Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение деятельности фирмы в рыночной экономике.
Задачи исследования. В соответствии с целью курсовой работы автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- рассмотреть понятие и дать общую характеристику фирме как экономической категории;
- определить причины возникновения и существования фирм, цели и задачи деятельности и организационную структуру фирмы;
- дать классификацию фирм;
- рассмотреть виды и организационно-правовые формы предпринимательства;

Содержание работы

Введение

1
Предприятие – основное звено в экономике

1.1
Понятие и общая характеристика фирмы

1.2
Объективные причины возникновения и существования фирм

1.3
Классификация фирм

1.4
Цели и задачи деятельности и организационная структура фирм (предприятий)

2
Фирма как инструмент реализации рыночной экономики

2.1
Виды предпринимательства

2.2
Организационно-правовые формы предпринимательства

2.3
Фирма как институт рыночной экономики

3
Роль государства в функционировании фирмы


Заключение

Файлы: 1 файл

Основные характеристики деятельности фирмы в (1).doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю, права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Предприниматель выполняет свою функцию с меньшими издержками, так как получает факторы производства по более низким ценам, чем при рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу, то всегда может вернуться на свободный (открытий) рынок. Новизна неоинституционалистского определения фирмы заключается в том, что наряду с выгодами разделения труда внутри предприятия четко определяется граница развития фирмы. Пределы власти предпринимателя в фирме устанавливаются контрактным соглашением. В контракте записываются границы, в рамках которых предполагается деятельность поставщика товара или услуги, детально же действия поставщика определяются позднее покупателем. Следовательно, в пределах, контрактного соглашения размещение ресурсов попадает в зависимость от покупателя. В этих условиях краткосрочные контракты нежелательны. Такую систему взаимоотношений, при которой управление ресурсами зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой, фирма как система альтернативна рынку, Внутри фирмы отношения регулируются не рыночными сигналами (спросом и предложением), а командами, исходящими из иерархической системы. По существу, фирма есть система, в которой ценовой механизм подавлен. Поэтому и граница фирмы определяется чертой, на которой уравновешиваются трансакционные рыночные издержки и трансакционные издержки административного механизма. А поскольку структура трансакционных издержек у фирмы иная, чем на свободном рынке, то когда последний (рынок) бессилен, с проблемой организации труда справляется фирма.

Характеристика фирмы  как сети двухсторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, позволяет определить и оптимальный размер фирмы, фирма, становится крупнее по мере того, как предприниматель организует дополнительные трансакции (сделки), и уменьшает свои размеры, когда он прекращает заниматься организацией сделок.

Нетривиальный взгляд неоинституционалистов  на фирму имеет междисциплинарное значение, объединяя в ее понятии экономическое, правовое и организационное начала.

Институциональная структура  рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек,

Поведение фирм на рынке  имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.

Современная фирма –  это сложный многоотраслевой  комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива29.

Фирмы насыщают рынок  высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

3. Роль государства в функционировании фирмы

Ни одна национальная экономика с развитой системой рыночных отношений не обходится без участия в большей или меньшей степени государства в регулировании экономических процессов.

Государство влияет на экономическую  деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.

Другой рычаг  – создание и совершенствование  правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами. В зависимости от того, как развивается экономика, государство использует прямые и косвенные субсидии: то косвенно поддерживая предпринимательскую деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли30.

Для интенсификации экономической  деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности патенты, которые обеспечивают существенный стимул для помещения средств в НИОКР.

Государственное регулирование  также включает: антимонопольное  законодательство; определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее; регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.

Развитие фирмы зависит  от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам в современном обществе ведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше учитывает интересы фирмы, а с другой – ставит больше задач и устанавливает приоритеты в распределении ресурсов. Нужды общества со временем заставят государство из соображения общественной полезности включать фирму практически в каждое серьезное решение31.

Прогресс науки и техники ведет к все большей значимости информации и информационных технологий. Возрастающий удельный вес научных исследований и разработок в деятельности фирмы, все большая численность научного и инженерного персонала повышают роль управленческих решений. В будущем фирма, в целом, будет являться человекоемким институтом и более чем когда-либо зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации должно будет компенсироваться творческим вкладом руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии. На передний план управления уже сейчас выдвигается стратегическое планирование как метод обеспечения прибыльности фирмы, что диктуется сокращением жизненного цикла технологии, продуктов производства и спроса32.

В сущности, фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство, в свою очередь, накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

Заключение

      На основании  анализа изложенных в настоящей  работе сведений появляется возможность сделать ряд четких и структурированных выводов о роли и месте фирмы, как экономического института, в условиях современной рыночной экономики. Эти заключения следующие:

  1. В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских;
  2. В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке";
  3. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики;
  4. Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике – это корпорация (акционерное общество), индивидуальная фирма и партнерство;
  5. Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру;
  6. Приоритет целей определяется в зависимости от прибыльности фирмы, которая может соответствовать уровню выживания, умеренному или высокому уровню;
  7. Фирма, не имея абсолютной гарантии в успехе при производстве одного вида товара (услуги), расширяет сферу своей деятельности, т.е. происходит диверсификация производства и деятельности;
  8. Фирма как важнейший экономический институт требует создания и соблюдения ряда условий для своего развития в институциональной структуре общества;
  9. Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные возможности имеющихся факторов производства;
  10. Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач (что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? И т.д.);
  11. Стратегия, выбираемая руководителем должна быть гибкой по отношению к внешним условиям.
  12. Фирма концентрирует и через свою деятельность реализует практически все экономические интересы, возникающие в национальном хозяйстве;
  13. Фирмы являются местом приложения труда капитала и предпринимательского потенциала;
  14. Фирма генерирует как товары, так и покупательскую способность для их приобретения;
  15. Фирма поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал;
  16. Создает рабочие места в самой фирме, у ее поставщиков, в государственном секторе;
  17. Фирма генерирует богатство необходимое для её собственного роста;
  18. Фирма имеет многочисленные сложные взаимосвязи с окружающей средой, и ее успех в значительной степени зависит от того, кто и как регулирует и контролирует эти связи.
  19. Важное место в теории фирмы занимает проблема определения ее целевой функции, критерия оценки результатов ее деятельности. В моделях классической предпринимательской фирмы критерий был один – максимизация прибыли. Последующие подходы не предполагают такого критерия.
  20. Отличие фирмы, максимизирующей объем продаж, от фирмы, максимизирующей прибыль, заключалось в более высоком объеме производства и более низких ценах.
  21. Максимизация темпов роста является той целью, достижение которой позволит обеспечить высокие заработки, власть и престиж «внутреннему управлению».

В заключение, обобщая  сказанное, можно сказать, что фирма (предприятие) занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики, она действительно находится в центре рыночной экономики и без нее не возможна предпринимательская деятельность. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. – 318 с.

  1. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс / -М.: Издательство: ИНФРА-М, 2003. – 983 с.
  1. Адамов В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т.П. Экономика и статистика фирм: Учебник для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. / М.: Финансы и Статистика, 2002. - 288 с.

  1. Коуз Р. Федеральная комиссия по связи. Фирма, рынок и право / - М.: Изд-во: , Директ-Медиа, 2010. - 234 c.

  1. Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка. // РЭЖ. – 2002. - № 2.
  2. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / О.В. Баскакова; Изд. - торг. корпорация "Дашков и Кш". - М.: Дашков и Кш, 2004. - 268 с. - Библиогр. - 523 с.
  3. Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике. // РЭЖ. – 2003. - № 6.
  1. Курс экономической теории: учебник. – 5-е доп. и перераб. изд.. - Киров: «АСА», 2004. – 133 с.

  1. Экономика / Под ред. Булатова А.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Экономистъ, 2008. – 240 с.

  1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 218 с.

  1. Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 1998. – 214 с.

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005.

  1. Экономическая теория: Учебник /Б.В. Салихов. – М.: "Дашков и К", 2005. – 325 с.

  1. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2005. – 125 с.
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 8 января 1998 г. № 6-83
  1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н.Курс экономической теории. Учебник. 6-е изд., испр. и доп. -М., изд-во АСА, 2009. – 168 с.

  1. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика / Переводчик: О. Л. Пелявский; Редактор: А. А. Старостина // - М.: Издательство: Вильямс, 2008. - 1360 с.

  1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М.: Финансы и статистика, 2008 г. – 312 с.

  1. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаци<span class="dash0417_04


Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике