Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:19, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность основных макроэкономических параметров и методов их обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие валовой внутренний продукт и методы его расчета;
2. раскрыть термины номинальный и реальный валовой внутренний продукт;
3. раскрыть термины номинальный и реальный валовой внутренний продукт;
4. изучить понятие система национальных счетов;
5. рассмотреть валовой внутренний продукт и чистое экономическое благосостояние;
6. проанализировать кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве;
7. рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей в России.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы основных макроэкономических параметров.
1.1. Понятие системы национальных счетов.
1.2. Основные макроэкономические показатели.
Глава 2. Анализ основных макроэкономических показателей в РФ.
2.1. Общая характеристика государственной макроэкономической политики в 2000 г.
2.2. Анализ динамики макроэкономических показателей и факторов, влияющих на нее.
Заключение.
Список литературы:
Оглавление
Введение.
Глава 1. Теоретические основы
основных макроэкономических параметров.
1.1. Понятие системы национальных счетов.
1.2. Основные макроэкономические
показатели.
Глава 2. Анализ основных макроэкономических
показателей в РФ.
2.1. Общая характеристика государственной
макроэкономической политики в 2000 г.
2.2. Анализ динамики макроэкономических
показателей и факторов, влияющих на нее.
Заключение.
Список литературы:
Введение
Проблемы, интересующие экономическую
науку, можно изучить на различных
уровнях: во-первых, на уровне отдельных
хозяйственных единиц, таких как
фирмы, домашние хозяйства отрасли,
и, во-вторых, в масштабе всего народного
хозяйства и его составляющих
с использованием показателей. Раздел
науки о хозяйстве в целом, о проблемах
экономического роста и занятости, о возможностях
и работе хозяйственного механизма, о
функциях государства и экономической
политике называется макроэкономикой.
Она рассматривает размеры и структуру
национального продукта, функционирование
и эффективность экономики в целом. В центре
ее внимания разработки таких проблем,
как организация экономического регулирования,
управление инфляцией, сохранение природных
ресурсов, поддержание оптимальных темпов
производства товаров и услуг.
Цель работы – раскрыть сущность основных
макроэкономических параметров и методов
их обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Теоретические
основы основных макроэкономических параметров.
О деятельности отдельных
предприятий и экономических
процессах в национальном масштабе
судят на основе разных показателей.
Исходные положения, которыми руководствуются
органы государственного управления,
отличаются от принципов, которым следуют
в своей практической деятельности
бизнесмены и наемные работники.
А. С. Булитов считает, что для анализа
экономических событий, сложных хозяйственных
взаимосвязей необходима система надежных,
взаимодополняющих показателей. Управлять
страной, не располагая добротной информацией,
практически невозможно. [3; с. 330]. По мнению
В. Кириенко, невозможно управлять и фирмой,
не имея представления о состоянии той
хозяйственной среды, в которой находятся
эти фирмы, поэтому от степени достоверности
и оперативности информационных потоков
зависит качество управления как на макро-,
так и на микроуровне. [ 6; с. 24]
Система национальных счетов (СНС) – это
система статистических данных о состоянии
и динамике экономики в соответствии с
принципами, применяемыми в бухгалтерском
учете. Бухгалтерский учет строится, в
частности, на принципе двух записей по
каждой операции.
К примеру, материальные расходы предприятия
находят отражение в приходе на типовом
счете «Поступление материалов» и в расходе
на имущественном счете «Оплата покупки».
Как считает О. Рогова, система национальных
счетов, на которую перешла и отечественная
статистика, дает ступенчатую картину
экономических процессов в стране, в том
числе информацию по стандартному набору
счетов для всех секторов. [11, с. 65] Сектора
экономики (предприятия, финансовые учреждения,
органы государственного управления,
домашние хозяйства, обслуживающие их
частные некоммерческие организации)
– это совокупность экономических агентов,
занятых одним и тем же видом основной
деятельности. Они сводятся в секторе
по принципу однородности выполняемых
функций или однородности производимой
продукции. Понятие «сектор» несколько
отличается от понятия «отрасль». Предприятие
(фирма) может относиться к разным отраслям,
но согласно статистической группировке
входит только в один сектор. Основные
виды счетов группируются по конкретным
операциям, осуществляемым участниками
хозяйственной деятельности. Каждый счет
отражает одну из сторон этой деятельности.
Обычно выделяют следующие счета:
- счет производства – отражает результаты
производственной деятельности – затраты,
промежуточное потребление, производство
новой (добавленной) стоимости. Его итог
– добавленная стоимость в рыночных ценах.
- счет образования доходов характеризует
процесс образования прибыли, заработной
платы, доходов от собственности, социальных
выплат, других доходов.
- счет распределения доходов показывает,
как доходы распределяются между основными
получателями- домашними хозяйствами,
фирмами, учреждениями, административными
структурами.
- счет использования доходов – отражает
соответствующий процесс; из располагаемого
валового дохода образуются конечное
потребление и валовое накопление.
- счет капитала (капитальных затрат, операций
с капиталом) содержит показатели сбережения,
изменения запасов, амортизации основного
капитала, перечисления капитала.
- финансовый счет показывает итоговые
изменения финансовых активов и пассивов,
образование сальдо долговых требований
и обязательств.
Взаимосвязи между секторами охватывают
все виды операций с товарами и услугами,
доходами и расходами, финансами. Каждой
записи в одном счете соответствует идентичная
запись в противоположном счете. В итоге
увязанная система счетов отражает основные
стороны хозяйственных операций на макроуровне.
Внедрение в российскую практику Системы
национальных счетов потребовало проведения
серьезной работы по изменению состава
показателей и методологии их подсчета.
Показатели, характеризующие развитие
народного хозяйства России, могут сопоставляться
с показателями других стран.
В микроэкономическом анализе
наиболее широко применяются такие
статистические показатели, как валовой
продукт и национальный доход, реже
– чистый национальный продукт.
Центральным показателем Системы национальных
счетов, по мнению В. Безрукова и Л. Посвянской,
является валовой внутренний продукт
(ВВП). [2, с. 16] В статистике ряда зарубежных
стран используется и более ранний макроэкономический
показатель - валовый национальный продукт
(ВНП). Оба они отражают результаты деятельности
в двух сферах народного хозяйства: материального
производства и услуг. Оба определяются
как стоимость всего объема конечного
производства товаров и услуг в экономике
за один год (квартал, месяц). Эти показатели
подсчитываются в ценах как текущих (действующих),
так и постоянных (ценах какого-либо базового
года).
Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:
- ВВП подсчитывается по так называемому
территориальному признаку. Это совокупная
стоимость продукции сферы материального
производства и сферы услуг независимо
от национальной принадлежности предприятий,
распложенных на территории данной страны;
- ВНП – это совокупная стоимость всего
объема продукции и услуг в обеих сферах
национальной экономики независимо от
местонахождения национальных предприятий
(в своей стране или за рубежом).
Таким образом, ВНП отличается от ВВП на
сумму так называемых факторных доходов
от использования ресурсов данной страны
за рубежом (переведенная в страну прибыль
от вложенного за рубежом капитала, имеющейся
там собственности, заработная плата граждан,
работающих за рубежом) за минусом аналогичных
вывезенных из страны доходов иностранцев.
Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к покупателю
ВВП добавляют разность между прибылями
и доходами, полученными предприятиями
и физическими лицами данной страны за
рубежом, с одной стороны, и прибылями
и доходами, полученными иностранными
инвесторами и иностранными работниками
в данный стране, с другой стороны. Эта
разность весьма невелика: для ведущих
стран Запада – не более +/- 1% от ВВП. В нашей
стране переход к новым показателям –
вначале ВНП, а затем ВВП – начался с 1988
г. Этот переход осуществляется путем
пересчета валового общественного продукта
(ВОП) и национального дохода (НД), представляющих
собой соответственно суммы валовой продукции
и чистой продукции отраслей материального
производства.
Показатель ВОП являлся основным в советской
экономической статистике и представлял
собой совокупную стоимость всего объема
произведенных товаров и услуг в сфере
материального производства с включением
в нее затрат на сырье, материалы, топливо
и др., т.е. не был свободен от повторного
счета. Показатель национального дохода
рассчитывался тоже только на базе материального
производства.
