Основные макроэкономические цели и проблемы макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Макроэкономическая политика: содержание, цели, задачи 5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики на макроуровне 11
2.1 Система целей макроэкономического регулирования 11
2.2 Инструменты экономической политики государства 14
3. Особенности современной макроэкономической политики Республики Беларусь 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

ME_regulirovanie_i_ME_politika (1).doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РБ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ АПК

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по курсу: макроэкономика

 

На тему: «Основные  макроэкономические цели и проблемы макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика»

 

 

 

                                                                              Выполнена: студенткой 1 курса,

                                                                                 дневной формы обучения

                                                                                 специальности «Бухгалтерский

                                                                                  учет, анализ и аудит» (НИСПО)

                                                                                  Герасик Е.В.

 

                                                                                  Руководитель: Болдак А.К.

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2009г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

В развитии рыночной экономики  следует вычленить несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог - рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

На современном этапе  в преобладающем большинстве  стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики. Государственное управление экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства — важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.

Государственное управление экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Экономическая политика государства должна способствовать укреплению финансов субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, накоплению отечественного капитала, повышению доступности кредитных ресурсов отечественным товаропроизводителям.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного управления экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период.

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т.д.

Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования является макроэкономическая политика.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов оценки и анализа организации макроэкономической политики  в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность и задачи макроэкономической политики;
  • рассмотреть инструменты и методы государственного регулирования экономики;
  • провести анализ организации макроэкономической политики в Республике Беларусь;
  • разработать пути макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, графический и группировки данных.

При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

  1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ,

ЗАДАЧИ

 

Согласно X. Гиршему, экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Говоря о содержании экономической политики, надо учитывать несколько принципиальных положений.

1. Экономическая политика  испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления, с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления о ценностях. В связи с этим, (даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

2. Сложившаяся практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в данной стране реалии - политический расклад сил и уровень развития страны (производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

3. Экономическая политика  является решающим средством  поддержки политического курса страны [7, с. 154].

Задача научного подхода - систематическое и объективное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Научный подход включает, например, разработку моделей и прогнозов. Важным научным аспектом экономической политики является также формирование экономического мышления в стране, в частности понимания того, что задача государства - лишь создание «рамочных условий», в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

В экономической политике можно выделить также общеэкономическую и прикладную формы данных мер. Общеэкономический подход к регулированию (поддержание макроэкономического равновесия) закладывает исходные основы для прикладных направлений. К последним относится, например, регулирование конкретных вопросов по оплате труда государственных служащих, строительству школ, вузов и т.д.

При использовании институционального и отраслевого критериев классификации принято выделять такие направления, как аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транспортное и социальное. Опираясь на функционально ориентированный подход, можно обозначить конъюнктурное, структурное, ценовое, валютное, кредитов и финансовое направления экономической политики [2, с. 136].

Цели макроэкономической политики:

1. Поддержание экономической  свободы. Подразумевается предоставление возможности любому гражданину принимать самостоятельные экономические решения и реализовывать свои цели, ограничение монополизации.

2. Справедливое распределение  дохода. Имеется в виду, по крайней  мере, установление прожиточного  минимума.

3. Достижение полной занятости. Любое лицо, желающее работать должно иметь возможность найти работу.

4. Ценовая стабильность/борьба  с инфляцией. Государство не  должно допускать больших колебаний цен и стремительной инфляции.

5. Уменьшение циклических  колебаний экономики и обеспечение ее роста.

Кроме того, только государство  может сохранить от развала производственный потенциал страны, противостоять монополиям, оказывающим мощное противодействие рыночным преобразованиям. Там, где существует монопольная власть, цены не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, не действует рыночная конкуренция. Противостоять монополиям и преодолеть монополизм способна лишь государственная власть, проводящая разгосударствление и приватизацию предприятий-монополистов, принимающая антимонопольное законодательство. Следовательно, роль государственного регулирования на первоначальном этапе переходного периода остается решающей.

Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его  регулирующие функции. Если вмешательство государства в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия вытесняет механизм конкуренции.

Государство влияет на экономику  через механизм регулирования —  систему организации целенаправленного воздействия на функционирование хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:

  1. цели государственного регулирования;
  2. методы регулирования (административные, правовые; организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
  3. формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
  4. субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
  5. объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.) [18, с. 179 ].

Регулирующие функции  государства в переходной экономике  обеспечивают:

  • общественную эффективность — создание условий для экономического роста на основе инвестиций, внедрения достижений научно-технического прогресса;
  • общественную стабильность — переход к устойчивому развитию, проведение антиинфляционной, антикризисной политики;
  • общественную справедливость — перераспределение доходов, защита нетрудоспособных и безработных, регулирование отношений на рынке труда, социальные гарантии.

Что касается функций  государственного регулирования, то прежде всего отметим, что государство  в переходной экономике, с одной стороны, выполняет те же функции, что и в любой другой системе. Так, оно обеспечивает население "общественными благами", защищает общество от "внешних эффектов" (охрана природной среды), регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

Государство и в рыночной, и в переходной экономике также  реализует производственные программы  по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.

Важнейшей функцией государства  в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой они расположены по степени значимости и срокам достижения.

В переходной экономике  можно выделить три основных направления деятельности государства.

1.Создание правовых  и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: институты частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

2.Перестройка самой  государственной системы на принципах  демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

Информация о работе Основные макроэкономические цели и проблемы макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика