Основные методы планирования и их сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:17, реферат

Описание работы

Планирование является важнейшим элементом системы управления предприятием. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Управление объектом заключается в том, чтобы оказывая на объект воздействие, изменить протекающие в нем процессы для достижения определенных целей. Главной целью любого конкретного предприятия является получение прибыли.

Содержание работы

1. Основные методы планирования и их методы.
2. Методы планирования. Особенности планирования в рыночной экономике.
3. Особенности организации закупок и материальных ресурсов в условиях рынка.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

  1. Основные методы планирования и их методы.
  2. Методы планирования. Особенности планирования в рыночной экономике.
  3. Особенности организации закупок и материальных ресурсов в условиях рынка.
  4. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные методы планирования и их сущность.

 

            Планирование является важнейшим элементом системы управления предприятием. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Управление объектом заключается  в том, чтобы оказывая на объект воздействие, изменить протекающие в нем процессы для достижения определенных целей. Главной целью любого конкретного  предприятия является получение  прибыли.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии  важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно  относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь  служат их основой. Это обоснование  цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация  процессов планирования, координация  планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции  предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно  связаны с избранной хозяйственной  деятельностью и достаточно полно  отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для  выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и  контроль.

К задачам планирования как к  процессу практической деятельности относятся:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

По типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

 

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции). Тактическое планирование предполагает принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы и организованы бизнес-процессы фирмы для достижения стратегических целей.

 

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

 

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия. Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в различных видах ресурсов и источниках их финансирования. 

В зависимости от главных целей  или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых  путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде.

Планирование организационно может быть реализовано несколькими методами: «сверху вниз», «снизу вверх» и комбинированным.

Метод «сверху вниз» используется при централизованном формировании плана и нацелен на удовлетворение интересов владельцев и инвесторов. Поскольку руководители фирмы обычно лучше осведомлены о ее стратегических и тактических целях, чем менеджеры  среднего и нижнего уровня, именно руководители задают такие плановые задания соответствующим подразделениям. План, составляемый по принципу «сверху вниз», требует от топ-менеджмента четкого понимания основных особенностей хозяйственной деятельности фирмы, ее внешнего и внутреннего окружения, конкурентных преимуществ и т. д. Такой подход обеспечивает согласованность плановых заданий для отдельных подразделений, позволяет задавать контрольные показатели для оценки их эффективности. Основным недостатком метода «сверху вниз» является опасность не учесть особенности деятельности отдельных подразделений или бизнес-единиц фирмы и задать необоснованные либо невыполнимые плановые показатели.

Метод «снизу вверх» используется при децентрализованном планировании. В этом случае менеджеры среднего и нижнего звена планируют показатели, связанные с деятельностью только своего подразделения, предоставляя агрегированную и обобщенную информацию по своему подразделению высшему руководству. При этом менеджеры каждого подразделения в полной мере могут использовать свой опыт, знания и компетенции при планировании соответствующего участка деятельности и ответственности. К недостаткам данного метода следует отнести: возможность изменения плановых заданий и показателей руководителями верхнего уровня в процессе утверждения; сложность взаимоувязки планов развития отдельного подразделения с общекорпоративной стратегией и ресурсными возможностями;- вероятность «механического» сведения планов подразделений в общий план фирмы; сложность и затратность процессов согласования плановых заданий и др.

Комбинированный метод позволяет сочетать преимущества предыдущих и при этом устранять их недостатки. При таком методе топ-менеджмент и руководители бизнеснаправлений определяют общефирменные значения основных показателей и статей и передают их в подразделения по схеме «сверху вниз». В подразделениях конкретизируют значения соответствующих показателей и статей и по схеме «снизу вверх» передают для окончательного утверждения.

В общем случае сущность планирования на предприятии заключается в систематической постановке целей и разработке мероприятий (действий, путей и т. п.), направленных на их реализацию, определения эффективных методов и способов для их выполнения.. В свою очередь, процесс планирования предполагает анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды предприятия, имеющихся и потенциально необходимых ресурсов для реализации поставленных целей.

Современная экономическая среда  характеризуется высокой скоростью  и непрерывностью изменений. В этих условиях выживаемость, развитие и  процветание любого предприятия во многом определяются способностью его менеджмента своевременно предвидеть возможные изменения и принимать решения, позволяющие с максимальной эффективностью адаптироваться к их последствиям.

Планирование занимает центральное  место в принятии подобных решений  и представляет собой ориентированный  на будущее регулярно повторяющийся  процесс их выработки, в котором  соединяются вместе различные виды управленческой деятельности. Основная задача планирования состоит в повышении эффективности хозяйственной деятельности в будущем посредством: определения наиболее перспективных направлений развития предприятия, способствующих повышению его стоимости и росту благосостояния собственников; целевой ориентации, интеграции и координации всех бизнес-процессов, а также деятельности отдельных подразделений, служб и сотрудников;- выявления потенциальных рисков и снижения их уровня;- повышения гибкости, адаптации к изменениям внешней экономической среды и т. д.

 

 

Методы планирования.

Особенности планирования в рыночной экономике.

 

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается  в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей  их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства  российских предприятий главной  целью планирования является получение  максимальной прибыли. С помощью  планирования руководители предприятий  обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии  служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента  и в целом всей экономической  системы хозяйствования.

Рыночное планирование на предприятии  должно служить основой организации  и управления производством, являться нормативной базой для выработки  и принятия рациональных организационных  и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции  объединяются в единую комплексную  систему социально-экономического развития предприятия.

Планирование на предприятии –  это взаимосвязанная научная  и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает  система свободных рыночных отношений  между трудом и капиталом в  ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических  выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений, современных требований рынка и  признанных передовой практикой  методов разработки планов.

В изучении экономического поведения  производителей и потребителей находят  свое применение два взаимосвязанных  метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и  принципов на основе сбора и анализа  фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических  принципов, положений, начиная с  уровня теории, которая затем с  помощью фактов подтверждается или  опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических  исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные  экономическая теория и научные  методы исследования, прежде всего  анализ и синтез, служат фундаментом  планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий

Основные виды рыночного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам как:

1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

Информация о работе Основные методы планирования и их сущность