Главное требование при расчете показателей
ВВП и ВНП, как считает А. С. Булатов, - это
чтобы все товары и услуги, произведенные
за год, учитывались только один раз, т.е.
чтобы при расчете учитывалась только
конечная продукция и не учитывались промежуточные
продукты, которые могут покупаться и
перепродаваться много раз. [3; с. 333]
Понятия продукция – это товары и услуги,
которые покупаются потребителями для
конечного использования, а не для перепродажи.
Промежуточная продукция – это товары
и услуги, которые проходят длительную
переработку или перепродаются несколько
раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.
Если суммировать произведенные в стране
товары и услуги во всех отраслях экономики,
то неизбежен многократный повторный
счет, существенно искажающий реальный
объем произведенного валового продукта.
Для исключения многократного повторного
счета ВВП и ВНП должны выступать как стоимость
конечных товаров и услуг и включать только
стоимость, создаваемую (добавляемую)
на каждый промежуточной стадии обработки.
Так возникает понятие добавленная стоимость.
По мнению В. Анохина, добавленная стоимость
(ДС) – это стоимость, созданная в процессе
производства на данном предприятии и
охватывающая реальный вклад предприятия
в создание стоимости конкретного продукта,
т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию
конкретного предприятия. Поэтому стоимость
потребленных сырья и материалов, которые
приобретались у поставщиков и в создании
которых предприятие не принимало участия,
в добавленную стоимость произведенного
данным предприятием продукта не включается.
[1, с. 25]
А. Воропаев считает, что добавленная стоимость
– это валовая продукция предприятия
(или рыночная цена выпущенной продукции)
за минусом текущих материальных издержек,
но с включением в нее отчислений на амортизацию
(так как основные фонды предприятия принимают
участие в создании новой стоимости производимой
продукции). В советской практике этот
показатель носил название условно чистой
прибыли. [5, с. 57]
Эти величины добавленной стоимости при
суммировании их по всем отраслям и производствам
и дают итоговые показатели ВВП, свободные
от повторного счета.
В СНС в состав добавленной стоимости
включаются амортизация, заработная плата,
прибыли корпораций и не корпоративных
предприятий, полученная ими рента, процент
на ссудный капитал, а также так называемые
чистые налоги на товары, услуги и импорт
за вычетом государственных субсидий
на производство этих товаров и услуг,
к чистому экспорту – экспорт товаров
и услуг за вычетом их импорта. При расчете
сумм счетов и самого ВВП чистые налоги
или чистый экспорт часто добавляют отдельной
строкой для того, чтобы разные счета или
подсчитанные разными способами ВВП сходились,
так как не во всех расчетах учитываются
косвенные налоги, субсидии и сальдо внешней
торговли товарами и услугами.
ВВП как измеритель валового
годового объема производства имеет
один важный недостаток: он завышает объем
производства на стоимость годовых
амортизационных отчислений и на
сумму косвенных налогов. Уменьшив
величину ВВП на сумму амортизационных
отчислений, начисленных за год, можно
получить еще один микроэкономический
показатель – чистый национальный
продукт (ЧНП).
С помощью этого показателя измеряется
общий годовой объем производства товаров
и услуг, который страна произвела и потребила
во всех секторах своего национального
хозяйства. ЧНП показывает размер дохода
поставщиков экономических ресурсов за
предоставленные им землю, рабочую силу.
Капитал, предпринимательскую способность,
с помощью которых создан этот ЧНП. Единственным
компонентом, не отражающим истинного
вклада экономических ресурсов в ЧНП,
являются косвенные налоги. Значит, чтобы
определить показатель общего объема
заработной платы, рентных платежей и
прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму
косвенных налогов. Полученный показатель
носит название «национальный доход».
