отметить, что понятие «фирма»  зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции.

 

1.2. Объективные причины возникновения и существования фирм

 

Существует несколько  подходов к объяснению возникновения и развития фирм.

Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую  систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом  отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма –  совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций. Р. Коуз, показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, названных трансакционными4.

Такой подход позволяет анализировать как рыночные, так и внутрифирменные экономические связи. Как было уже упомянуто в предыдущей главе существуют следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка – о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов. Фирмы возникают в связи с огромными затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

Внутрифирменные экономические  связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные  трансакции тесным образом связаны  между собой, и соотношение между  ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму. В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие существенные моменты5:

  1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.
  2. Может случиться так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так; чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.
  3. Цена реализации одного или более фактора производства может расти, так как "другие преимущества" мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы.

Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.

Следовательно, абстрагируясь  от других обстоятельств, можно заключить, что стремление фирм к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

а) ниже издержки организации  и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

б) предприниматель менее  склонен делать ошибки, и рост числа  ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

в) больше снижение (или  чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.

Объяснение необходимости  существования фирмы как общественного  института только в связи с  тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами "организованного процесса". Оно носит коллективный характер при всё усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.

Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.

Здесь уместно дать еще  одно определение фирмы – хозяйственная  единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.

Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она стремится. Значит, далее мы должны рассмотреть, что такое цели и как они влияют на деятельность современной фирмы.

1.3. Классификация фирм

 

Исторический опыт хозяйствования породил множество типов фирм, отражающих различные формы и  способы привлечения и использования  капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям6.

По виду хозяйственной  деятельности и характеру совершаемых  операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.

Во всех индустриальных странах с развитым рыночным хозяйством самые крупные по объему суммарных продаж – промышленные фирмы, а самые многочисленные – группы фирм, функционирующих в сфере научно-исследовательских, информационных, консалтинговых и иных видов услуг. Среди них значительна доля инжиниринговых фирм, представляющих различные инженерно-технические услуги, связанные с проектированием, строительством и вводом в действие технически сложных объектов, разработкой новых и усовершенствованием ранее освоенных технологий и проч.

Для всех стран  с рыночной экономикой характерно большое количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортно-импортные и др. Торговые фирмы могут входить в режим сбыта крупных промышленных компаний или действовать как самостоятельные субъекты. Прибыль таких фирм образуется за счет разницы между ценами закупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Для крупных торговых фирм характерно сочетание коммерческой деятельности с операциями по доработке (сортировке, расфасовке, упаковке), перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров7.

Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике