Основные макроэкономические цели и проблемы макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Макроэкономическая политика: содержание, цели, задачи 5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики на макроуровне 11
2.1 Система целей макроэкономического регулирования 11
2.2 Инструменты экономической политики государства 14
3. Особенности современной макроэкономической политики Республики Беларусь 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

ME_regulirovanie_i_ME_politika (1).doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

В январе-сентябре 2007 года в основном сохранялись высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны рис 3.1.

Рисунок 3.1 -  Динамика основных макроэкономических показателей

Примечание- Источник: [17, с. 11]

В 2007 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 91,5 трлн. руб., что на 8,5% больше, чем в 2007 году (при прогнозе – 7,5-8,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности уменьшился с 27,6% в 2006 году до 26,7% - в 2007 году [17, с. 11]

Доля предприятий государственной  формы собственности в общем  объеме произведенной промышленной продукции составила 37,2%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 50,8%.

Потребительских товаров  выпущено на сумму 19,4 трлн. рублей, что  на 8,2% выше уровня 2006 года (прогноз – 8,5-9,5%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 4,2%, непродовольственных – на 11,7%.

Основными источниками  инвестиций являлись собственные средства организаций (41,6%), бюджетные средства (26%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (19,6%) и средства населения (7,9%).

В I полугодии 2008 года произведено  промышленной продукции, работ, услуг на сумму 62,7 трлн. рублей, что на 13% (в сопоставимых ценах) выше уровня I полугодия 2007 года (при прогнозе на год – 8-9%).  Доля предприятий государственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции составила 37,6%, предприятий частной формы собственности, имеющих в уставном фонде долю государства, – 49,5%.  Потребительских товаров выпущено на сумму 11,6 трлн. рублей, что на 13,6% выше уровня I полугодия 2007 года (прогноз на год – 9-10%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 13,3%.

В I полугодии 2008 года в  экономику и социальную сферу  республики инвестировано 14,3 трлн. рублей - на 23,9% больше, чем в I полугодии прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2008 год 15-17%) [5, с. 12].

Валовой внутренний продукт в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 9,2%. Республика остается лидером по данному показателю среди своих ближайших соседей (рис. 3.3) [4, c. 8].

Рисунок 3.3 -  ВВП, номинальный (темп роста к предыдущему году %)

Примечание- Источник [4, c. 8]

Стратегической задачей  является наращивание объемов иностранных инвестиций, повышение их роли в механизме трансфера знаний и технологий.

Предусматривается и  далее поддерживать высокие темпы  экономического роста (прогнозируется прирост ВВП в 2009 г. на 107 – 108,5%, в 2010 г. по отношению к 2008 г. – на 46–55%).

Традиционно промышленность Беларуси является флагманом экономического роста. В 2008 г. объем произведенной промышленной продукции увеличился по сравнению с 2007 г. на 10,4 %. Особенностью 2008 г. стало значительное расширение географической структуры рынков сбыта несырьевой продукции, в результате которого произошло снижение доли российского рынка и увеличение долей других рынков.

Главным приоритетом  проводимой экономической политики в Республике Беларусь являются инвестиции. Темп роста инвестиций в основной капитал в 2008 г. составил 123,2% против 121% в 2007 г.

Инфляция в Беларуси в 2008 г. была на рекордно низком уровне за весь период рыночных преобразований – 8%. В прогнозном периоде ожидается закрепление данной положительной тенденции с постепенным сокращением роста цен (рис. 3.5) [34 c. 9].

 

Рисунок 3.5 – Индекс потребительских цен

Примечание- Источник [4, c. 9]

Счет текущих операций. В 2008 г. впервые достигнуто положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 296,4 млн. долларов, что оказало определяющее влияние на счет текущих операций платежного баланса, который сложился положительным в размере 496,1 млн. долларов. В торговле нефтью и нефтепродуктами положительное сальдо, достигнутое в 2007 г., было значительно увеличено в 2008 г.

В целом по итогам года имело место укрепление курса  национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля — на 12,2%.

Под влиянием кризисных  процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США (рисунок 3.7) [4, с.9].

Очень важно, что стабильность национальной валюты сохраняется уже  на протяжении 3 последних лет (на 1 января 2005 г. — 2170 бел. руб. за 1 долл. США; на 1 января 2009 г. — 2150 бел. руб. за 1 долл. США).

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2009 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2008 г. (10,1%).

Основным фактором сокращения инфляции, а также экономического роста в Беларуси в 2010 году станет динамика обменного курса белорусского рубля [18, с. 12]

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. определены следующие приоритеты: всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения, инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение, наращивание экспортного потенциала страны, развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство.

Приоритетной целью  экономической политики государства  в предстоящий период должно быть повышение реального уровня жизни всех социальных групп, преодоление бедности.