Как считает В. Остапенко, национальный
доход (НД) – это вновь созданная за год
стоимость, характеризующая, что прибавило
производство в данном году к благосостоянию
общества. Поэтому при его подсчете, в
отличие от ВВП, в него не включаются суммы
амортизации, косвенных налогов, государственных
субсидий. [9, с. 31]
Это – чистый «заработанный доход» общества,
этим и определяется важность НД как микроэкономического
показателя и его широкое применение при
сопоставительном анализе.
В практике различают произведенный и
использованный НД. Произведенный НД –
это весь объем вновь созданной стоимости
товаров и услуг. Использованный НД –
это произведенный НД за минусом потерь
(от стихийных бедствий, ущерба при хранении
и т.п.) и внешнеторгового сальдо.
В российской практике до сих пор применяется
разбивка на два фонда:
- фонд потребления – это чисто НД, обеспечивающий
удовлетворение материальных и культурных
потребностей людей и потребностей общества
в целом (на образование, оборону и т.д.).
- фонд накопления – это чисто НД, обеспечивающий
развитие производства.
В СНС определяют обычно норму накопления
и долю потребления, но в процентах от
ВВП, а не от национального дохода.
С помощью показателей валового продукта
можно измерить объем годового (квартального,
месячного) выпуска товаров и услуг в экономике.
Эта общая, сводная величина валового
продукта интересует, во-первых, с точки
зрения того, из чего она складывается,
и, во-вторых, на что она расходуется, т.е.
если ВВП России в 1995 г. составил 1659 трлн.
руб., то, что он включает и на что израсходована
эта сумма.
Следовательно, ВВП может быть определен
одним из трех методов, путем суммирования:
- добавленной стоимости по всем отраслям
национальной экономики (ВВП по производству,
отраслям);
- всех расходов на покупку общего объема
произведенной в данном году продукции
(ВВП по расходам);
- всех доходов, полученных в стране от
производства продукции в данном году
(ВВП по доходам).
Анализ показателя ВВП, исчисленный первым
методом (по отраслям), позволяет выявить
соотношение и роль отдельных отраслей
в создании ВВП.
В соответствии со вторым методом
расчета ВВП (по расходам) он включает
следующие статьи:
1. Конечные потребительские расходы домашних
хозяйств. Это товары повседневного спроса,
предметы потребления длительного пользования,
расходы на потребительские услуги и др.
2. Конечные расходы органов государственного
управления (государственных учреждений).
Это расходы государственных и муниципальных
органов управления на покупку экономических
ресурсов и произведенной продукции для
нужд государства, что выражается суммой
затрат на выплату заработной платы государственным
и муниципальным служащим (работникам
бюджетной сферы), на закупку для государственных
нужд товаров и услуг.
3. Конечные расходы некоммерческих организаций,
обслуживающих домашние хозяйства. Это
расходы профсоюзов, политических партий
и религиозных организаций, общественных
объединений на услуги обществу в целом
и отдельным домашним хозяйствам.
4. Валовое накопление основного капитала,
которое состоит из так называемых чистых
капиталовложений, т.е. финансируемых
не за счет амортизационных отчислений.
5. Изменения в запасах материальных оборотных
средств, которые, как и валовое накопление
основного капитала, являются составной
частью всего валового накопления.
6. Чистый экспорт товаров и услуг, рассчитанный
во внутренних ценах.
Расчет ВВП по доходам отражает первичные,
т.е. не перераспределенные, доходы домашних
хозяйств, предприятий и государственных
учреждений. Эти доходы можно разбить
на оплату труда, валовую прибыль, а также
чистые налоги.
Глава 2. Анализ основных
макроэкономических показателей в
РФ.
2.1. Общая характеристика
государственной
Эволюцию государственной
Информационная фаза финансовой политики
связана с определенной бюджетной экспансией.
Обусловленной главным образом перевыполнением
плана по сбору доходов, а отчасти- получением
огромных объемов внешнего финансирования.
При этом высокий сбор доходов служил
не только целям самой бюджетной политики,
но и решению информационных задач, так
как он выступал относительным показателем
эффективности действий правительства.
