Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:17, курсовая работа
С точки зрения экономической теории, государственное регулирование экономики (дальше - сокращ. ГРЭ), вообще говоря, является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики………5
1.1. Исторически сложившиеся методологические подходы к регулированию рыночной экономики………………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи ГРЭ……………………………………………………..8
1.3. Объекты ГРЭ……………………………………………………..........10
1.4. Границы вмешательства государства в экономики………………...12
Глава 2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………………...16
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции…16
2.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………......21
2.3. Экономическая политика государства……………………………...26
Глава 3. Основные направления экономической деятельности государства в России………………………………………………………………………28
3.1. Функции государства в экономике………………………………….28
3.2. Антитрестовское регулирование……………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики………5
1.1. Исторически сложившиеся
методологические подходы к регулированию
рыночной экономики………………………………………………………
1.2. Цели и задачи ГРЭ……………………………………………………..8
1.3. Объекты ГРЭ…………………………………………………….......
1.4. Границы вмешательства государства в экономики………………...12
Глава 2. Основные формы и методы государственного
регулирования
экономики………………………………………………...
2.1. Государство
в экономической системе
2.2. Формы, методы и инструменты государственного
регулирования экономики………………………………………………………
2.3. Экономическая политика государства……………………………...26
Глава 3. Основные направления экономической
деятельности государства в России………………………………………………………………
3.1. Функции государства в экономике………………………………….28
3.2. Антитрестовское регулирование……………………………………29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….33
Тема данной работы представляет
несомненный интерес ввиду
Формат и глубина государственного вмешательства в экономику зависит от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений. Многие аспекты экономической деятельности и неконтролируемые рыночные процессы могут крайне негативно влиять на общество и природу, поэтому даже рыночная экономика не может быть нерегулируемой. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы, организующее и упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, в контроле над соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
С точки зрения экономической теории, государственное регулирование экономики (дальше - сокращ. ГРЭ), вообще говоря, является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Исторически сложившиеся методологические подходы к регулированию рыночной экономики
Меркантелисты.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она
провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у нее свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и другое. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
– высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
– создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе
образования государственных и смешанных предприятий;
– широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов
для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических
колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила
ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных
десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и
объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть
устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста
национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
Неоклассическая теория.
Теоретической
основой неоконсервативной
неоклассического
направления экономической мысл
Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Главная задача
государственного регулирования экономики
- создание определенных условий для
обеспечения нормального функци
Основные функции ГРЭ:
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи ГРЭ:
1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
3. Совершенствование
отраслевой структуры
4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.
5. Создание благоприятных
условий для накопления
6. Поддержание
приемлемого для большинства
населения уровня дифференциаци
Информация о работе Основные направления экономической деятельности государства в России