Непосредственным результатом преобразований и обязательными условиями достижения приоритетной цели явятся:

  • создание системы гарантий частной собственности;
  • создание стимулирующей инвестиционной среды с высокой степенью экономической свободы;
  • создание высокотехнологических рабочих мест;
  • создание эффективной адресной системы социальной защиты самых бедных членов общества;
  • включение Беларуси в процесс глобализации, формирование действительно открытой экономики.

Беларусь должна эффективно использовать существующую промышленную инфраструктуру, закрепляться на старых и завоевывать новые экспортные рынки, создавать рабочие места в перспективных, высокотехнологических и информационно интенсивных отраслях. С этой целью необходимо:

  • формировать собственную промышленную политику на основе диагностики региональных и мирового рынков, придавая этому приоритетное значение в деятельности правительства;
  • создать равные условия хозяйствования для субъектов всех форм собственности эффективную конкурентную среду;
  • обеспечить правовую защиту и имущественные гарантии для всех экономических субъектов;
  • устранить административные и правовые препятствия на пути свободного перемещения потоков капитала в производственной сфере, включая рынок земли и рабочей силы;
  • создать системы контроля качества продукции, принять международных стандарты и нормы (ISO 9000 и др.):
  • обеспечить права интеллектуальной собственности в промышленности и иных секторах экономики [9, с. 17].

Политика в аграрной сфере требует изменении и  пересмотра методов организации сельскохозяйственного производства. Принципиально важным положением является необходимость частной собственности на землю и многообразия экономических форм в сельском хозяйстве.

В ближайший период (до 2010 г.) потребуется осуществить следующие  меры:

  • приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;
  • совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции;
  • снижение ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;
  • развитие систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами; установление требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения;
  • повышение уровня информированности национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков;
  • рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих экологически чистых производств.

Таким образом, в 2010 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Однако, учитывая мировой финансовый кризис второй половины 2008 г. развитие Беларуси не сможет пойти по дальнейшему настолько интенсивному пути развития.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

Экономическая политика государства представляет собой  совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Функция государства  как ведущего субъекта экономической политики заключается в том, чтобы оно - на основании своей власти - могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

Среди субъектов экономической  политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им, часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример - деятельность Европейского сообщества.

Помимо государственных  институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, следует назвать также группы и институты, которые могут оказывать косвенное влияние на принятие решений по экономической политике. Речь идет о политических организациях, партиях, средствах массовой информации, влиятельных личностях в экономике, ученых и политиках, об экспертных советах и, наконец, общественном мнении.

В условиях Республики Беларусь понимание экономической политики сводится пока к одноплановой ориентации на роль государства.

Формируя модель экономической политики, необходимо поддерживать определенное равновесие в соотношении целевых установок

В курсовой работе были рассмотрены  проблемы выбора  экономической  политики, а также необходимости  придерживаться гибкого или твердо следующего определенным правилам курса. Кроме этого были рассмотрены инструменты макроэкономической политики, а также деятельность субъектов экономической политики. В пользу каждого из возможных решений поставленных проблем было приведено множество аргументов. Ясно одно: в макроэкономической политики ни на один вопрос нельзя: дать однозначного ответа. В конечном счете, лишь взвесив, все политические и экономические аргументы, можно решить вопрос о роли правительства в стабилизации экономики. Хорошо это или плохо, но главная роль в экономической политике принадлежит экономистам. Эта роль очень трудна, поскольку экономика – сложная система. Но и отказаться от нее нельзя. При разработке экономической политики экономисты не могут стоять в стороне, ожидая, когда экономические решения и модели станут более совершенными.

Задача укрепления экономики  Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в число важнейших приоритетов внешней политики экономическую дипломатию. Задача неуклонного наращивания экспортного потенциала страны названа в числе важнейших приоритетов социально–экономического развития Беларуси на период 2006–2010 годов. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно–технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технологий.

Таким образом, можно  сделать вывод, что выбор конкретной модели макроэкономической политики, включающая в себя совокупность инструментов мароэкономического регулирования зависит от целей и задач, которые ставят перед собой органы государственной власти и управления.

В рамках вышесказанного можно констатировать факт осуществления активной экономической политики в Республике Беларусь, направленной на рост материального благосостояния общества и стабильный экономический рост.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2003. – 440с.

2.Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2002. – 210с.

3.Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 384с.

4.Гаралова Н. Национальная экономика Беларуси: история и современность // НЭГ. 2009. №2. С.36,37

5.   Горский И.В. Экономический рост и налоги в РБ.//Налоговый вестник - №3, 2009 - С. 22-26.

6.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 472с.

7.Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 512с.

8.Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.: ил.

9.Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №2. – С.4-15.

10.Красниковой Е.В. Макроэкономика. Учебное пособие. М:ТЕИС, 2003. 254 с. 

11.Лахин Ю.В. Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /– Мн., Светоч, 2003  - 372 с.

12.Овсийчук М.Ф., Сидельников Л.Б. Экономика управления. – Мн, БГУ, 2003  - 364 с.

Информация о работе Основные макроэкономические цели и проблемы макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика