Основные макроэкономические показатели. Типы и факторы экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я исследовала различные факторы, которые влияют на экономический рост и социально-экономическое положение Беларуси и проследила динамику их изменения за последние годы. Целью работы было провести анализ социально-экономического положения и рассмотреть перспективы экономического роста Беларуси. Для этого я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть понятие, типы и факторы экономического роста; проанализировать основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Беларуси и возможное их влияние на экономический рост.

Файлы: 1 файл

3 главы.doc

— 1.97 Мб (Скачать файл)

- Двустороннее сотрудничество со странами дальнего зарубежья;

- Сотрудничество в рамках Союзного государства;

- Сотрудничество с государствами — участниками СНГ и ЕврАзЭС;

- Развитие многостороннего сотрудничества и взаимодействия с ведущими международными организациями и центрами;

- Развитие современной информационно-коммуникационной базы;

- Привлечение иностранных инвестиций и развитие экспорта высокотехнологичной продукции.

 

Рассмотрим теперь, какие меры предпринимает государство для регулирования экономического роста в Республике Беларусь:

Фискальная политика и долгосрочный экономический рост.  
Исходя из основных факторов долгосрочного экономического роста (эффективность использования существующих ресурсов и технологий, накопление ресурсов во времени, технологический прогресс) логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на основные факторы роста.  
Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:  
         1. Политика налогов. Налоги не являются нейтральными, изменение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения.

Правительству следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области белорусскому правительству следует принимать самые срочные действия. 

Большое значение имеет структура налогообложения. При одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста. 

Предоставление налоговых льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов. 

2. Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору.

Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов. 

Другой природой характеризуются эффекты, объясняемые структурой госрасходов. Традиционное деление на государственное потребление и государственные инвестиции не очень помогает. Более точная классификация – это производительные (поддерживающие рост) госрасходы и непроизводительные (сдерживающие рост) госрасходы. Особенно это деление важно в динамическом контексте:  
-         финансирование госпрограмм снижает ресурсы для частных сбережений;  
-         степень, в какой госрасходы повышают частную производительность, стимулирует частные сбережения;  
-         чем меньше степень замещаемости/дополняемости госрасходов и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.  
В целом, эти эффекты создают немонотонную зависимость госрасходов и роста выпуска. Вначале – рост и того и другого, затем с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.  
Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как: 

-         улучшение человеческого капитала;

-         повышение способности страны к поглощению из-за рубежа и изобретением новых технологий. 

3. Бюджетная политика. Результаты исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета. 

Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый и/или расходный) режимы, либо нужно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом. Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.

Чтобы увеличить экономический рост, Запад использует два различных варианта экономической политики государства: 

1. Сведение к минимуму созданных  государством препятствий для  экономического роста. Говоря о  белорусской экономике, следует  указать на большой вес государственных  предприятий, а также предприятий, контролируемых им в той или иной степени. 

2. Поощрение государством расходов  на НИОКР с помощью соответствующего  налогового режима (скидки с подоходного  налога фирм, инвестирующих в  физический капитал, на инвестиции  в науку, на затраты на НИОКР и т.п.).

 

 

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

 

В последние годы экономический рост достигался в основном посредством экстенсивных факторов. На современном этапе, когда конкурентоспособность продукции имеет наибольшее значение, Беларуси необходимо внедрять инновации, с целью усиления интенсивных факторов для достижения экономического роста в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы можем сделать вывод, что за счет наращивания экономического роста появляется возможность полнее удовлетворять всевозрастающие потребности человека и общества, тем самым обеспечивать социальный прогресс, укреплять экономический потенциал страны, материальную основу ее экономической независимости.

Следовательно, экономический рост, способствуя разрешению многих проблем, сам неизбежно превращается в стратегическую цель социально-экономического развития.

В завершение работы можно немного обобщить все уже сказанное.

Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем. Экономический рост определяется такими факторами, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

Стоит заметить, что в Беларуси последние годы экономический рост достигался экстенсивным путем. При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Многие работники не являются высококвалифицированными.

Экстенсивный путь развития носит застойный характер, нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются основные фонды.

Для достижения дальнейшего экономического роста в стране необходимо переходить на интенсивный путь развития, т.е. развивать научно-техническую, инновационную деятельность для того, чтобы увеличивать производительность труда и модернизировать производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Краткий статистический сборник «РБ в цифрах», 2007 (стат. сб.) Минстат РБ — Минск, 2007. – 342 с.
  2. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2001.
  3. Лемешевский И.М. Макроэкономика.(Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004.- 576 с.
  4. Макконеннелл К.Р., Брю С.Л. / Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.:ИНФРА–М, 2004.- XXXVI, 972 с.
  5. Макроэкономика: Учебное пособие. Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002.
  6. Мэнкью Н.Г. / Принципы экономикс. – СПб: Питерком, 1999. – 784 с.
  7. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.
  8. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь – http://www.belstat.gov.by
  9. Социально-экономическое развитие РБ в I полугодии 2006 года // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2006. - №6 – с. 4-60
  10. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. - Мн.: БГЭУ, 2005.
  11. Макроэкономика: Учебное пособие. Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002.

 

 

 

 

 



 


Информация о работе Основные макроэкономические показатели. Типы и факторы экономического роста