Основные концепции соотношения рынка и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы сводится к изучению основных концепций соотношения рынка и государства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Изучить неоклассический и кейнсианский подходы к роли государства в экономике.
Рассмотреть основные концепции и модели государственного регулирования экономики.
Изучить роль государства в условиях переходной экономики

Содержание работы

Введение 3
1. Роль государства в экономике: неоклассический, кейнсианский
подходы 5
2. Концепции и модели государственного регулирования
экономики 14
3. Роль государства в условиях переходной экономики 24
Заключение 37
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Тема № 44.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, модель государственного регулирования, предложенная Дж. М. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Уже с 30-х гг. её применяют в практике капиталистического хозяйствования, в формировании экономической политики Великобритании, США и других стран. Она вплоть до конца 70-х гг. определяла основные ориентиры экономических курсов и экономической политики во многих странах мира.

     Однако  примерно с начала 70-х годов стало  проявляться несоответствие между  возможностями государственного регулирования  и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель была эффективна и устойчива только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала [5, С. 28].

     Но  в этот период условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только усиливали инфляцию. В связи с этим сложилась новая модель регулирования – неолиберализм.

     Неолиберализм, как альтернатива кейнсианской модели государственного вмешательства в  экономику, возник в 30-е годы XX века. Он являлся своеобразным продолжением классической теории.

     Неолиберальная  теория основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной  конкуренции не вопреки, а благодаря  определённому вмешательству государства  в экономические процессы.

     Если  кейнсианство изначальным считает  осуществление мер активного  государственного вмешательства в  экономику, то неолиберализм – относительно пассивного государственного регулирования.

     Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных  хозяйственных структур, видя роль  регулирования экономики государством в его функции “ночного сторожа”.

     В целом, неолиберальные идеи государственного регулирования экономики возобладали над кейнсианскими, начиная примерно с 70-х годов, когда для многих стран постоянными стали нарастающие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработица. Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70 – 80 гг. является планомерная денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики. [15, 189 – 194]

     Неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде "примирение" подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились "реабилитировать” цены, доказывая, что они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов. Рассматривая проблему занятости, сторонники "смешанной" системы выражают несогласие с "неполной занятостью", выдвинутой Кейнсом. В то же время корректируются взгляды противников Кейнса.

        Основная идея "синтеза" заключается  в том, чтобы разработать более  общую экономическую теорию, отражающую  изменения в хозяйственном механизме,  результаты позднейших исследований  и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

        Наиболее известными представителями  неоклассического синтеза являются  американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915), американский экономист  русского происхождения Василий  Леонтьев (род. 1906), английский ученый Джон Хикс (1904-1989).

        Особенности неоклассического  синтеза:

     1) Для неоклассического синтеза  характерно расширение и углубление  тематики исследований. Речь идет  не о коренном пересмотре, а  о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;

     2) Широкое использование математики  в качестве инструмента экономического  анализа;

     3) Сторонники неоклассического синтеза  уточняли старые и разрабатывали  новые проблемы в соответствии  с изменениями, происходящими  в индустриальной основе и механизме рыночной экономики. Дискутируя с оппонентами, они стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

        Некоторые авторы считают несколько  условным сам термин "неоклассический  синтез". В основном критика сводится к двум моментам.

        Во-первых, теоретиков неоклассического  синтеза упрекают в неоправданном  сужении круга рассматриваемых  проблем. Будучи активными сторонниками  математизации экономической науки,  они интересуются в первую  очередь и главным образом теми вопросами, которые поддаются форматизации, могут быть выражены с помощью формул и уравнений. А то, что выходит за пределы строгих количественных оценок, например, уточнение целей общественного развития, пути достижения национального согласия, оказывается за пределами чистой теории.

        Во-вторых, внимание нередко концентрируется  на второстепенных вопросах, на  рассмотрении частных изменений  и побочных процессов. Коренные, принципиальные, структурные перемены  оказываются забытыми экономистами неоклассической школы. Довольно часто весьма важные процессы, глубинные взаимосвязи, долгосрочные тенденции остаются уделом представителей неортодоксальной экономики.

     Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны. С точки зрения кейнсианцев, нестабильность частных инвестиций обусловливает нестабильность экономики, а государство играет положительную роль, применяя соответствующее стабилизационное средство. Монетаристы же, напротив, считают, что государство оказывает вредное влияние на экономику, оно создает негибкость, которая ослабляет способность рыночной системы обеспечивать значительную стабильность; оно проводит фискальные и кредитно-денежные мероприятия, которые, хотя и имеют благую цель, вызывают ту самую не стабильность, для борьбы с которой они предназначены.

 

      2. Концепции и  модели государственного  регулирования экономики  

     Метод регулирования представляет собой  способ практического и теоретического воздействия субъекта управления на объект. Известы два метода такого воздействия: экономические и административные.

     Средства  государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

     Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

     Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

     При этом необходимо отметить, что они  тесно связаны между собой. Любой  экономический метод несет в  себе элемент администирования, ибо  является инструментом государственной  власти, а значит, обязателен для  исполнения всеми субъектами хозяйствования. Что же касается административных методов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия – экономическая система. Вместе с тем необходимо указать на противоположности этих двух методов. Дело в том, что экономические методы не сужают свободу выбора, предоставляя субъекту множество вариантов, из которых он может выбрать оптимальный. Что же касается административных методов, они сводят свободу до минимума или вообще устраняют его.

   Место и роль государства во многом определяются его функциями, отражающими основные направления деятельности: правовой, воспроизводственно-технологической, антимонопольной, стабилизационной, прогностической, регулирующей.

   Правовая  функция государства представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идёт об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.. Например, принятый в 1990 году Закон о собственности в Республике Беларусь и многочисленные дополнения к нему регулируют отношения собственности в нашем государстве. Содержащиеся в нём нормы создают правовую базу для отношений собственности в новых условиях хозяйствования. Было закреплено разнообразие собственности: частной, коллективной и государственной. Допущено существование собственности иных государств, их физических и юридических лиц, собственности международных организаций. Посредством этого нормативного акта государство гарантирует стабильность отношений собственности, обеспечивает условия для развития всех форм собственности и их равную охрану.

   Воспроизводственно-технологическая  функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, для образования, обучения и жизни, а также к удовлетворению людей материальными и духовными благами.

   В рамках этой функции можно выделить подфункции: перераспределение доходов  и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что  сам по себе рыночный механизм не в  состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

   Как известно, в рамках рыночной экономики  справедливыми признаются те доходы, которые получены в результате вложения факторов производства. Размеры же этих доходов определяются эффективностью производственных ресурсов. То есть рынок обеспечивает высокую заработную плату тем, кто имеет определённые способности в какой-либо сфере деятельности, получил хорошее образование. Те, кто владеет значительным капиталом или земельными площадями, будут получать больший доход. Однако в обществе всегда существуют люди, которые не обладают талантом, не получили приличного образования, у них нет огромного капитала. Следовательно, их доходы будут намного скромнее. Кроме того, в любой экономической системе есть люди, не владеющие ни одним из перечисленных факторов производства (престарелые, дети, инвалиды). Им нечего продать на рынке факторов производства и, следовательно, они не получают дохода.

   Можно сделать вывод, что рынок влечёт за собой значительное неравенство в распределении дохода или вообще не гарантирует его получения. Это и влечёт необходимость вмешательства государства в экономическую систему. Осуществляется оно, во-первых, посредством предоставления пособий остронуждающимся, безработным, выплаты пенсионерам и престарелым, во-вторых, путём корректировки механизма ценообразования. Примером корректировки государством рыночного ценообразования служит установление гарантированных закупочных цен для производителей сельскохозяйственной продукции или законодательство о минимальной заработной плате.

   Функция защиты конкуренции: в Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда количество продавцов на рынке невелико, что позволяет им оказывать влияние на объём производства, а, следовательно, и на цену. Монополист может манипулировать объёмом производства и ценой, что чаще всего приводит к снижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что удовлетворяют интересы монополистов-производителей, а не цели общества, вызывают нерациональное распределение ресурсов.

   Для предотвращения последствий монополизации  государство вмешивается в экономику. Но необходимо отметить, что в одних случаях преследуется цель сохранения естественной монополии в экономике, в других – проведение жёсткой антимонопольной политики. Естественные монополии возникают там, где экономически нецелесообразно наличие конкурирующих фирм, например, городской водопровод, газо- и энергоснабжение.

   Основу  государственной антимонопольной  политики составляет соответствующее законодательство, представляющее собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Первые представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.

Информация о работе Основные концепции соотношения рынка и государства