Лишь в 1У квартале 2000 г. правительству
РФ удалось добиться реального роста бюджетных
доходов по сравнению с докризисным уровнем,
если не учитывать перераспределения
ресурсов из региональных бюджетов в федеральный,
что было вызвано накоплением кредиторской
задолженности региональных правительств,
ростом доли не денежных расчетов в бюджетах
субъектов Федерации и (или необходимостью
предоставления большего объема финансовой
помощи из федерального бюджета.
В сфере валютной политики Банк России
продемонстрировал способность устанавливать
обменный курс практически на любом разумном
уровне. ЦБР умело воспользовался результатами
роста экспортных цен при небольшом снижении
оттока капитала. Иностранные инвесторы
были удивлены плавностью одновременного
изменения валютного курса и валютных
ресурсов, что крайне редко наблюдается
в других странах в условиях нестабильности
платежного баланса.
В сфере денежно - кредитной политики важно
было установить рациональные взаимоотношения
между правительством и Центральным банком.
Хотя ЦБР регулярно подчеркивал свою независимость,
ведя самостоятельную политику по отношению
к МВФ и делая заявления об отсутствии
необходимости в кредитовании правительства,
такие кредиты он все же предоставлял.
В некоторых случаях (например, при обсуждении
предложения ЦБР о введении 100-процентной
продажи валютной выручки экспортерами)
Банк России потерпел тактическое поражение.
Итоги 2000 г. оставляют неоднозначное впечатление.
С одной стороны, прошедший год знаменателен
тем, что его экономические результаты
оказались столь же далеки (в положительную
сторону) от большинства прогнозов, сколь
сегодняшний обменный курс далек от докризисного.
С другой стороны, 2000 год не оправдал надежд
на быстрое продолжение экономических
реформ в наиболее выгодный для этого
момент с точки зрения потенциала экономического
роста. Иными словами, в 2000 году произошли
минимальные изменения в экономической
системе страны. Из данных таблицы 2.1. видно,
что прогнозные значения некоторых макроэкономических
параметров значительно отличаются от
фактических. Так, например, рост ВВП в
прогнозе предполагался быть равным –
1% в 2000 году, фактически - +3%. Главным сюрпризом
для аналитиков стали рост мировых цен
на нефть (и другие
Таблица 2.1.
Консенсусный прогноз экономических индикаторов
на 2000 год
Показатель
Прогноз
12.99 г.
Прогноз
12.00 г.
Факт.
1.Реальный рост ВВП (в %)
-7
-1
+3
2. Инфляция (дек/дек в %)
78
46
37
3. Обменный курс (на конец года) долл
35
28
27
российские экспортные товары) и проведение
намного более жесткой денежно-кредитной
и бюджетной политики, им можно было ожидать
согласно заявлениям руководителей правительства
и Банка России в конце 2000 г.
В ходе переговоров между правительством
РФ и ЦБР, с одной стороны, и МВФ, с другой,
велась напряженная дискуссия о бюджетной
и денежной программе. Различия в позициях
сторон были обусловлены рядом факторов.
Во-первых, существовало различное понимание
условий проведения финансовой политики.
Эксперты МВФ полагали, что основная исходная
проблема – мягкая денежно-кредитная
политика, сопровождающаяся введением
административных ограничений на финансовых
рынках, характеризующихся инфляционной
неопределенностью и высоким оттоком
капитала. Тогда после начала проведения
последовательно жесткой финансовой политики,
основанной исключительно на рыночных
механизмах, доверие к действиям властей
возрастет, отток капитала уменьшится
и тем самым будут решены проблемы пополнения
доходной части бюджета и валютных резервов
страны.
Правительство и ЦБР считали, что основные
краткосрочные проблемы связаны именно
с исполнением бюджета, в то время как
проблема оттока капитала носит фундаментальный
характер и административное воздействие
направлено на ее смягчение в краткосрочной
перспективе. В связи с этим, а также исходя
из общих соображений, правительство и
ЦБР не видели большого риска в чуть более
высокой инфляции, вызванной кредитованием
правительства со стороны ЦБР, при условии
возобновления сотрудничества с международными
финансовыми организациями и реализации
согласованной программы действий.
