Основные методы планирования и их сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:17, реферат

Описание работы

Планирование является важнейшим элементом системы управления предприятием. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Управление объектом заключается в том, чтобы оказывая на объект воздействие, изменить протекающие в нем процессы для достижения определенных целей. Главной целью любого конкретного предприятия является получение прибыли.

Содержание работы

1. Основные методы планирования и их методы.
2. Методы планирования. Особенности планирования в рыночной экономике.
3. Особенности организации закупок и материальных ресурсов в условиях рынка.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

В зарубежной науке и практике в  планировании будущего корпорации принято  выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними  факторами, как потребители и  поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления  планов и т.п.

 

Особенности организации  закупок

 и материальных  ресурсов в условиях рынка.

 

В условиях рыночной экономики  одним из ключевых элементов организации  бизнеса является система организации  коммерческой деятельности.

При рассмотрении вопроса  организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов на предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам  – постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная  работа и другие.

При административно-командной  системе управления экономикой организация  хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов подвергалась детальному госрегулированию и регламентированию. Новые условия  хозяйствования, связанные с переходом  к рыночной экономике, потребовали  значительного расширения самостоятельности  и равноправия партнеров, устранения изменений регламентации, повышения  роли хозяйственного договора. В связи с этим, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов.

Хозяйственные связи  предприятия по закупкам материальных ресурсов являются важным элементом  закупочной логистики, основной целью  которой является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимальн Новые условия хозяйствования, связанные  с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия  партнеров по договору, устранения изменений регламентации, перехода от административно- командных методов  управления к экономическим, от централизованного  распределения материальных ресурсов к свободной продаже товаров, повышения роли хозяйственного договора.

В условиях развитой рыночной экономики роль документов, централизованно регулирующих хозяйственные  связи между поставщиками и покупателями, уменьшается и уступает место  самостоятельному регулированию хозяйственных  взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.

При осуществлении  хозяйственных связей основным документом является договор, регламентирующий отношения  партнеров и выполняющий следующие  функции:

    • Закрепляет юридические отношения между партнерами;
    • Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;
    • предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

Говоря о закупках, материальных ресурсов, как и составной  части хозяйственных связей, следует  сказать, что закупные работы являются одной из основных функций коммерческой деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики организация  и технология закупок в РФ претерпела конкретные изменения.

На смену централизованной системе управления экономикой, пришла эпоха свободных рыночных отношений, характеризующихся:

  • свободой выбора партнера по закупке материальных ресурсов;
  • множественностью источников закупки;
  • равноправием партнеров;
  • возросшей ролью договоров;
  • свободой ценообразования;
  • конкуренцией поставщиков и покупателей;
  • предприимчивость коммерсанта по закупкам;
  • экономической ответственностью сторон. 

Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам материальных ресурсов, предприятия должны систематически заниматься выявлением источников закупки, рационализацией сформированных и  установлением новых хозяйственных  связей.

На основе хозяйственных  связей по поставкам продукции формируются: межотраслевые, внутриотраслевые, межрайонные  и внутрирайонные материальные потоки.

Правильное сочетание  территориального и отраслевого  принципов при формировании хозяйственных  связей являются одной из важнейших  задач организации и планирования материально-технического снабжения.

Большое значение имеет продолжительность функционирования хозяйственных связей. В зависимости  от стабильности взаимоотношений по поставкам материальных ресурсов между  конкретными поставщиком и покупателем  хозяйственные связи подразделяются на:

    • краткосрочные (как правило, до года);
    • длительные (более года).

Краткосрочные хозяйственные  связи постоянно изменяются, заключение хозяйственного договора по таким связям носит вероятностный характер.

Длительные хозяйственные  связи предполагают поставки продукции  одному и тому же покупателю, одним  и тем же поставщикам. Длительные хозяйственные связи осуществляются, как правило в течение нескольких лет.

Важнейшим направлением повышения эффективности производства является высокая степень согласованности  в деятельности предприятий –  изготовителей и предприятий  – получателей продукции на основе ассортимента, сроков и партий поставок в максимальной мере приближенных к  условиям потребления. Решение этой задачи во многом зависит от характера  взаимоотношений между изготовителями и покупателями продукции.

С точки зрения участия снабженческо-сбытовых организаций  в регламентации условий поставки продукции, что находит свое выражение  в соответствующих формах хозяйственных  связей:

    • прямых;
    • опосредованных.

Наиболее рациональной и эффективной формой поставок является такая, которая обеспечивает непрерывность  производственного процесса и при  прочих равных условиях, наименьшие товарно-заготовительные  расходы, а также минимальный  уровень производственных запасов.

Таким образом, от структуры хозяйственных связей во многом зависит степень удовлетворения потребности предприятия в продукции  определенного качества и в сроки.

Хозяйственные связи  по закупкам материальных ресурсов являются составным элементом закупочной логистики, цель которой – удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с максимально возможной  экономической эффективностью.

На оптимизацию хозяйственных  связей по закупкам материалов влияют не только внешние факторы (экономические, юридические, политические и другие), но и внутренние приоритеты, связанные  с различным пониманием оптимальной  деятельности и целями предприятия.

Литература.

  1. Дубровин И.А. «Организация и планирование производства на предприятиях», Из-во Колос, 2008
  2. Леонтьев В. Экономические эссе. – М., 2005.
  3. Организация, планирование и управление производством» Учебно-метод. пособие. для вузов. /Под ред. проф. Н.И.Новицкого- М.,Финансы и статистика,2008.
  4. Экономика предприятия: Учебн. для вузов. /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Информация о работе Основные методы планирования и их сущность