Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:39, реферат
В XX столетии экономика западных стран претерпевала значительные изменения - быстро укрупнялись частные хозяйства, свободная конкуренция на рынке вытеснялась гигантскими монополиями - хозяйственными объединениями, устанавливающими цены по своему произволу, и др. В результате усилилась хаотичность всего хозяйственного развития. И вот в 1929 - 1933 гг. разразился небывало разрушительный мировой экономический кризис, выход из которого нельзя было найти с позиций неоклассицизма. В связи с этим возникали новые направления, к числу которых принадлежит и институционализм.
Введение………………………………………………………………….2
Основные идеи институциональной теории т. Веблена…………...….3
Основные идеи неоинституционализма Р. Коуза……………………...12
Неоинституционализм Бьюкенена и Беккера…………………………..15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
Поскольку надежность контрактов может быть гарантирована их законодательным оформлением и подтверждением, категория ценности приобретает юридическую интерпретацию, как предусмотренное право на будущее благо или услугу.
Разумная ценность достигается путем согласования интересов влиятельных коллективных институтов - корпораций, профсоюзов, политических партий, вырабатывающих удовлетворяющие всех правила, что и обеспечивает поддержание общественного равновесия. Человеческий разум, по мнению Коммонса, вполне способен разрешить все актуальные проблемы, если его направить на верный путь. Задача экономической науки в том и заключается, чтобы выработать рекомендации по перестройке экономической жизни на разумных основаниях. Эту оптимистическую уверенность в силе человеческого разума и его способности находить рациональные решения путем совместных согласованных усилий Коммонс выразил в своей работе «Экономика коллективных действий», а также пытался реализовать на практике, участвуя в разработке проектов трудового законодательства и социальной защиты.
Одним из видных представителей институционализма является американский экономист профессор Джон Гэлбрейт (родился в 1908 г.). В своих книгах "Индустриальное общество" (1967 г.), "Экономические теории и цели общества" (1973 г.) и др. он исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые привели к образованию гигантских корпораций.
Он показал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов, потому что используют новейшую технику и технологию, а к руководству предприятиями пришли технические специалисты-администраторы. С этим связано усиление планирования, которое, по мнению Дж-Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы - рыночная система, охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и планирующая система, куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.
Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйствования, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма, превратившиеся для многих экономистов в догму (положение, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий). К числу таких догм были отнесены, в частности, положения: о подчинении целей экономической системы интересам только отдельного человека, о свободной конкуренции мелких товаропроизводителей, о преимуществах хозяйствования единоличных собственников, о высокой результативности рыночного саморегулирования национальной экономики.
Таким образом, представители институционализма по существу отрицали регулирующую роль рынка и возлагали эту роль на государство и крупные хозяйственные объединения. Однако жизнь показала: хотя государственное вмешательство в экономику и приносит положительные результаты, оно не в состоянии полностью предотвратить периодически повторяющиеся спады производства и безработицу.
Основные идеи неоинституционализма Р. Коуза
Традиционный институционализм пока не смог предложить позитивной самостоятельной исследовательской программы, хотя активная деятельность современных традиционных институционалистов свидетельствует об интенсивном поиске программы в позитивном ключе. Данное обстоятельство подтолкнуло к развитию в микроэкономической части экономической теории направления, которое ориентировано не на кардинальный пересмотр, а на модификацию исследовательской программы. Оно получило название неоинституционализм Шаститко А.Е. Неоинституционализм. Появление неоинституционализма обычно связывают с именем Р. Коуза.
По мнению Коуза, взаимодействие институтов происходит не в идеальной среде, а в рамках определенных правовых, организационных и социальных ограничений, преодоление которых требует значительных усилий и затрат. Учет этих затрат является необходимым условием анализа экономического поведения, ибо дает представление об издержках пользования рыночным механизмом в про-цессе выработки и реализации решений. Такие издержки, получили название трансакционные. Сам Коуз так объясняет это понятие:
"Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее.
