Основные институциональные теории фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 11:47, реферат

Описание работы

Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако, их создание сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию, так как действие законов, регулирующих экономику, при заимствованиях модифицируется существующей институциональной средой. Необходимо отметить, что жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем. Неудивительно, что изучение проблем деятельности фирм занимает одно из центральных мест в экономической теории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Основные характеристики фирмы
1.1 Понятие и признаки фирмы
1.2 Функции фирмы
Глава 2. Институциональные теории фирмы
2.1 Неоклассическая теория ………………………………………………
2.2 Теории фирмы, основанные на модели «принципал-агент»……
2.3 Теории фирмы, основанные на идее о неполноте контрактов….
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

реферат по институциональной эконом.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»

 

Кафедра экономических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

Реферат

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему: «Основные институциональные теории фирмы»

 

 

 

  Выполнила:

           студентка 2 курса

              заочного отделения

        группы  ЭК – 21

                                             направление подготовки «Экономика»

   Рыжова Ю.С

 

Проверил:

                                                 преподаватель кафедры экономических,

                                            гуманитарных и естественнонаучных 

дисциплин

         Назарова Н.Ю

 

 

 

Балашов

2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. Основные характеристики фирмы

1.1 Понятие и признаки фирмы

1.2 Функции фирмы

Глава 2. Институциональные теории фирмы

2.1 Неоклассическая теория ………………………………………………

2.2 Теории фирмы, основанные на модели «принципал-агент»……

2.3 Теории фирмы, основанные на идее о неполноте контрактов….

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако, их создание сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию, так как действие законов, регулирующих экономику, при заимствованиях модифицируется существующей институциональной средой.

Необходимо отметить, что жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем. Неудивительно, что изучение проблем деятельности фирм занимает одно из центральных мест в экономической теории.

Предмет работы - рассмотрение институциональных теорий фирмы.

Целью работы является изучение институциональных теорий фирмы.

Задачи:

·раскрыть основные понятия;

·проанализировать существующие теории фирмы в институциональной экономике;

·сделать соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные характеристики фирмы

1.1 Понятие и признаки фирмы

 

Фирма - это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма - понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность. Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Фирма имеет следующие признаки:

·представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу

·юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план;

·является своеобразным посредником в производстве;

·любая фирма самостоятельно принимает все решения, связанные с ее функционированием, поэтому можно говорить о ее производственной и коммерческой независимости;

·целями фирмы считаются: получение прибыли и минимизация издержек. Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как:

·повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса;

·сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда, осуществляет трансфертные платежи, т. е. стимулирует индивидуальный результат рабочего;

·выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы;

·производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени.

 

1.2 Функции фирмы

 

Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций:

. Производственная функция - подразумевает способность фирмы  организовать производство по  изготовлению товаров и услуг.

. Коммерческая функция - обеспечивает материально-техническое  снабжение (налаживание связей с  поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также  маркетинг и рекламу для успешного  продвижения товаров на рынок  и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость  и самостоятельность - это основные  характеристики «сильной» фирмы.

. Финансовая функция - привлечение  инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с  партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение  прибыли, управление рисками и  создание системы страхования;

. Счетная функция - составление  бизнес-плана, балансов и смет, проведение  инвентаризации и отчетов в  органы государственной статистики  и налогов.

. Административная функция - функция управления, включающая  организацию (создание структуры, которая  обеспечит достижение долгосрочных  целей), мотивацию (стимулирование работников, побуждение их к достижению лучшего результата), планирование (постановку целей и поиск путей их достижения) и контроль над деятельностью в целом.

. Правовая функция - осуществляется  через соблюдение законов, норм  и стандартов, а также через  выполнение мер по охране факторов  производства.

Таким образом, фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы с различными признаками и функциями. Фирма прошла длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей, а так же обладает рядом институциональных теорий, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе и многообразие форм ее внутренней организации.

фирма неоклассический агент контракт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Институциональные теории фирмы

2.1 Неоклассическая  теория

 

Обсуждение теорий фирмы должно начинаться с неоклассической теории, рассматривающей фирму в основном в технологических терминах как набор выполнимых производственных планов, так как основы современной микроэкономики были заложены неоклассической экономической теорией, сформировавшейся в конце XIX века. Общеизвестно, что базовой единицей микроэкономического анализа, главным субъектом микроэкономики является фирма. Руководит работой менеджер фирмы, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется прибылью и приведенной рыночной ценностью фирмы.

Её преимущества, которыми можно объяснить тот факт, что эта теория существует в течение длительного времени, заключается в следующем:

. Она поддается математической  формализации;

2.Она полезна для анализа  того, как фирма меняет свое  производство в ответ на изменения  внешних факторов (рост заработной  платы или введение налога  на продажи);

3. Эта теория может  быть использована для анализа  поведения фирм в условиях  несовершенной конкуренции.

Но у этой теории есть и свои существенные недостатки:

1.Она не объясняет, как  организовано производство внутри  фирмы, ничего не говорит о  внутренней организации фирмы, об  ее иерархической структуре, о  том, как делегируется принятие  решений, кто обладает властными  полномочиями и так далее. Организационная  структура фирм может быть  изменена так же, как и технология, и со временем, когда осуществляются  организационные инновации, она  совершенствуется;

2. Неоклассическая теория  фирмы полностью игнорирует проблемы, связанные со стимулами, действующими  внутри фирмы. Предполагается, что  внутри фирмы все функционирует гладко, и все исполнители поступают в соответствии с полученными указаниями. Если смотреть на фирму со стороны, то она выглядит как единица, отношения внутри которой основаны на полном сотрудничестве. Однако если посмотреть более внимательно на фирму изнутри, то обнаружится, что у индивидов, сотрудничающих в рамках фирмы, могут быть свои частные цели, которые часто входят в конфликт с коллективными интересами организации;

. Неоклассическая теория  не объясняет, почему возникает  фирма. По неоклассической теории  у фирм нет оснований для  того, чтобы существовать;

. Неоклассическая теория  не в состоянии четко определить  границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы  сливаются в одну или, когда  одна фирма разделяется на  две более мелкие фирмы;

. Фирма в неоклассической  теории - это абстракция, в которой  стерты все различия между  реальными фирмами. Эти различия, конечно, важны для реальных фирм, но они лишь усложнили бы  задачу стандартной теории при  объяснении роли ценового механизма. В неоклассической теории все  фирмы используют одну и ту  же технологию, одни и те же  факторы производства и у них  одна цель - получение прибыли. Поведение  фирмы (максимизация прибыли) не  зависит от ее институциональной  формы (например, от структуры прав  собственности, сложившейся в фирме). Поэтому в стандартной теории  нет никаких оснований для  различий между фирмами. Однако  в реальной жизни фирмы различаются. Как же эти различия объясняет  неоклассическая теория? Она дает  объяснения- по случаю. Фирмы могут различаться в зависимости от способностей управляющих или из-за экономического эффекта, вызванного масштабом производства. Эти факторы, конечно, влияют на различия между фирмами, но в самой теории у них нет оснований.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная теория имеет свои плюсы и минусы, что характеризует ее с разных сторон. Также важно отметить и роль самой фирмы в данной теории.

Действительно, фирма в лице продавца осуществляет продажу товара на рынке, она определяет потребительский спрос. В целях производства каких-либо благ фирма предъявляет спрос на ресурсы, необходимые для создания ценностей; на основании издержек фирмы происходит формирование рыночной цены товара. Посредством фирм создается структура рынка, в зависимости от типа рыночной структуры фирма разрабатывает соответствующую конкурентную стратегию. И хотя косвенно подразумевается приоритетная роль фирмы в теории микроэкономического анализа, на самом деле фирме отводится подчиненное место. Второстепенность положения фирмы объясняется доминированием технологического подхода в трактовке фирмы неоклассиками, согласно которому имеет место ситуация четкого разграничения функций фирмы и рынка. Так, прерогативой деятельности фирмы является сфера производства, иными словами, фирма обеспечивает трансформацию ресурсов в готовые блага. Рынок специализируется исключительно на актах обмена.

Именно с помощью рынка осуществляется процесс размещения ресурсов, с одной стороны, и распределение готовой к реализации продукции - с другой. Роль фирмы в неоклассической теории сводится к выполнению чисто технической задачи - преобразовать редкие ресурсы в полезные блага. В связи с этим вырисовывается «портрет» фирмы как производственной функции, выражающей зависимость между результатами производства и затраченными факторами.

Подводя итог определения места фирмы в неоклассической теории, можно сделать вывод о некоторой завуалированной и обезличенной роли фирмы. Фирма видится как некий «черный ящик», у входа в который сосредоточены ресурсы, на выходе - готовый продукт. Трансформация ресурсов в готовые блага осуществляется в соответствии с характером применяемой производственной функции и той внешней средой (типом рыночной структуры), которая предопределяет способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы.

 

2.2 Теории фирмы, основанные на модели «принципал-агент».

 

Возникновение этих теорий фирмы можно отнести к периоду 1930-х годов. В 1932 году Адольф Берли и Гардинер Минз написали книгу «Современная корпорация и частная собственность», в которой они обратили внимание на то, что в корпорациях отделение собственности от управления приводит к возникновению очень серьезной проблемы: управляющие становятся агентами, которых трудно контролировать. Фактически они поставили проблему агентских отношений, хотя сам термин и не употребляли. В середине 1960-х годов экономическая реальность напомнила об этой проблеме, она была описана формально и получила название проблемы агентских отношений.

Информация о работе Основные институциональные теории фирмы