Основные направления деятельности биржи труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования рассмотреть основное понятие биржи труда, ее структуру, функции, задачи.
Осуществление поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
 выявить причины возникновения биржи труда в России и рассмотреть проблемы формирования;
 проанализировать экономическую сущность биржи труда;
 рассмотреть внутреннюю структуру бирж труда, анализ ее деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. История создания биржи труда в России . 5
2. Экономическая сущность биржи труда. …………………………. 11
3. Основные направления деятельности биржи труда……………… 14
3.1.Функции биржи труда……………………………………… .. 14

3.2. Структура и задачи государственной биржи труда………. . 19

Заключение………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

    В  августе  1996  г.  на  базе  трех  социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства  социальной  защиты  населения РФ  и  федеральной  службы  занятости  –  образовано  Министерство  труда  и социального развития России. Название нового органа, органа  службы занятости на протяжении этих лет менялось, оставались неизменными основные его задачи, а именно, содействие в трудоустройстве и обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице.

    На  основании изученной литературы, сделан следующий вывод по первой главе курсовой работы. Очередное возрождение бирж труда в наши дни диктуется жизненными требованиями возвратиться, наконец, к разумным методам хозяйствования, апробированным опытом истории человечества. Сам факт вторичного возрождения биржи после ее ликвидации в 1933г. - достаточное основание для утверждения, что оно идет от самой жизни как безотлагательное явление насущных экономических потребностей общества. Биржевая торговля трудовыми ресурсами - проверенная веками прогрессивная форма посредничества. По этому пути идут все цивилизованные народы. Многовековая история существования и развития рынка труда отмечена значительными изменениями в особенностях его функционирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БИРЖИ ТРУДА.
 

      Оказаться без работы еще не означает стать  безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.

      В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

      Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

    Биржа труда - это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. [5, с.48]. Предметом сделок на бирже труда является желание и профессиональная пригодность человека к работе и договоры на заключение трудовых соглашений.

     Биржи труда могут иметь разные  формы:   бюро, центр занятости, агентство,  конторы и т. п. Законом предусмотрена деятельность негосударственных организаций по содействию занятости при условии получения ими лицензий на такую деятельность, которые выдаются органами исполнительной власти на местах при наличии заключения Государственной службы занятости в установленном порядке. В зависимости от форм собственности могут быть  государственными, общественными и коммерческими.

  • Коммерческая биржа труда -  организуются  в качестве доходного предприятия отдельными лицами. Организаторов - участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг на рынке труда.  У организаторов  данной биржи, существует напрямую материальный  интерес  в большом количестве взаимовыгодных сделок между работодателями  и соискателями.   
  • Государственная биржа труда - находится в подчинении  министерства  труда.  Регулирует рынок труда, проблемы трудоустройства, изучает спрос и предложение рабочей силы в разных районах страны, занимается вопросами подготовки и переподготовки кадров. Выполняет   контроль  над установлением права на получение пособия безработными и за его утратой.

    Так как безработица носит в значительной мере структурный характер, то биржи труда проводят большую работу по переобучению рабочих, приобретению ими новых специальностей, на которые имеется, или ожидается спрос предпринимателей.  В компетенцию бирж труда входит также  профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Услуги  государственной биржи  труда предоставляются бесплатно.

  • Электронная биржа труда - интернет  портал, предоставляющий пользователем интернета самостоятельно изучить рынок труда   подобрать   работу или специалиста. Сегодня  электронная биржа труда  пользуется популярностью у участников   и стремительно развивается.

    В процессе изучения второй главы, на основании изученной литературы, сделаны следующие выводы. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственного регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом косвенного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Несмотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество трудовых контрактов, большинство из них носит решающий характер для организации,  обратившейся к помощи биржи. Сегодня между крупнейшими биржами труда налажены информационные связи. Это способствует выравниванию возможностей в удовлетворении заказов и формированию единого мирового рынка. Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и  Электронной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам. Организаторы бирж одну из своих задач видят в привлечении как можно большего числа представителей таких групп населения, которые особо нуждаются в социальной защите. Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут найти себе работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена.  
 

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖИ  ТРУДА.

3.1. ФУНКЦИИ БИРЖИ ТРУДА

    В 2001 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.05.2004) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", было упразднено Министерство труда и социального развития РФ  и образованы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральная служба по труду и занятости. [10]. А также перераспределены функции между вновь образованными структурами. Федеральной службе по труду и занятости были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздненного Министерства труда и социального развития РФ, в том числе по содействию занятости населения.

Рассмотрим  основные функции:

  • учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

    В целом по России, с 16 по 30 ноября 2011 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 1 % или 12 293 человека и по состоянию на 30 ноября 2011 года составила 1 229 383 человека. Напомним, что на конец ноября прошлого года (на 24.11.2010) безработных насчитывалось 1 523 359 человек, то есть за год снижение составило около 300 тысяч человек. Численность безработных граждан снизилась в 17 регионах. [2]

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

     Однако, на сегодняшний день, собираемой информации на прогнозирование спроса рабочей силы, официальной статистикой явно недостаточно. Помимо этого необходимо выделить всех контрагентов, активно участвующих на рынке труда. Одним из этих агентов, безусловно, являются образовательные учреждения.

     В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".

    Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о  возможных путях продолжения  образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы  и принять ответственное решение. Это необходимо с целью «опережающего» прогнозирования, то есть если будет выяснено, что данный контингент ориентирован на получение определенного образования, то можно будет  закладывать эти данные для расчета перспективной структуры предложения на рынке труда.

  • консультация обращающихся на биржу труда трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.
  • оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям  в подборе необходимых работников.

      Для граждан, потерявших работу  и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через биржу труда.

  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах биржи труда или других учебных заведениях.

    В субъектах РФ, в соответствии с Законом о занятости населения, каждый субъект разрабатывает свою региональную программу содействия занятости. В региональных программах они отражают то, что необходимо. Если здесь основное внимание, скажем, сосредоточено на сельскохозяйственном производстве, значит, естественно, в программе это отражается. Через формы профориентации, профподготовки, через взаимодействие с учебными предприятиями. Биржи труда должны работать с работодателями, с профсоюзами, с учебными заведениями, с различными общественными организациями.

    В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

  • оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.
  • разработка республиканских и региональных программ занятости, включая    финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

    На 2009- 2010 года основные направления сосредоточивались на четырех, глобальных программах. Первая направление  было связано с повышением квалификации и переобучением работников предприятий, которые находятся в режиме неполной занятости. Второе направление — это вопросы, связанные с организацией проведения общественных временных работ и стажировки граждан. Третье направление — это оказание содействия в помощи работникам предприятий, которые находятся в кризисной ситуации, к переезду для работы в другую местность. И четвертое направление касалось в большей степени безработных граждан — это вопрос, связанный с открытием собственного дела. На реализацию антикризисных мероприятий в сфере занятости в общем объеме было израсходовано  93,2 миллиардов рублей. [4]

Информация о работе Основные направления деятельности биржи труда