Усложнение системы экономических отношений, представляющей собой густую сеть связей, имеют следствием рост трансакционных издержек, что в свою очередь приводит к существенным сдвигам в структуре национального продукта. Снижение трансакционных затрат становится таким образом важным фактором повышения эффективности производства. Путь к снижению виделся неоинституционалистам в частичной замене рыночной регуляции иерархической. Однако полностью заменить рыночную координацию управленческой не представляется возможным, ибо последняя также связана с ростом трансакционных затрат. Иерархическая структура будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри ее не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке. Проблема, таким образом, заключается в нахождении оптимального сочетания методов рыночной и управленческой координации, что должно вести к минимизации трансакционных издержек. Для достижения такого сочетания необходимо иметь четко определенные и строго соблюдаемые «правила игры», устанавливающие нормы и права доступа к ограниченным ресурсам. Роль таких правил исследуется в неоинституциональной теории прав собственности.
Права собственности трактуются как совокупность закрепленных законами, распоряжениями, традициями, моральными и религиозными установками, отношений между людьми по поводу владения, распоряжения и использования, редких благ. Эти отношения представляют собой, прежде всего, права, т.е. полномочия, определяющие доступ к данным благам одних лиц и исключение из доступа других. Набор таких полномочий рассматривается как «пучок прав», основными элементами которого являются: право владения, право использования, право распоряжения, право на получение дохода, право суверена, право на безопасность, право на передачу полномочий, право на восстановление нарушенных полномочий.
Важным условием эффективной реализации прав собственности является их «спецификация», т.е. четкое определение и обеспечение надежной защиты. Если собственник точно знает круг своих полномочий и уверен в реальности их применения, он имеет возможность принять наиболее эффективное в данных условиях решение. И наоборот, если права собственности размыты и плохо защищены, это затрудняет поиски наиболее рационального выбора.
Спецификация прав собственности осуществляется в процессе их купли и продажи. В процессе обмена права собственности будут сосредоточены у тех, для кого они представляют наибольшую ценность.
Таким способом обеспечивается наиболее эффективное распределение ресурсов, так как в ходе обмена они перемещаются от лиц, которые менее их ценят к тем, кто ценит их больше. Однако такое перемещение будет происходить только в том случае, если издержки необходимых для этого трансакций будут меньше, чем возросшая в результате перемещения выгода. Это значит, что эффективность производства и его структуры будет зависеть от величины трансакционных издержек, которые необходимо учитывать при оценке экономических результатов деятельности фирмы.
Неоинституционализм Бьюкенена и Беккера
Поколение институционального направления, сформировавшееся в 80-е - начале 90-х гг., отличается, прежде всего, сменой методологических оснований своих концепций. Они уходят корнями не столько в традиции исторической школы, сколько в неоклассический анализ поведенческих аспектов экономической деятельности.
В рамках неоинституциональной методологии сложилось направление, представители которого исследовали процессы, происходящие в сфере публичных отношений, получившее название теории общественного выбора. В ней микроэкономические принципы рационального поведения на основе сопоставления предельных затрат и предельных выгод применялись для обоснования правил принятия решений в области государственной политики и при производстве общественных благ. Наиболее полное обоснование этот подход получил в работах Нобелевского лауреата 1986 года американского экономиста Джеймса Бьюкенена.
Исходным положением его концепции стало утверждение, что сфера общественной жизни представляет собой такую же арену обменных отношений, как и рынок товаров и услуг.
