Основные характеристики государственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть государственное регулирование масштабов государственного сектора. Задачи работы: 1)дать понятие и описать эволюцию государственного сектора; 2)раскрыть основные функции государственного сектора; 3)рассмотреть системы прямого и косвенного регулирования экономики; 4)охарактеризовать масштабы государственного сектора; 5)определить изменение масштабов госсектора в России.

Файлы: 1 файл

регулирование.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Изменение масштабов госсектора в России

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор составляет часть экономики, которая полностью или частично контролируется государством. Теоретически границы распространения государственной собственности определяются недостатками рынка (изъянами, провалами), историей становления государственности, внешними условиями жизни страны. Экономические функции государства реализуются с помощью ресурсов, сосредоточенных в общественном или государственном секторе.7

В России федеративное устройство государства определяет структуру субъекта и объекта общественного сектора экономики. Объект государственного сектора - это общественный сегмент хозяйства страны, а его субъект - дифференцированные по уровню федеральные власти, которые совместно проводят государственную экономическую политику. В состав объекта государственного сектора входят: земельные участки, федеральные, республиканские и муниципальные предприятия внутри страны и за рубежом, ресурсы шельфа и морской экономической зоны страны, доли капитала акционерных компаний, государственные финансы, культурные и исторические ценности, государственные банки, золотовалютные резервы.

Цели функционирования государственного и частного сектора принципиально различны, так как первый ориентирован на создание продукта безотносительно к затратам и выгодам и может воспроизводить свою деятельность за счет налогов, а второй вынужден будет покинуть рынок, если его производство не обеспечивает прибыль. Государственный сектор экономики является продуцентом и поставщиком дешевого сырья и услуг: транспорта, почты и некоторых услуг телеграфной связи, образования и подготовки кадров, здравоохранения, мероприятий по охране окружающей среды. При этом возможные убытки такой деятельности покрываются за счет средств государственного бюджета.

Исторически государственный сектор экономики существовал в европейских странах в виде почтовой службы, оружейного производства в доиндустриальный период развития и господства рыночных отношений. Сегодня государственный сектор неодинаково представлен в экономиках малых и больших стран, он преимущественно действует в таких отраслях или видах экономической деятельности как транспорт и связь, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура.

Наблюдается тенденция роста государственного сектора в общественном производстве. Так, в течение ХХ века доля государственных расходов (% от ВВП) увеличилась с 12% до 20-60%. Основная причина указанной тенденции - это увеличение разнообразия отраслей и видов производства, тесно связанных между собой общественным разделением труда и банковской системой, заполнение экономического пространства относительно однородными по уровню своего развития предприятиями и организациями, утратившими автономность, характерную для начала индустриального развития экономики.

Масштабы государственной собственности не тождественны всем ресурсам, образующим объект государственного сектора. В смешанной экономике объем государственного сектора превосходит долю государственной собственности, так как в дополнение к собственности государства оно является субъектом распорядителем государственного бюджета, достигающего 50% от ВВП. Поэтому мера влияния государственного сектора на регулирующие возможности государства превосходит долю государственной собственности.

Ведущим звеном такого влияния является налогообложение, которое носит принудительный характер. Налоговая деятельность государства, проводимая благодаря его властным функциям, является первым шагом первым шагом на пути становления государственного сектора экономики. Налогообложение, проводимое государством, является выражением закона ограничения разнообразия экономического поведения домохозяйств и фирм, как в производстве, так и в потреблении.

В состав государственного сектора экономики России входят предприятия и организации со 100% федеральной собственности, а также акционерные общества, где доля государства не ниже 25% уставного акционерного капитала. Правомочия предприятий и организаций государственной собственности по поводу владения пользования и распоряжения объектами федеральной собственности носят ограниченный характер. Они распространяются на процессы хозяйственного ведения и оперативного управления с целью эффективного и обозначенного использования располагаемых ресурсов. Управление государственной собственностью в РФ структурно распределено по уровням государственной власти и носит независимый друг от друга характер.

Регулирующее влияние государства на экономический процесс через правомочия собственности осуществляется как непосредственно, так и опосредованно через формирование и использование государственных финансов. Так государственные заказы, налогообложение прибыли предприятий частного сектора опосредованно вовлекают их в общественный сектор. Непосредственное регулирование экономики государство ведет через структуру государственной собственности, в виде функционирующих предприятий федерального, регионального и муниципального управления. Наибольшими правомочиями по объектам государственной собственности на федеральном уровне располагает Правительство России в лице Федерального Агентства по управлению государственным имуществом, правомочия которого осуществляются по следующим направлениям8:

-управление и распоряжение объектами федеральной собственности по критерию эффективности и соответствия использования;

-управление процессом приватизации;

-управление пакетами акций доли предприятий, принадлежащих государству;

-утверждение уставов, заключение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий;

-принятие решений о несостоятельности (банкротстве) по объектам государственной собственности.

