Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 15:21, курсовая работа
Цель работы – раскрыть государственное регулирование масштабов государственного сектора. Задачи работы: 1)дать понятие и описать эволюцию государственного сектора; 2)раскрыть основные функции государственного сектора; 3)рассмотреть системы прямого и косвенного регулирования экономики; 4)охарактеризовать масштабы государственного сектора; 5)определить изменение масштабов госсектора в России.
П л а н
В настоящее время радикально меняется роль государства в управлении всеми экономическими процессами. Уже стала совершенно очевидной несостоятельность идеи «тотального» рынка, когда все процессы отпущены на откуп рыночным механизмам. Такой подход чреват катастрофическими кризисами и не оправдывает себя практически ни в одной стране. Вместе с тем не вызывает сомнений невозможность и бессмысленность построения общества «тотального государства», когда все регулируется и контролируется государством, а естественные рыночные механизмы блокированы. В этом случае утрачивается эффективность всей экономики и ее отдельных звеньев. В связи с этим в новых условиях возникает необходимость построения более гибкой и вместе с тем более мощной системы государственного регулирования, базирующейся на принципах всестороннего взвешенного подхода к самой проблеме, не позволяющих впасть в указанные выше крайности.
Данная тема актуальна, так как одним из важнейших элементов «новой» системы государственного регулирования в России является государственный сектор экономики, роль которого практически во всех странах мира не просто велика, но и продолжает возрастать. Однако опыт показывает, что в России в период становления рыночной экономики были допущены грубые ошибки в государственном регулировании и в том числе в «работе» с государственным сектором (подробнее об этом в последующих разделах). На наш взгляд, одной из ключевых причин такого положения дел является стихийно сформировавшаяся и принципиально неверная экономическая идеология государственного регулирования, основанная на смешении основополагающих экономических категорий.
Цель работы – раскрыть государственное регулирование масштабов государственного сектора. Задачи работы: 1)дать понятие и описать эволюцию государственного сектора; 2)раскрыть основные функции государственного сектора; 3)рассмотреть системы прямого и косвенного регулирования экономики; 4)охарактеризовать масштабы государственного сектора; 5)определить изменение масштабов госсектора в России.
В России, также как и во многих других странах социалистического блока, эволюция госсектора имела «возвратный» характер. Так, после утверждения социалистической формы хозяйствования государственный сектор экономики в данных странах стал фактически тотальным: все предприятия и организации были государственными. Тем самым при социализме тенденция к обобществлению производства, характерная для капиталистических стран, была доведена до своего логического завершения вплоть до почти полного уничтожения частного сектора экономики.
Начавшиеся экономические реформы в России и других странах социалистического блока привели к отказу от социалистической модели хозяйствования и возврату к капиталистическим принципам хозяйствования. Логическим следствием такого пересмотра экономической доктрины явилось довольно быстрое «возвратное» уменьшение доли госсектора в пользу его альтернативы – частного сектора. Вся дальнейшая эволюция госсектора шла в направлении его сокращения, что шло вразрез с общемировой тенденцией, присущей развитым капиталистическим странам. Данные табл.1 показывают скорость сокращения госсектора в России в период активных экономических реформ.1
Таблица 1
Динамика масштабов общественного сектора в России
Год |
Численность занятых (млн. чел.) |
Доля государственного и муниципального сектора в общей численности занятых, % | |
в государственном и муниципальном секторе |
в негосударственном секторе | ||
1990 |
62,2 |
13,1 |
82,6 |
1991 |
55,7 |
18,1 |
75,5 |
1992 |
49,7 |
22,4 |
68,9 |
1993 |
37,6 |
33,3 |
53,0 |
1994 |
30,6 |
37,9 |
44,7 |
1995 |
28,0 |
38,4 |
42,2 |
1996 |
27,7 |
38,3 |
42,0 |
1997 |
25,9 |
38,8 |
40,0 |
1998 |
24,3 |
39,5 |
38,1 |
1999 |
24,4 |
39,6 |
38,1 |
2000 |
24,4 |
39,9 |
37,9 |
2001 |
24,2 |
40,5 |
37,4 |
Таким образом, с точки зрения своего генезиса российский госсектор обладает определенной спецификой: если в капиталистических странах госсектор естественным образом «вырастал», будучи следствием возникающих потребностей в обобществлении некоторых видов деятельности, то в России он возник как результат «таяния» государственной собственности из-за ее «ненужности». Если в западном мире госсектор постепенно создавался в рыночной среде, то в современной России он, строго говоря, не создавался, а расформировывался и самим фактом своего уменьшения способствовал формированию рыночной среды. Если в западном мире предприятия госсектора встраивались в уже имеющуюся институциональную среду, то в России госсектор формировался по остаточному принципу (т.е. представлял собой то, что еще не успели приватизировать) и эти «остатки» на неопределенное время зависали в институциональном вакууме, а порой и в откровенно враждебной институциональной среде. Все это было связано, прежде всего, с тем, что для России на первое место вышла задача создания рыночного законодательства и отстаивания интересов капитала.
Имеется существенное своеобразие российского госсектора и с точки зрения его роли и трансформационных функций. Если в западных странах госсектор выступал в качестве инструмента, с помощью которого государство старалось подправить изъяны рынка, то для России 1990-х годов имела место прямо противоположная ситуация, когда гипертрофированный и неэффективный госсектор выступал как корень зла всей национальной экономики. Считалось, что сам политический кризис, охвативший страну, в конечном счете, был спровоцирован беспрецедентным огосударствлением всех сторон экономической жизни страны и неудовлетворительной работой госсектора. Иными словами, в России госсектор выступал как непосредственный источник разразившегося кризиса. Подобное отношение к госсектору в значительной мере предопределило его функциональные качества. Таким образом, Россия шла в разрез с общемировыми тенденциями генезиса и развития госсектора.
Сказанное выше можно систематизировать в форме табл.2. Подобное табличное представление позволяет лучше понять принципиальные различия российского госсектора и госсектора стран с традиционной капиталистической ориентацией. Как уже было сказано, данные различия сгенерировали особую модель российского госсектора и на многие годы предопределили нерациональный режим его функционирования.2
Таблица 2
Сравнительная характеристика процесса формирования госсектора в России и в западных странах
Аспект формирования |
Страны зрелого капитализма |
Россия |
1. Способ возникновения |
«Прямой» процесс – естественное «выращивание» на базе частной собственности |
«Возвратный» процесс – принудительное «сжатие» в пользу частного сектора |
2. Отношение к рыночной среде |
Создавался в гармонии с существующей рыночной средой и в целях ее дальнейшего совершенствования |
Расформировывался для создания самой рыночной среды, которой он противостоял |
3. Отношение к институциональной среде |
Встраивался в имеющуюся институциональную среду, стимулировал ее корректировку |
Создавался в институциональном вакууме и своим распадом стимулировал создание институциональной среды |
4. Экономическая миссия |
Инструмент исправления изъянов рынка, способ борьбы с кризисами |
Источник всех экономических проблем, инициатор кризиса |
Отличительными чертами государственного сектора являются: базирование на государственной собственности; опора на ресурсы государственного бюджета; движущий мотив развития – интересы национальной экономики в целом, а не стремление к максимизации прибыли на вложенный капитал. Такие свойства госсектора позволяют ему преодолевать свойственные национальному частному предпринимательству границы накопления, концентрации и централизации капитала, функционировать при пониженной норме прибыли и даже убыточности отдельных предприятий и производств, значительно меньше зависеть от рыночной конъюнктуры.
На практике историческая миссия госсектора проявляется в реализации следующих пяти функций:
Госсектор берет на себя создание наиболее капиталоемких и наименее рентабельных отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений. Иными словами, госсектор внедряется в те отрасли, развитие которых частный капитал на себя взять не может или не хочет. Данная функция госсектора позволяет резко ускорить процесс становления отсутствующих звеньев общественного производства.
Госсектор берет на себя модернизацию застойных производств в традиционных отраслях экономики после национализации технически отсталых и неэффективно работавших предприятий, владельцы которых отказывались вкладывать средства в обновление их основного капитала.
Госсектор берет на себя оптимизацию размещения производительных сил путем строительства предприятий в экономически отсталых районах. В этом случае государственные предприятия не только сами по себе способствуют экономическому подъему отсталых регионов страны, но и выступают в качестве центра притяжения частных предприятий. Это создает кумулятивный, синергетический эффект воздействия госсектора на территориальную структуру национального хозяйства.
Становление госсектора в капиталоемких отраслях, которым свойственна высокая концентрация производства, позволяет избежать или уменьшить господство частных монополий с сопутствующими им монопольно высокими ценами, ограничительной и монопольной практикой хозяйствования и т.п.
Становление госсектора в ключевых отраслях позволяет избежать иностранного контроля над стратегическими высотами национальной экономики.
Реализуя перечисленные функции, госсектор активно влияет на историю развития экономических отношений и направленность развития национальной экономики. Таким образом, в настоящее время государственный сектор – это инструмент гармонизации национальной экономики и катализатор ее развития.
Введение критерия административно-хозяйственного управления предприятием в качестве институциональной основы госсектора не случайно. Наличие госсектора в национальной экономике детерминируется необходимостью решения важных социально-экономических проблем при невозможности осуществления этого решения силами частного и муниципального секторов. Таким образом, само наличие госсектора в национальной экономике является специфической формой упорядочения социально-экономической жизни страны.3
Место государственного сектора в экономической политике страны определяется тем фактом, что он, находясь под непосредственным контролем государства, помимо использования общих мер косвенного (макроэкономического) регулирования, предполагает широкие возможности использования мер прямого регулирования, базирующихся на административно-хозяйственном управлении юридическими лицами.
Система прямого (административно-
Альтернативой системе прямого (административно-
Информация о работе Основные характеристики государственного сектора