На обычном рынке яблоки меняются на апельсины, а в политике люди соглашаются платить налоги или отдают свои голоса на выборах в обмен на необходимые им услуги общественных и государственных служб или на обещания. Как на всяком рынке, участники обмена стремятся максимизировать свою выгоду. Но особенность общественного сектора в том, что здесь частные интересы реализуются при помощи общественных институтов. Коллективно принимаемые решения зависят от экономических оценок голосующими своих затрат и выгод в связи с их реализацией. При этом многое будет зависеть от способа принятия решений. Если избиратели непосредственно голосуют за какой-либо проект (метод прямой демократии), то результат будет отражать соотношение затрат и выгод для различных групп участников голосования. Так, проект строительства новой школы за счет средств местного бюджета будет принят, если большинство голосующих будут представлять молодые семьи, имеющие детей. Если же большинство - пожилые люди, то предпочтение, скорее всего, будет отдано строительству больницы. Но большинство решений в общественном секторе принимается методом представительной демократии.
И в этом случае побудительными мотивами выступают частные интересы депутатов, государственных чиновников, функционеров общественных организаций. Желание быть переизбранным на новый срок заставляет их действовать в интересах тех лиц и групп, которые в наибольшей степени будут этому способствовать. В этой связи формируются и реализуются специальные технологии влияния на принимаемые методом представительной демократии решения: лоббизм, обмен голосами, принятие решения в пакете с другими. Последствиями подобного рода политики становятся рост количества и влияния бюрократического аппарата, стремление получать политическую ренту, т.е. доходы за счет осуществления политического процесса Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений.
Исследования представителей теории общественного выбора приводят их к выводу о том, что усиление роли и функций институтов государственной власти зачастую приходит в противоречие с интересами общества и принципами экономической эффективности. В этом находит проявление «фиаско» правительства, политика которого не в состоянии обеспечить эффективное, распределение и использование общественных ресурсов. Поэтому обращаться к помощи государства в борьбе с «провалами» рынка следует крайне осторожно, чтобы лечение болезни не оказалось опаснее самой болезни.
Экономическим а нализом социальных проблем в своих работах проводил Гэри Беккер. Беккер применил экономический подход к социальным вопросам, плодотворность которого продемонстрировал на примере таких внерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, а также при объяснении иррационального альтруистического поведения, казалось бы, вовсе уж чуждых "человеку экономическому".
Вклад Беккера в развитие экономической теории связан с тем, что он рассматривал человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающих возможность их носителю получать доход. Это качество, т.е. способность приобретать доход, роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве.
Человеческий капитал формируется на основе врожденных качеств человека через направление инвестиции в его развитие. Чем больше и последовательнее инвестиции, тем выше отдача от данного фактора производства, которая проявляется как в индивидуальном, так и на общественном уровнях. Для носителя рабочей силы высокое качество человеческого капитала находит выражение в более высоких показателях индивидуальных доходов, с теми поправками, которые носит в процесс распределения доходов рынок труда Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэрри Беккера к человеческому поведению. Естественно, что теоретические новации Беккера далеко не всегда ожидал благожелательный прием. Идея человеческого капитала, кажущаяся столь самоочевидной, была встречена в штыки педагогической общественностью, усмотревшей в ней умаление культурной ценности образования и низведение человека до уровня машины.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом, Д. Коммонсом, У. Митчеллом. В первой четверти XX в. они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством. Так называемые «старые» институционалисты пытались подойти к анализу проблем современной экономической теории при помощи методов других наук об обществе. Но институционализм так и не смог предложить позитивной самостоятельной исследовательской программы и на смену ему приходит неоинституционализм.
Защитники теорий техноструктуры, постиндустриального общества, следуя традициям «старого» институционализма, исходят из первичности институтов: государства, управленческих и других структур, которые определяют действия индивидов. Но в отличие от этих концепций методологической основой теорий прав собственности, общественного выбора, трансакционных издержек служит неоклассическая экономическая теория, рассматривающая рынок как наиболее эффективный механизм регулирования экономики. Неоинституционализм вывел современную теорию из институционального вакуума, из вымышленного мира, где экономическое взаимодействие происходит без трений и издержек.
Информация о работе Основные идеи институциональной теории т. Веблена