Во-вторых, МВФ и российская сторона по-разному
оценивали возможное воздействие расширения
денежного предложения на инфляцию. Противоречия,
которые на первый взгляд казались чисто
техническими, лежали, скорее всего, в
политической плоскости, поскольку они
связаны с определением допустимых объемов
прямого кредитования правительства со
стороны ЦБР.
Кроме того, следствием различий по указанной
позиции было расхождение в оценке необходимых
объемов привлечения средств из других
источников, в том числе от самих международных
финансовых организаций и от приватизации
государственного имущества.
В третьих, в ходе переговоров постепенно
усиливалась неопределенность относительно
внешних условий макроэкономического
развития страны в 2000 г. Это было связано
с начавшимися в марте ростом цен на российские
экспортные товары, прежде всего на нефть
и нефтепродукты. Такой рост цен имел несколько
последствий для переговорного процесса:
- смягчение финансовых проблем России,
а значит, снижение ее заинтересованности
в кредитах МВФ и укрепление переговорной
позиции; в то же время меньшие формальные
основания для предоставления кредитов
на поддержку платежного баланса;
- потенциальный рост бюджетных доходов
и валютных резервов, который российской
стороне хотелось бы оставить «про запас»,
а МВФ- прямо включить в программу;
- рост физических объемов экспорта за
счет внутренних поставок, повлекший усиление
административного контроля над внутренним
рынком и осложнение переговоров.
В четвертых, долгосрочные интересы России
и МВФ как заемщика и кредитора, а также
представителя кредиторов существенно
различаются. Правительство России заинтересовано
в более выгодных условиях реструктуризации
внешнего долга, что подразумевает меньшие
платежи и меньший необходимый первичный
профицит бюджета. Интересы МВФ, естественно,
противоположны. Тем не менее, обе стороны
понимали, что ключевым условием восстановления
платежеспособности России будет не размер
профицита бюджета в краткосрочной перспективе,
а возможность обеспечения высоких темпов
экономического роста. Расчеты сторон
показали, что при высоких темпах роста,
начиная с 2001г. и полной ликвидации оттока
капитала к 2003 г. для избежания необходимости
частичного списания внешнего долга или
существенного облегчения долгового бремени
будет достаточно повышения первичного
профицита бюджета до 3% ВВП в 2000 г. и до
4 – 5% ВВП в 2001-2003 гг. Насильная переговорная
позиция МВФ была увязана именно с этими
параметрами, в то время как позиция российской
стороны основывалась на консервативном
макроэкономическом прогнозе.
Таким образом, у сторон была достаточная
почва для длительных дискуссий и без
переговоров по программе структурных
мер , зачастую еще более тяжелых, но порученных
в основном министерству экономики и специалистам
Всемирного банка. Исходя из вышеуказанных
различий в позициях сторон в центре переговоров
о бюджетной и денежной программах стояли
три вопроса:
- размер первичного профицита бюджета;
- доходы бюджета и необходимые налоговые
меры;
- структура источников финансирования
бюджетного дефицита, а именно, объем чистого
кредитования правительства со стороны
денежных властей.
Другие важные вопросы в ходе переговоров
с МВФ включали планы по отмене административных
ограничений на финансовых и товарных
рынках, финансовую проверку (аудит) управления
валютными резервами, планы реструктуризации
банковской системы и обеспечение принятия
парламентом необходимого для реализации
программы законодательства.
В таблице 2.2. приведены позиции сторон
по указанным выше центральным вопросам
переговоров и результаты переговорного
процесса.
Таблица 2.2.
Переговоры российской стороны с МВФ
и оценка фактического исполнения программы
Параметры
Российская
Сторона
МВФ
Результат
переговоров
Исполнение
(предварит.)
ВВП (млрд. руб.)
4000-4400
4800
4600
4500
ВВП (темп прироста, в %)
-2
-8
-2
+3
Инфляция (темп прироста декабрь/декабрь,
%)
30 – 50
70
50
36
Среднегодовой обменный курс
(руб./ долл.)
21,5 – 27,5
28
27
24
Первичный профицит бюджета
(в % к ВВП)
1,65 – 2,2
3 – 3,5
2,0
2,0
Доходы бюджета (млрд. руб.)
