Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 03:06, курсовая работа
В результате начали формироваться новые альтернативные школы и направления экономической мысли, в частности радикальная политическая экономия, эволюционная экономика, неомарксизм, посткейнсианство, концепции неоконсерватизма, теория общественного выбора, неоинституционализм, несколько позже - новая институциональная экономическая теория.
Введение 5
1 Неоклассическая экономическая теория 6
2 Монетаризм 9
3 Неолиберализм 11
4 Институционализм (неоинституционализм) 14
5 Кейнсианство 21
6 Неокейнсианство 23
7 Марксизм 25
8 Неоклассический синтез 28
9 Леворадикальная политическая экономия 30
Заключение 32
Библиографический список 37
5 КЕЙНСИАНСТВО
Кейнсианство - одно из ведущих направлений современной экономической теории, получившее название от имени всемирно известного экономиста Дж.Кейнса (1883-1946), который наиболее полно осознавал, что без активного вмешательства государства в развитие социально-экономических процессов, без значительного расширения функций государства капитализм не в состоянии «избежать полного разрушения существующих экономических форм». Кейнс одним из первых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость, накопление и др., которые рассматривал в их взаимодействии и взаимосвязи, Кейнс также исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей расширенного воспроизводства. При этом он опирался на отдельные положения теории воспроизводства К. Маркса.
В отличие от своих предшественников Кейнс утверждал, что равновесие экономической системы - исключительно редкое явление вследствие действия механизма свободной конкуренции, подвижности капитала и т. п. В этой связи им был подвергнут обоснованной критике закон Сея. Для того чтобы приблизиться к равновесию, необходимо прежде всего регулировать (активизировать и стимулировать) спрос путем повышения эффективности инвестиционных процессов со стороны предприятий и государства (главную роль при этом он отводил государству - так называемый «эффект мультипликатора») и тем самым воздействовать на производство. Таким образом, в его теории решающая роль отводилась инвестициям, от прибыльности и размеров которых зависят темпы экономического роста, масштабы производства. Расширение функций государства, по мнению Кейнса, необходимо для рационального использования трудовых ресурсов, борьбы с ростом безработицы, кризисами. С этой целью он предлагал увеличивать государственные закупки товаров, государственные расходы на общественные работы и даже на военные цели.
Увеличение объема частных инвестиций государство должно стимулировать удешевлением кредита. От общей суммы инвестиций зависят объем национального дохода, уровень занятости, соотношение спроса и предложения. Наиболее важным средством регулирования совокупного спроса Кейнс считал бюджетное регулирование, поскольку во время кризиса снижение процентной ставки слабо влияет на уровень инвестиций.
Сторонники Кейнса выступали за активизацию процессов перераспределения национального дохода, увеличение социальных выплат, за антикризисное и антицикличное регулирование. Все эти меры ускорили развитие экономики, ослабили глубину и остроту экономических кризисов, социальную напряженность в обществе. В то же время такое стимулирование спроса привело в 70-е годы к высокому уровню инфляции, углублению диспропорций в экономике и на рынке труда, росту дефицита государственного бюджета и др. Поэтому современные последователи Кейнса отказываются от ортодоксальных положений его учения, отстаивают необходимость государственного регулирования совокупного спроса в органической взаимосвязи с предложением и доходами, усиления методов монетарного регулирования (Д. Робинсон, П. Сраффа и др.). В политике доходов они видят средство решения таких наиболее болезненных проблем экономики, как инфляция и занятость.
Немало последователей Кейнса выступают за необходимость долгосрочного регулирования экономики в форме национального планирования, за более активное участие государства в структурной перестройке экономики, координации экономической политики в международном масштабе. Отдельные рациональные стороны кейнсианства, скажем, идеи активизации инвестиционных процессов со стороны государства, усиления контроля государства за ростом заработной платы и другие, следует использовать в России как с целью преодоления последствий глубокого экономического кризиса, так и последующего поступательного развития народного хозяйства.
6 НЕОКЕЙНСИАНСТВО
Посткейнсианство, или неокейнсианство,- одно из направлений развития западной экономической науки, которое рассматривает теорию Кейнса лишь в качестве одного из элементов новой системы экономических взглядов наряду со взглядами представителей институционального направлена (их теорий рынка и ценообразования), с некоторыми положениями теории К. Маркса по проблемам капиталистического воспроизводства.
Наиболее известными представителями такого направления являются экономисты А. Лейонхувуд (США), Д. Робинсон (Великобритания). Л. Пазинетти (Италия). Критикуя положение неоклассической школы о способности рыночной системы обеспечить стабильным экономический рост и решить социальные проблемы, они пытаются разработать такую теорию производства и распределения продуктов, в которой темпы экономического роста, норма накопления капитала будут зависеть от распределения национального дохода между трудом и капиталом.
Значительную роль посткейнсианцы отводят анализу денег и денежно-кредитных ресурсов, образованию и нестабильности денежного спроса, которые в состоянии повлиять на процесс воспроизводства. Инфляцию они объясняют особенностями монополистического ценообразования и другими факторами, связанными с издержками производства, а финансовую нестабильность - с ожиданием в условиях неопределенности, которые влияют на динамику процентных ставок, оценку будущих прибылей и цен различных финансовых активов. Для того чтобы преодолеть инфляцию, необходимо, по их мнению, традиционные методы бюджетной и кредитной политики дополнить политикой доходов, предусматривающей добровольное соглашение профсоюзов, монополий и государства о темпах роста своих доходов в соответствии с определенными ориентирами роста производительности труда. С целью обоснования такой политики была разработана теория акселератора (от лат. accelerate - ускорять), в которой раскрывается зависимость прироста инвестиций от прироста дохода и которая органично дополняет концепцию мультипликатора. При этом устанавливается, что каждый процент прироста дохода обусловливает больший процент прироста инвестиций.
