Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 16:42, курсовая работа
В своей работе я исследовала различные факторы, которые влияют на экономический рост и социально-экономическое положение Беларуси и проследила динамику их изменения за последние годы. Целью работы было провести анализ социально-экономического положения и рассмотреть перспективы экономического роста Беларуси. Для этого я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть понятие, типы и факторы экономического роста; проанализировать основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Беларуси и возможное их влияние на экономический рост.
Особенностью демографической
ситуации в Беларуси является низкая рождаемость
– 8,9 промилле (в европейских странах –
9–11) и высокая, не типичная для развитых
стран, смертность населения (соответственно
14,6 и 10–11 промилле). В результате, естественная
убыль населения (-5,6 промилле) намного
выше, чем в западноевропейских странах
(0,1–0,7 промилле).
Сокращение численности населения сопровождается
его демографическим старением. В 2003 г.
удельный вес лиц старше трудоспособного
возраста составил 21,2%. В отличие от экономически
развитых стран, где этот процесс вызван
увеличением продолжительности жизни,
в Беларуси главными факторами старения
выступают уменьшение доли детей в общей
численности населения вследствие снижения
рождаемости и роста смертности, особенно
мужчин трудоспособного возраста.
В долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Наиболее интенсивно будет сокращаться сельское население вследствие дальнейшей его депопуляции и миграционного оттока в города. Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.
В качестве ресурсной базы обеспечения устойчивого развития выступают трудовые ресурсы. Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом. Численность трудовых ресурсов в 2002 г. достигла 6,1 млн чел., или 61,6% населения страны. Адаптация экономики к рыночным отношениям сопровождается снижением спроса на рабочую силу при росте ее предложения на рынке труда.
На современном
этапе политика государства преимущественно
направлена на сохранение кадрового потенциала
и максимальное поддержание занятости,
что обусловливает стабильно низкий уровень
регистрируемой безработицы по сравнению
с другими странами с переходной экономикой
– 3,1% к экономически активному населению
на конец 2003 г. (в Польше – 16,1, Латвии –
9,2, Литве – 6,4%).
Основными проблемами в сфере занятости
являются: содержание излишней численности
персонала; нерациональная отраслевая
структура и дисбаланс спроса и предложения
рабочей силы по профессионально-
Стратегической целью государственной
политики на рынке труда является обеспечение
свободно избранной, продуктивной занятости
и создание условий для более рационального
использования трудового потенциала общества
в соответствии с профессиональными возможностями
каждого человека. Повышение эффективности
труда должно сопровождаться сокращением
избыточной занятости на производстве
и перераспределением рабочей силы в альтернативные
сферы деятельности.
Рассматривая социальное положение Беларуси, необходимо рассмотреть положение людей, оценить условия их жизни.
Таблица 2.8 – Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения.
Источник: [8, раздел «Официальная статистика]
О социальном развитии населения говорит его образованность.
В Беларуси хорошо развита система образования. Дошкольное образование дети могут получить в более чем 4000 детских садов, общее среднее образование получают в школах, количество которых также составляет около 4000. Что касаемо высшего образования, то данные следующие:
Таблица 2.9 – Количество ВУЗов.
Источник: [8, раздел «Официальная статистика]
Сфера здравоохранения развивается в Беларуси достаточно хорошо, однако и в ней существует некоторые проблемы. Например, нет ориентированности на конечный результат (снижение смертности от каких-то конкретных болезней).
Государство финансирует сферу здравоохранения, и, как показывают данные минувших лет, экономические кризисы не сильно отражаются на данной сфере, что говорит о приоритетах государства.
Показатель обеспеченности населения врачами-специалистами с каждым годом увеличивается.
Таблица 2.10 – Обеспеченность населения врачами-специалистами.
Источник: [8, раздел «Официальная статистика]
Таблица 2.11 – Организации лечебно-профилактической помощи населению.
Следующей составляющей социального положения населения Беларуси является культура.
Расходы государства Республики Беларусь на культуру в 2011 году составили 1 365 млрд. рублей, или 1,7% от общих расходов государства.
График 2.4 – Изменение расходов государства на культуру.
Таблица 2.12 – Основные показатели деятельности музеев.
Источник: [8, раздел «Официальная статистика]
График 2.5 – Число публичных библиотек и численность пользователей.
Также о социальном уровне развития населения говорит такое важное понятие, как потребление продуктов. Чем выше доходы населения, тем больше продуктов могут позволить себе люди, причем с ростом доходов увеличивается и качество потребляемых продуктов.
Таблица 2.13 – Покупательная способность денежных доход населения.
Источник: [8, раздел «Официальная статистика]
Благодаря развитию социального и экономического секторов в 2011 году индекс развития человеческого потенциала в Беларуси составил 0,756. Беларусь заняла 65-е место в рейтинге среди 187 стран. Индекс человеческого развития — это комбинированный индекс, измеряющий среднюю величину достижений страны по трем основным критериям: здоровье и долголетие, знания, достойные условия жизни. Положение Беларуси оценивается как стабильное. С 2005 по 2011 годы численное выражение индекса человеческого развития Беларуси увеличилось с 0,723 до 0,756, что означает рост на 5% за эти годы. Представитель ПРООН считает, что для улучшения места в рейтинге Беларуси необходимо повышать доход на душу населения и одновременно предпринимать усилия по защите наиболее уязвимых слоев населения.
Таблица 2.14 - Индекс развития человеческого потенциала среди различных стран.
Глава 3. Перспективы экономического роста в Беларуси
Для того, чтобы проанализировать перспективы экономического роста в Беларуси рассмотрим инвестиционную привлекательность страны и меры, принимаемые государственном для привлечения иностранных инвестиций.
Беларусь располагает высокообразованной и сравнительно недорогой рабочей силой, обладающей хорошими техническими навыками и опытом работы на современных предприятиях. На 1000 человек, занятых в реальном секторе экономики, приходится около 400 работников с высшим и средним специальным образованием, а в сфере услуг их численность достигает 580-690 человек в зависимости от отрасли.
Высокий образовательный
уровень населения страны и высокая квалификация
работников сформированы благодаря созданной
в стране сильной системе подготовки кадров,
в том числе в таких отраслях, как автомобилестроение,
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение,
оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение
и др.
В стране имеется развитая научно-техническая
база для проведения исследований и разработок
в различных областях теоретических и
прикладных знаний.
Перспективы развития своей экономики страна связывает с мобилизацией информационных ресурсов.
По международному стандарту расчета макроэкономических показателей национальная экономика Беларуси с 1996 года устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП. Другими словами, в последние годы маркоэкономическая ситуация в стране стабильна и наметился устойчивый рост ВВП. Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Актуальной становится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы повышение качества экономической динамики.
Научно-технический потенциал, т.е. ресурсы и условия осуществления исследований, разработок и инноваций, в Беларуси представлен практически во всех сферах экономической деятельности – от производства до управления. Исследования и разработки осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. В них занято 30,7 тыс. человек, в том числе 18,5 тыс. исследователей и 12,2 тыс. техников и вспомогательного прочего персонала.
Наибольшая доля исследований и разработок приходится на естественные (математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук.
Инновационно активны в стране 13,9% промышленных предприятий, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной составляет 9,3%, доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте – 3,7%.
В течение последних лет отношение затрат на раличные исследования и разработки к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1%. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой.
В результате формирования крупных производственных комплексов в реальном секторе экономики, развития науки и инновационной деятельности в вузах и мощного исследовательского комплекса НАН Беларуси, расширения международных экономических и научно-технических связей, государственной инновационной стратегии развития созданы необходимые условия обеспечения технологического прогресса.
Вместе с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры (организационная, финансовая, консультационная, информационная и др. поддержка технологий).
В результате медленно осваиваются как отечественные, так и передовые зарубежные разработки. Реализация задачи устойчивого социально-экономического развития Беларуси может быть достигнута только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующего усиления государственной научно-технической политики.
Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды.
Для перехода на инновационный путь развития стране потребуются:
- НАН Беларуси
- Научно-исследовательские лаборатории, центры, институты
- ВУЗы
В Беларуси более 50 учреждений высшего образования, выпускающих свыше 100 000 специалистов, 173 совета по защите диссертаций (129 докторских и 44 кандидатских) по 285 научным специальностям 23 отраслей науки, выпускающих в год порядка 550 кандидатов и 50 докторов наук интеллектуальной деятельности.
- Частные предприниматели
- Предприятия СЭЗ
- Государственные предприятия
Поддержка инновационной деятельности
- Центры поддержки предпринимательства
- Госпрограммы
- Маркетинговые и издательские центры
Инновационная структура Республики Беларусь
- Республиканский центр трансфера технологий
- Свободные экономические зоны
- Технопарки Республики ББеларусь
- Организация инновационной деятельности в ВУЗах
- Белорусский инновационный фонд
- Информационное обеспечение инновационной деятельности
Основные направления развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей
- Сохранение и расширение подотраслей, связанных с производством лазерной, оптической и электронной техники;
- Стимулирование разработки новейшего программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий;
- Повышение наукоемкости ВВП и обеспечение более эффективного взаимодействия исследователей, разработчиков и производителей новой продукции;
- Создание благоприятных условий для интеграции наукоемких предприятий Республики Беларусь в транснациональные корпорации;
- Создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов (в первую очередь, выпускников белорусских вузов) и предотвращение их выезду для работы за рубеж;
- Увеличение объемов экспорта и привлекаемых зарубежных инвестиций;
- Повышение международного авторитета Республики Беларусь как страны, создающей образцы передовой наукоемкой техники;
Основные направления международного научно-технического сотрудничества
Информация о работе Основные макроэкономические показатели. Типы и факторы экономического роста