Основные идеи институциональной теории т. Веблена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:39, реферат

Описание работы

В XX столетии экономика западных стран претерпевала значительные изменения - быстро укрупнялись частные хозяйства, свободная конкуренция на рынке вытеснялась гигантскими монополиями - хозяйственными объединениями, устанавливающими цены по своему произволу, и др. В результате усилилась хаотичность всего хозяйственного развития. И вот в 1929 - 1933 гг. разразился небывало разрушительный мировой экономический кризис, выход из которого нельзя было найти с позиций неоклассицизма. В связи с этим возникали новые направления, к числу которых принадлежит и институционализм.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
Основные идеи институциональной теории т. Веблена…………...….3
Основные идеи неоинституционализма Р. Коуза……………………...12
Неоинституционализм Бьюкенена и Беккера…………………………..15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

история экономич. учений.doc

— 127.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….2

 

Основные идеи институциональной теории т. Веблена…………...….3

 

Основные идеи неоинституционализма Р. Коуза……………………...12

 

Неоинституционализм Бьюкенена и Беккера…………………………..15

 

Заключение………………………………………………………………..18

 

Список литературы……………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В XX столетии экономика западных стран претерпевала значительные изменения - быстро укрупнялись частные хозяйства, свободная конкуренция на рынке вытеснялась гигантскими монополиями - хозяйственными объединениями, устанавливающими цены по своему произволу, и др. В результате усилилась хаотичность всего хозяйственного развития. И вот в 1929 - 1933 гг. разразился небывало разрушительный мировой экономический кризис, выход из которого нельзя было найти с позиций неоклассицизма. В связи с этим возникали новые направления, к числу которых принадлежит и институционализм.

 

Институционализм - направление, получившее широкое распространение в западной экономической науке. Его образует обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами. Данная взаимосвязь конституирует социальные институты. Это - организации, формирующие социально-экономическую среду рыночного хозяйства (акционерные общества и. другие собственники, союзы предпринимателей, профсоюзы, государство, судебная система, политические партии, неприбыльные организации различного вида, семья, образовательные учреждения и др.). Под институтами понимаются также различные неформальные отношения, регулируемые традициями, неписаными правилами поведения, достигнутыми соглашениями.

 

Цель данного реферата - дать характеристику институционализма, выделить его основные черты и особенности.

В рамках поставленной цели можно определить

следующие задачи:

 

· Раскрыть смысл институциональной теории Т. Вебера;

 

· Дать характеристику «старого» институционализма, выделив его особенности;

 

· Рассмотреть основные моменты неоинституциональной теории, рассмотрев теории Коуза и Беккера

 

Для достижения поставленных задач я собираюсь изучить публикации, касающиеся данной темы, а также использовать учебную литературу и работы представителей институционализма.

 

Основные идеи институциональной теории т. Веблена

 

Институционализм - течение в экономической теории, которое возникло в США и других странах в конце XIX-начале XX вв. Оно обусловлено переходом от господства частной капиталистической собственности и свободной конкуренции к усиленному обобществлению хозяйства, его монополизации и огосударствлению. Сторонники этого течения под "институциями" понимали разнообразные социально-экономические процессы: в XX в. обновлялась и укрупнялась техническая база производства, совершался переход от индивидуалистической к коллективистской психологии, вводился "социальный контроль над производством" и "регулирование экономики".

 

Одним из видных представителей институционализма выступили Торстейн Веблен, возглавивший социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований. Его перу принадлежит ряд исследований: "теория праздного класса" (1899), "Теория делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914), "крупные предприниматели и простой человек" (1919) и др., в которых он подверг критике концепцию рациональности и соответствующий ей принцип максимизации как основополагающий в объяснении поведения экономических агентов Шаститко А.Е.

 

Как основоположник институционализма Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии, в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К числу последних Веблен относит инстинкт самосохранения и сохранения рода ("родительское чувство"), инстинкт мастерства ("склонность или предрасположение к эффективным действиям"), а также склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так, частная собственность предстает в его произведениях как следствие изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной основой уважения".

 

Более сложная психологическая подоплека свойственна категории "завистливое сравнение", играющей в системе Веблена чрезвычайно важную роль.

При помощи этой категории Веблен интерпретирует такие экономические явления, как приверженность людей к престижному потреблению, а также к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его; при достижении желаемого уровня проявляется стремление перегнать других и тем самым превзойти конкурентов.

 

Одним из важнейших положений Веблена было применение исторического подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии, от момента их возникновения и до современности. Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между институтами и внешней средой. По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой, делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного отбора. Таким образом, в трактовке Веблена общественно-экономическое развитие (“эволюция социального устройства”) предстаёт как реализация процесса естественного отбора разнообразных институтов.

 

Центральное место в произведениях Веблена занимает его учение о "праздном классе". Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества. Тогда не было собственности, обмена, механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек материальных благ, военноначальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми.

 

Так начался процесс формирования "праздного класса", а вместе с ним переход от дикости к варварству.

По мере того как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман. В более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся варварские навыки лишь скрывались под маской мирных форм поведения.

 

Окончательно установилась общественная иерархия с "праздным классом" на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками отличия стало выстановленное напоказ безделье и потребление, рассчитанное на демонстрацию богатства ("демонстративное расточительство"). Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Товары стали цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от его ближних (эффект "завистливого сравнения"). Чем более расточительным становилось данное лицо, тем выше поднимался его престиж. Высшие почести воздавались тем, кто благодаря контролю над собственностью извлекал из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом.

 

Таким образом, согласно концепции Веблена, отношение праздного (т.е. имущего непроизводственного) класса к экономическому процессу является денежным отношением. Обычаи мира бизнеса сложились действием законов хищничества или паразитизма.

 

«Старый» институционализм: Дж.К. Гэлбрейт, Дж. Коммон и У. Митчелл

Дж.К. Гэлбрейт, Дж. Коммон и У. Митчелл являются представителями так называемого «старого», традиционного институционализма.

 

Они пытались наладить связи между экономической теорией и правом, социологией, политологией и т.д. Рассмотрим некоторые основные взгляды «старых» институционалистов:

 

· Они двигались от права и политики к экономике, пытаясь подойти к анализу проблем современной экономической теории при помощи методов других наук об обществе.

 

· «Старый» институционализм основывался главным образом на индуктивном методе. Институты здесь анализировались без общей теории, в то время как ситуация с основным течением экономической мысли была, скорее, обратной: традиционная неоклассика была теорией без институтов.

 

· «Старый» институционализм как течение радикальной экономической мысли преимущественно обращал внимание на действия коллективов (в первую очередь профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида Нуреев Р.М. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее (вместо предисловия к учебнику «Институциональная экономика»)

Учеником и последователем Веблена был Уэсли Клэр Митчелл. Задачу своих исследова-ний он видел в выяснении действительных мотивов хозяйственного поведения людей. Оно определяется различными привычками и инстинктами в значительной степени иррационально. Это проявляется в разрыве между динамикой производства и динамикой цен, который Митчелл исследует, привлекая обширный статистический материал.

 

Он приходит к выводу, что движение цен обусловлено не изменениями в характере и объемах производства, а стремлением к приобретению денег.

 

Деньги играют относительно самостоятельную роль в жизни общества, оказывая существенное влияние на характер человеческого поведения. Поэтому в центре внимания исследователей должна быть эволюция институтов денежного хозяйства.

 

Стремление к получению прибыли, т.е. увеличению богатства в денежной

форме, Митчелл считает естественным для денежной системы и рассматривает его как движущий мотив экономической деятельности. По его мнению, трата денег зачастую обусловлена не действительными потребностями, а желанием самоутвердиться, приобрести имидж, превзойти соперника. Это может привести к диспропорциям, вызывающим колебания в экономике. В связи с этим Митчелл обращается к анализу циклических процессов, результатом чего стало дополненное переиздание написанной еще в 1913 году книги «Экономические циклы».

 

Циклические колебания представляют собой чередование подъемов и спадов, возникающих под влиянием процессов, происходящих в институциональной сфере предпринимательства. Стремление к получению прибыли вызывает разнородные реакции различных рыночных институтов - цен, денежного обращения, банковской системы, следствием чего становятся либо оживление и подъем экономики, либо спад. Цикличность - характерная черта экономики, подчиненной интересам бизнеса. В то же время течение циклов поддается регулирующему воздействию, если влиять на них путем коррекции институтов рынка - финансов, кредита, денежного обращения.

 

Государственные учреждения должны разрабатывать и реализовывать программы антициклического регулирования, призванные обеспечить более равномерное экономическое и социальное развитие. Также представителем «старого» институционализма был Джон Роджерс Коммонс. Его практическая деятельность стала основой для теоретических обобщений и разработки системы идей, в обобщенном виде представленной в работе «Институциональная экономическая теория». В понимании Коммонса институты - это исторически сложившиеся обычаи, отражающие особенности коллективной психологии и закрепленные в виде юридических норм и установлений. Именно институты права отражают результаты взаимодействия организованных социальных групп - корпораций, профсоюзов, государственных учреждений - достигающих разумных компромиссов, которые обеспечивают нормальное функционирование экономики.

 

Не индивидуальные интересы, а коллективные действия определяют ход экономических процессов. Эти действия требуют соблюдения определенных правовых рамок, устанавливаемых путем судебных решений.

В основе коллективного взаимодействия лежит понятие «сделки» (трансакции).

Участниками сделок являются как коллективные институты, так и индивиды. По своему характеру выделяются три типа сделок: торговые, управленческие и рационирующие. Торговые представляют основную массу меновых отношений; управленческие - это отношения между руководителями и подчиненными; рационирующие - устанавливающие нормы и обязательства сторон: ставки налогообложения, отчисления в бюджет, фиксированные цены.

 

Каждая сделка включает три этапа: конфликт, взаимодействие и разрешение конфликта. Участники сделки первоначально противопоставляют свои позиции, ведут переговоры, ищут согласования интересов, наконец, приходят к соглашению, которое всех устраивает. В ходе трансакционного процесса устанавливается «разумная ценность», которая есть гарантия бу-дущих ожиданий. Прочный и устойчивый контракт обеспечивает выполнение надежд, связанных с заключением сделки, определяя, таким образом, ее ценность.

Информация о работе Основные идеи институциональной теории т. Веблена