474 – 530
580
530
599
Доходы бюджета (в % к ВВП)
11,8 – 12,1
12,2
11,5
13,3
Чистый кредит правительству со стороны
денежных властей
(млрд. руб.)
55 –60
20 - 25
34
49
Как следует из данных таблицы 2.2., их позиции
были достаточно далеки друг от друга.
2.2. Анализ динамики
Анализ экономического роста, фиксируемого
с 2000 г. статистикой, представляется актуальным
с точки зрения, прежде всего, устойчивости
факторов, влияющих на текущую социально-
Таблица 2.3.
Основные макроэкономические показатели
(в сопоставимых ценах,
в % к соответствующему
периоду предыдущего года)
Показатель
1999 г.
2000 г.
I кварт.
II
кварт.
1 полугодие
Год
I
кварт.
II кварт.
1 полугодие
Год
оценки
ВВП
97,3
101,2
99,3
103,2
108,4
106,7
107,5
105,5
Пр-ция промышленности
98,4
105
103,1
108,1
111,9
108,5
110,3
107,5
Пр-ция сельского х-ва
94,8
97,7
96,5
102,4
101,2
100,6
100,8
103,0
Инвестиции в основной капитал
92,2
96,2
94,3
104,5
113,1
115,3
114,3
109,0
Оборот розничной торговли
86,3
88,1
87,2
92,3
107,3
107,9
107,6
106,0
Платные услуги населению
104,2
106,5
105,4
107,4
105,1
106,1
105,7
105,0
Как показывают приведенные данные, в
1999 г. впервые наметился рост производства
продукции промышленности, сельского
хозяйства, инвестиций в основной капитал
и, следовательно, ВВП. В первой половине
2000 г. по сравнению с предыдущим периодом
прошлого года рост сохранился и составил
по производству продукции промышленности
10,3%, сельского хозяйства – 0,8, инвестициям
в основной капитал – 14,3, ВВП – 7,5%.
Согласно данным таблицы, по итогам первой
половины 1999 г. в экономике отмечался еще
спад. Соответственно, рост в первой половине
2000 г. произошел от низкой базы. Следует
отметить также, что в этот период продолжал
еще действовать эффект девальвации рубля,
вследствие чего в ряде отраслей промышленности
рост достигался благодаря замещению
вздорожавшего импорта.
В то же время, в связи с высоким уровнем
мировых цен на нефть и некоторые виды
цветных металлов (никель, алюминий), увеличился
спрос на экспорт сырья и энерго ресурсов.
Также улучшилась внешнеэкономическая
конъюнктура для вывоза продукции черной
металлургии, химии и нефтехимии.
В сфере производства продукции, классифицируемой
по межотраслевому балансу как промежуточная,
наибольший прирост произошел в отраслях
химической и нефтехимической (18,8%), мясной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности (17,1%), черной (22,7%), черной
металлургии (15%).
По сырьевым же отраслям топливно-энергетического
комплекса прирост выпуска в I полугодии
2000 г. составил: по нефтедобывающей промышленности
– 4,5%, нефтеперерабатывающей – 6,3, газовой
– 4,6, угольной – 5,8, электроэнергетике
– 1,6%.
В отраслях, ориентированных на конечный
спрос, можно отметить, наибольший рост
по легкой промышленности – 35,2%, пищевой
– 12,4, машиностроению и металлосборке
– 15,3, строительных материалов – 11%.
Положительная динамика производства
продукции промышленности вызвала некоторое
изменение структуры производства ВВП
(табл. 2.4).
Как видно из данных таблицы 2.4, товарная
составляющая ВВП несколько выросла. Однако,
поквартальная тенденция по удельному
весу главного подразделения народного
хозяйства – промышленности – переменчива
и отличается колебаниями, которые едва
ли можно отнести только на счет фактора
сезонности. Она отражает неустойчивый
и конъюнктурный характер причин, действие
которых определяет текущую промышленную
динамику.
На ее фоне поквартальный рост ВВП выглядит
несколько более последовательным,
Таблица 2.4.
Структура валовой добавленной стоимости
по отдельным отраслям экономики