Основные направления экономической деятельности государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения экономической теории, государственное регулирование экономики (дальше - сокращ. ГРЭ), вообще говоря, является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Генеральной целью ГРЭ является экономическое и социальное благополучие и стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, закон спроса и предложения, закон стоимости и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики………5
1.1. Исторически сложившиеся методологические подходы к регулированию рыночной экономики………………………………………………………..5
1.2. Цели и задачи ГРЭ……………………………………………………..8
1.3. Объекты ГРЭ……………………………………………………..........10
1.4. Границы вмешательства государства в экономики………………...12
Глава 2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………………...16
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции…16
2.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………......21
2.3. Экономическая политика государства……………………………...26
Глава 3. Основные направления экономической деятельности государства в России………………………………………………………………………28
3.1. Функции государства в экономике………………………………….28
3.2. Антитрестовское регулирование……………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по экономики.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

- научности. Политика должна основываться на научном анализе объективных экономических отношений, присущих им законов, общемировых тенденций общественного развития и специфических условий конкретной страны;

- реалистичности. Учет реальных для планируемого периода возможностей развития и продуктивного использования экономического потенциала страны

- необходимая  предпосылка успешности политики;

- сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов изменений условий и факторов, определяющих ключевые параметры экономики;

- увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей раз-вития национальной экономики. Его реализация предполагает сочетание концептуального видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реализации экономической политики;

- системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осуществления. Это необходимо для обеспечения управляемости экономики, достижения синергетического эффекта.

Экономическая политика отражает не только объективные условия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы общества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны.

Особенности экономической  политики российского государства  связаны, например, с необходимостью преодоления привычных стереотипов поведения экономических субъектов, сформировавшихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности; повышения роли факторов интенсивного типа в результатах общественного производства и др.

Сложная структура  экономической системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обусловливают разработку множества видов экономической политики. В их числе - политика занятости, доходов, промышленная, антиинфляционная, антимонопольная, социальная политика.

Глава 3. Основные направления экономической  деятельности государства в России

                         3.1. Функции государства в экономике

Вмешательство государства  в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности  людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.

Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не  приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует  в формировании макроэкономических  рыночных процессов.

Роль государства  в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических  решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и  услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение  социальной  защиты и социальной гарантии. Государство

гарантирует минимум  заработной платы, пенсии по старости, инвалидности,

пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и  т.д.

    

                         3.2. Антитрестовское регулирование.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий. Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование. Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования  состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти  естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить  преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование нечестных действий по своей инициативе.

Закон о Федеральной  торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований. Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений  к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание  в  научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не  использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции. Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями.    

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном  этапе развития общественно-экономических  отношений.

В результате рассмотрения интересующей нас темы, мы определили достоинства и недостатки рыночного механизма. Достоинство заключается в саморегуляции посредством соотношения спроса, предложения и цен. Любое изменение в каком-либо звене, нарушающем его равновесие, передается по всей системе, приводит к изменениям в других звеньях и восстановлению равновесия.

Однако рыночный механизм, основанный на свободной  конкуренции и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная  рыночная экономика в силу имманентных  ей законов неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются.

Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации  монополизма, социальной защиты населения  и т.д., что и достигается с  помощью государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.

 

 

           

 

 

 

                      Список использованной литературы

 

  1. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. - Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. - с.321.
  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001. - 448 с.
  3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова. - Воронеж, Изд. ВГУ 1998.
  4. К. Макконнелл, С. Брю, «Экономикс», Таллинн, 1993.
  5. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А.В. Сидоровича. М., 1998.
  6. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 2001.
  7. Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 1997.
  8. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М., 1998.
  9. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал. – 1997. – №1.

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления экономической деятельности государства в России