Основные направления деятельности биржи труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования рассмотреть основное понятие биржи труда, ее структуру, функции, задачи.
Осуществление поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
 выявить причины возникновения биржи труда в России и рассмотреть проблемы формирования;
 проанализировать экономическую сущность биржи труда;
 рассмотреть внутреннюю структуру бирж труда, анализ ее деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. История создания биржи труда в России . 5
2. Экономическая сущность биржи труда. …………………………. 11
3. Основные направления деятельности биржи труда……………… 14
3.1.Функции биржи труда……………………………………… .. 14

3.2. Структура и задачи государственной биржи труда………. . 19

Заключение………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              СОДЕРЖАНИЕ 
               

Введение   3

    1. История создания биржи труда в России .  5

    2. Экономическая сущность биржи труда. ………………………….  11 

    3.  Основные  направления деятельности биржи  труда……………… 14

               3.1.Функции биржи труда……………………………………… ..   14

 

               3.2. Структура и задачи государственной биржи труда………. .  19 

Заключение………………………………………………………………….. 22

Список  используемой литературы………………………………………..   26

Приложение А.  …………………………………………………………. … 27

Приложения Б, В ……………………………………………………………  28

Приложение Г  ………………………………………………………………   29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Большинство   стран современного мира живут в  условиях рыночной экономики, при которой  действуют принципы свободной занятости. Современная Россия не исключение. При этом одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики является безработица. В первую  очередь это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. В период экономического кризиса с ликвидацией  убыточных, малорентабельных  предприятий и производств. В связи с этим усилился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферам и отраслями экономики. Из-за тяжелого экономического положения  проблема  безработицы, конкурентоспособности рабочей силы и проблемы  рынка труда  стоят на сегодняшний день наиболее остро. Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда. Без учета,  которой  невозможен анализ спроса и предложения на  труд. В данном курсовом проекте рассматриваются вопросы, касающиеся биржи труда, т.к. как она является  посредником между рабочими и предпринимателями  целью которой, является регулирования торговых операций в сфере трудового найма.

    Актуальность  темы данной темы заключается в том, что биржа труда является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, она непосредственно затрагивает интересы общества и обеспечивает защиту ее интересов.

    Предмет  исследования биржа труда ее функции, структура и задачи.

    Объект  исследования экономический анализ рынка труда и  механизм  формы регулирования.

    Цель  исследования  рассмотреть основное понятие биржи труда, ее структуру, функции, задачи.

    Осуществление   поставленной цели предопределило необходимость  решения следующих задач:

  • выявить  причины возникновения биржи труда в России и рассмотреть проблемы формирования;
  • проанализировать экономическую сущность биржи труда;
  • рассмотреть  внутреннюю структуру бирж труда, анализ ее деятельности.

    Структура  курсового проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

      Во введении  будет кратко обосновываться актуальность выбранной темы исследования, приводится ее практическое и теоретическое значение.

    В первой главе будет рассмотрена история создания биржи труда в России, и проанализированы ее проблемы формирования. Глава будет выстроена в хронологическом порядке событий.

      Во второй главе будет рассмотрен  обзор современного рынка труда, теоретические аспекты биржи труда. Перечислены особенности функционирования рынка труда и государственного регулирования занятости.

    В третьей  главе будут изучены основные направления деятельности биржи труда: функции, задачи и организационная структура.

   В заключении будут изложены основные выводы по курсовому проекту.

    Курсовой  проект  сопровождается наглядным  материалом,  ссылками на изученную  литературу. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БИРЖИ ТРУДА В РОССИИ.
 

    Первая  биржа труда в Москве, знаменитая в свое время «Морозовская» биржа, была организована Хитровским попечительством о бедных и находилась в ведении городского самоуправления. Хитровский очень любил "Достопримечательности Одессы", но её контингент составляли чернорабочие и строительные рабочие, главным образом прибывшие из села, деклассированные городские элементы. Хотя она и сыграла немалую роль, обеспечивая хоть какой-то работой выходцев из деревни, сезонных рабочих-полупролетариев, городскую бедноту, однако среди квалифицированных рабочих никаким престижем не пользовалась. «Морозовская» биржа так и осталась «босяцкой», превратившись в конце концов в аукцион частных сделок, своего рода «толкучку» тех, кто нуждался в работе, не имея ни специальности, ни квалификации, ради какого-либо временного заработка.

    Борьбу  с начинавшейся безработицей существенно  тормозило отсутствие специальных органов. В царской России было только 6 постоянных бирж труда и несколько их временных отделений, так называемых корреспондентских пунктов.

    В России первый государственный закон о биржах труда был принят незадолго до Октябрьской революции — 19 августа 1917 г. [3, с.12]. Он предусматривал возможность  открытия  бирж труда  в городах с населением не менее 50 тыс. человек. Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда. Однако существенного влияния на регулирование ситуации на рынке труда они в то время оказать не смогли. К началу 1918 г. число зарегистрированных ими безработных достигло почти 100 тыс. человек. [8, с.26].

     31 января 1918 г. Советское правительство  обнародовало новый закон о  биржах труда. Они переходили  в ведение профсоюзов и учреждались  в городах с числом жителей не менее 20 тыс. человек. Управление ими передавалось комитетам, в которых большинство принадлежало представителям рабочих. Тем самым биржи труда были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовавшие в интересах рабочих организаций. Они осуществляли полное самоуправление в рамках своей компетенции. Государством было введено обязательное трудовое посредничество биржи при поступлении на работу. Право найма рабочей силы предоставлялось комитетам профсоюзов предприятий. Закон предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда. 

