Основные направления экономической деятельности государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения экономической теории, государственное регулирование экономики (дальше - сокращ. ГРЭ), вообще говоря, является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики………5
1.1. Исторически сложившиеся методологические подходы к регулированию рыночной экономики………………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи ГРЭ……………………………………………………..8
1.3. Объекты ГРЭ……………………………………………………..........10
1.4. Границы вмешательства государства в экономики………………...12
Глава 2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………………...16
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции…16
2.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………......21
2.3. Экономическая политика государства……………………………...26
Глава 3. Основные направления экономической деятельности государства в России………………………………………………………………………28
3.1. Функции государства в экономике………………………………….28
3.2. Антитрестовское регулирование……………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по экономики.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

                                           Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики………5

1.1. Исторически сложившиеся методологические подходы к регулированию рыночной экономики………………………………………………………..5

1.2. Цели и задачи ГРЭ……………………………………………………..8

1.3. Объекты ГРЭ……………………………………………………..........10

1.4. Границы вмешательства государства в экономики………………...12

Глава 2. Основные формы и методы государственного

регулирования экономики………………………………………………...16

2.1. Государство  в экономической системе общества  и его функции…16

2.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………......21

2.3. Экономическая политика государства……………………………...26

Глава 3. Основные направления экономической деятельности государства в России………………………………………………………………………28

3.1. Функции государства  в экономике………………………………….28

3.2. Антитрестовское  регулирование……………………………………29

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованной литературы…………………………………….33

 

 

 

                                               

                                                Введение.

 

Тема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.

Формат и глубина  государственного вмешательства в  экономику зависит от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений. Многие аспекты экономической деятельности и неконтролируемые рыночные процессы могут крайне негативно влиять на общество и природу, поэтому даже рыночная экономика не может быть нерегулируемой. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы, организующее и упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, в контроле над соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

С точки зрения экономической теории, государственное регулирование экономики (дальше - сокращ. ГРЭ), вообще говоря, является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.

Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование  экономики опирается на объективные  экономические законы общественного  развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

1.1. Исторически сложившиеся методологические подходы к регулированию рыночной экономики

Меркантелисты.

История государственного регулирования восходит к концу  средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она

провозглашала активное вмешательство государства  в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

    

Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства  стала работа А.Смита «Исследование о природе и  причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

 

Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у нее свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и другое. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

– высокая доля национального  дохода,  перераспределяемая через госбюджет;

– создание обширной зоны государственного предпринимательства  на основе

образования государственных  и смешанных предприятий;

– широкое использование  бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов

для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания  циклических

колебаний, поддержания  высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила

ослабить циклические  колебания в течение более  чем двух послевоенных

десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало  проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и

объективными  экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть

устойчивой  только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста

национального дохода создавали  возможность  перераспределения  без  ущерба накоплению  капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

    

Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции

неоклассического  направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование  косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления  капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств  (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления.  Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику  приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

                                         1.2 Цели и задачи ГРЭ

Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для  обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции  ГРЭ:

  • разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
  • определение приоритетов макроэкономической политики;
  • обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
  • решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила  игры на котором играют и которых  придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

 

Задачи ГРЭ:

1. совершенствование  законодательства, обеспечивающего  правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание  оптимальных общеэкономических  пропорций

3. Совершенствование  отраслевой структуры экономики,  государственная поддержка базовых  и других отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных  условий для накопления капитала.

6. Поддержание  приемлемого для большинства  населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

Информация о работе Основные направления экономической деятельности государства в России