Для оценки объема, структуры и некоторой результативности государственной собственности используются показатели, динамика которых представлена в таблице 5. Сопоставление данных таблицы 5 позволяет утверждать, что на предприятиях государственной собственности концентрация труда в 4,8-5,8 раза выше, чем на предприятиях иных форм собственности.

Более высокая концентрация труда позволяет предположить, что на предприятиях государственной собственности действует положительный эффект масштаба производства, а потому большая производительность труда. Однако сопоставление доли производимой продукции с долей занятых на предприятиях государственной собственности позволяет утверждать, что названный эффект отсутствует и производительность труда на государственных предприятиях в среднем в 2,3 раза ниже, чем в иных секторах экономики.

Таблица 5

Динамика основных показателей государственной собственности в России, %9

Показатели

1990г.

2000г.

2005г.

2010г.

Число предприятий

12

4,5

3,9

3,3

Численность занятых

42,1

37,9

21,4

19,3

Доля основных фондов 

42

43

42

42

Доля производимой продукции 

16

9,3

9,3

9,0

Доля инвестиций

31,3

23,9

19,8

17,5


 

Данные таблицы 5 свидетельствуют, что инвестиционная обеспеченность занятых на предприятиях государственной собственности ниже, чем на предприятиях негосударственной собственности. Можно предположить, существует скрытая безработица, купированная на предприятиях государственной собственности. Эффективность управления пакетами акций, находящихся в собственности Российской Федерации принадлежащих государству, отражается в размере получаемых государством дивидендов.

В России отраслевая структура государственной сектора находится в значительном диапазоне: его доля в общем объеме производства в черной металлургии составляет 1,5% (для сравнения доля государства-29%), в транспортных перевозках-58%, услуг связи - 88%. В России, как и в других странах, актуальна проблема определения границ, сфер распространения государственной собственности критерия и показателей ее эффективности.

Типичное «оцифровывание» укрупненной архитектуры российского госсектора приведено в табл.6.

Таблица 6

Состав государственного сектора экономики субъектов Российской Федерации Южного федерального округа 2010г.10

 

Число организаций государственного сектора экономики

В том числе

Государственные унитарные предприятия

Государственные учреждения

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находится в собственности государства

Республика Дагестан

2260

1082

1011

85

Республика Ингушетия

258

112

140

6

Кабардино-Балкарская Республика

556

129

297

130

Республика Калмыкия

468

129

318

21

Карачаево-Черкесская Республика

484

116

351

17

Республика Северная Осетия– Алания

613

277

315

21

Краснодарский край

1763

557

1118

87

Ставропольский край

2527

399

2101

27

Астраханская область

527

120

387

13

Волгоградская область

1073

197

853

23

Ростовская область

1524

354

1112

58


 

Исследование архитектуры и структуры госсектора национальной экономики имеет большое значение, т.к. с течением времени удельный вес и значение его элементов меняется. Для уяснения происходящих структурных сдвигов и выяснения, какая из организационных форм госсектора является наиболее перспективной, классификация элементов госсектора имеет первостепенное значение.

 

Заключение

Таким образом, вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования, как первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Список использованной литературы

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование экономики. -М.: Финансы и статистика, 2013. 477с.
  2. Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики. –Новосибирск.: Изд-во СО РАН, 2005. 263с.
  3. Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора. –М.: Капитал страны, 2013. 314с.
  4. Балацкий Е.В., Конышев В.А. Российская модель государственного сектора экономики. -М.: ЗАО Экономика, 2010. 390с.
  5. Государственное регулирование национальной экономики / Под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. -М.: ИНФРА-М, 2011. 652с.
  6. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина, И.А. Волгина. -М.: Академия, 2012. 735с.
  7. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. И.И.Столяров. - М.: Дело, 2013. 349с.
  8. Жандаров А.М. Государственное регулирование экономики: проблемы России // Вопросы статистики. 2013. № 4. С.68-75.
  9. Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 1. С.25-31.
  10. Сайт Федеральной службы государственной статистики
  11. Соколова И.П. Государственное регулирование экономики. -СПб. Питер, 2013. 289 с.
  12. Социально-экономическое развитие Астраханской области. -Астрахань, 2013. 296 с.
  13. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года от 5.09.2011 г.

Информация о работе Основные характеристики государственного сектора