   В декабре 1918 г. был принят первый советский  Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений. Для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет была установлена трудовая повинность. [1, с.64]. Лица, обязанные трудовой повинностью и не занятые общественно полезным трудом, теперь могли быть принудительно привлечены местными Советами депутатов к выполнению специальных общественных работ. Была введена государственная монополия регулирования найма рабочей силы через органы по труду, которые учреждались в городах с населением не менее 10 тыс. человек. Законом была установлена не только обязанность трудиться, но и впервые — право на труд. Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности и даже получивший таковую на срок менее 2 недель. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка, соответствовавшего их специальности и квалификации. Регистрация безработных и осуществление права на труд становились функциями государственных органов, профсоюзов, предприятий и учреждений. Был предусмотрен учет всех работающих по найму, установлено правило предварительной регистрации всех трудящихся, которым предстояло увольнение со службы.

   В 1919 г. На местах функционировали более 300 подотделов труда и 260 их корреспондентских  пунктов. На учет стали брать не только безработных, ищущих работу, но и всех граждан, подлежащих трудовой повинности. Упразднилась самостоятельность местных органов по труду. Они становятся периферийной частью системы Наркомата труда и выполняют задания центра по распределению и использованию трудовых ресурсов. В условиях углубляющегося дефицита кадров рабочим запрещается увольняться без ведома и санкции органа по труду. [3, с.22]

   1920 г. Для проведения в жизнь  всеобщей трудовой повинности  в ее полном объеме были  созданы центральные и местные  органы. На них возлагались задачи ее осуществления в директивном порядке, функции наблюдения и контроля за ее безусловным исполнением трудящимися, предотвращения незаконных уклонений ее исполнения, а также уголовного преследования за «трудовое дезертирство». Возникла целая система административно-командных и репрессивных учреждений принудительного труда.

   При НЭПе проведение политики занятости  потребовало радикальной перестройки  системы управления трудовыми ресурсами. В постановлении Народного комиссариата труда от 12 апреля 1922 г. отмечалось, что благодаря всерастущему массовому предложению труда и значительному по размерам, спросу на труд уже сложился более или менее развитой рынок труда. Государственное регулирование и овладение которым становится не только основной задачей отделов труда, но и одним из важнейших вопросов профессионального политического строительства. НКТ принял решение перейти к новым формам работы для выполнения органами по труду функций трудового посредничества и борьбы с безработицей. [6, с.3] С этой целью его центральный отдел распределения рабочей силы был преобразован в отдел рынка труда, а местные отделы распределения — в биржи труда. В постановлении подчеркивалось, что принудительное привлечение к труду противоречит новой экономической политике и даже при наличии массовой безработицы я

   вляется объективно вредным для народного хозяйства. Биржи труда были открыты для всех желающих получить работу. Первоначально не существовало никаких ограничений при регистрации — ни социальное положение, ни стаж работы по найму, ни даже наличие заработка не могли служить основанием для отказа в постановке на учет и трудоустройстве. Управление биржами труда осуществлялось на государственно-общественной основе — при участии профсоюзов, советских и хозяйственных органов. Совместно с работниками местных органов по труду они образовывали Комитеты, которые решали все вопросы, входящие в компетенцию бирж. В задачи биржи труда,  прежде всего, входили регистрация, проверка, и периодическая отметка лиц, ищущих работу, назначение пособий и льгот безработным, т. е. контроль  за предложением труда и движением рабочей силы.

    Формирование  системы эффективной занятости  происходило в упорной борьбе с администрированием на рынке труда, попытками «спрятать» реальную безработицу или свести ее к классово-однородному минимуму.

    Уже к концу 1923 г. под предлогом экономии государственных средств число бирж труда было сокращено, их функции были ограничены и упрощены. При этом численность работников бирж уменьшилась в 11 раз. [3, с.31] На миллион зарегистрированных безработных приходилось только около 700 работников по трудоустройству. [3, с.32] Одновременно с закрытием бирж прошли массовые «чистки» безработных, создававшие видимость уменьшения безработицы. Провозглашенная «борьба с безработицей» постепенно стала борьбой против текучести кадров. Для того чтобы обеспечить полную занятость не устроенного биржей пролетариата, с предприятий изгонялись «социально чуждые» и кулацкие элементы, «дезорганизаторы социалистического производства» — на их места посылали зарегистрированных безработных. «Бывших людей» биржи не брали на учет для трудоустройства, а те, кто не имел работы, подлежали выселению в административном порядке и направлению на принудительные работы. Биржи труда были преобразованы в территориальные управления кадров, которые были обязаны «снабжать» народное хозяйство рабочей силой, осуществлять ее плановую переброску и перераспределение на ударные предприятия и стройки. Но, тем не менее, безработица продолжала существовать. Затем всякое упоминание о безработице исчезло. Постепенно функции подбора, профподготовки  и переброски рабочей силы перешли к предприятиям и их ведомствам. Стали создаваться отделы кадров, самостоятельно решавшие вопросы планирования, организации и оплаты труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, включая их организованный набор, в соответствии с планами производства. Исключив рынок труда и безработицу из системы регулирования общественно-трудовых отношений, органы по труду так и не сумели выполнить возложенную на них задачу — организовать прямое распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Поэтому они были повсеместно упразднены за ненадобностью в 1933г. В течение почти 60-ти лет биржи труда считались ушедшими в прошлое, но как оказалось не навсегда.

   В начале 1991 г. был принят закон «О занятости населения», который, по сути, легализировал безработицу. В этом же году была создана  Федеральная служба занятости. Основные принципы  работы службы   занятости   населения РФ  соответствуют международной практике. Сегодня служба  осуществляет государственную политику содействия занятости населения, предоставляя государственные гарантии по реализации конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы.

Информация о работе Основные направления деятельности биржи труда