Многие посткейнсианцы выступают за разработку долгосрочной стратегии регулирования экономики, проведение глубоких структурных реформ, за внедрение системы национального планирования экономики, т. е. более активное вмешательство государства в макроэкономические процессы. Идеи посткейнсианцев об ограниченности рыночной системы и необходимости внедрения широкомасштабного государственного регулирования (в форме программирования, национального планирования экономики и т. п.) следовало бы использовать правительству России при проведении экономической реформы.
Такие идеи в рамках посткейнсиаиства получили название левого кейнсианства. Его сторонники (П. Сраффа. Л. Пазинетти и др.) выступают за ограничение власти монополий и их прибылей, уменьшение военных расходов и соответственно расширение социальных программ, развитие образования, здравоохранения, социального страхования, жилищного строительства, за справедливое распределение и перераспределение национального дохода, более эффективную антикризисную и антицикличную политику государства. Такая политика должна осуществляться прежде всего через госбюджет с использованием стабилизаторов (налогов, выплат на социальное страхование и др.).
Теоретико-методологической основой левого кейнсианства является соединение некоторых положений экономической теории с элементами марксистской политической экономии. Левокейнсианцы подвергают острой критике идеи неоклассической школы, в первую очередь ее теорию предельной полезности, пытаются переосмыслить многие фундаментальные категории политической экономии (стоимость, цена, капитал, прибыль, деньги и др.) путем синтеза положительных сторон классической школы политической экономии и марксистских взглядов.
7 МАРКСИЗМ
В качестве третьего
основного направления современ
К сказанному можно добавить следующее. Непреходящей ценностью марксистской политической экономии является трудовая теория стоимости. Важно в этой связи отметить, что все три величайших представителя мировой экономической мысли, названные П. Самуэльсоном (А.Смит. К.Маркс и Дж. Кейнс), придерживались этой теории. Учитывая, что взгляды первых двух мыслителей рассматривались выше, процитируем высказывание Дж. Кейнса по этой проблеме: «мне ... близка ... доктрина, согласно которой все производится трудом»4. Кроме того, двумя основными единицами измерения, пригодными для познания экономической системы в целом, он называл «единицу труда» и «единицу заработной платы».
Второй такой непреходящей ценностью является диалектический метод исследования, воплощенный в «Капитале». Заслугой К.Маркса в этом случае является не обоснование самого метода (прежде всего основных законов и категорий диалектики), поскольку он был разработан крупнейшим философом мира Г.В.Ф.Гегелем, а его применение и творческое использование применительно к экономической системе капитализма, органическое вплетение основных элементов этого метода в ткань экономического исследования. Результатом такого использования стало как обогащение категориального аппарата диалектики, так и глубокое обоснование целого ряда новых экономических законов и категорий. Последние, как уже отмечалось, также выступают одним из структурных элементов диалектического метода познания применительно к исследованию современных экономических систем.
Ключевыми проблемами марксистской теории являются такие фундаментальные вопросы политэкономии, как экономическая собственность, взаимосвязь разных типов и форм такой собственности в условиях капиталистического способа производства и формирования целостной системы отношений экономической собственности во взаимодействии с развитием производительных сил и, прежде всего, основной производительной силы. Марксистская политэкономия рассматривает экономическую собственность как базовую категорию относительно юридической собственности, права собственности, которую исследуют западные ученые, необоснованно абстрагируясь от базового понятия собственности.
Органично связанным
с этими проблемами является вопрос
развития таких форм капитала, как монополистический,
государственный, финансовый, государственно-
Творческое
направление современной
Методологической базой такого подхода является обогащение диалектического метода политэкономического исследования новыми элементами, использование отдельных рациональных сторон познания реалий действительности западными учеными (в частности, построения разнообразных моделей).
Важную роль марксистская политэкономия отводит исследованию сущности современного государства, в частности, государственному регулированию экономики, его сочетанию с надгосударственными и рыночными рычагами.
Стержнем этих и других проблем политэкономии являются потребности и интересы человека, прежде всего, наемных работников. Их дополняют вопросы о роли предпринимателей и менеджеров различных звеньев предприятия, собственников различных факторов и т. д.
8 НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ
Неоклассический синтез - обобщающая экономическая концепция, в которой сочетаются рациональные элементы теории ценообразования и распределения доходов (в частности, теории общего экономического равновесия) неоклассицизма и кейнсианской теории роста национального дохода. Согласно этой концепции, в зависимости от состояния экономики следует применять либо кейнсианские, либо неоклассические рецепты воздействия на экономику, но, прежде всего - денежно-кредитные методы. При этом по мере усложнения экономической системы необходимо всемерно совершенствовать методы государственного регулирования экономики.
Сторонники неоклассического синтеза рассматривают теорию общего экономического равновесия как идеальную модель функционирования экономической системы. Однако, в отличие от неоклассиков, которые отрицали необходимость государственного вмешательства в экономику, неоклассический синтез предусматривает использование различных методов государственного регулирования. Поэтому концепцию неоклассического синтеза еще называют ортодоксальным кейнсианством. Его наиболее известными представителями являются американские экономисты Э.Хансен, П.Самуэльсон, Дж.Хикс, которых считают авторами теории доходов-расходов как ортодоксальной версии кейнсианской доктрины. По мнению П.Самуэльсона, решение ключевых проблем денежной и финансовой политики с помощью категорий теории дохода утверждает классические истины и придает им законную силу.
В противовес кейнсианской модели мультипликатора (как простейшей модели неоклассического синтеза) Дж. Хикс предложил модель IS-LM. которая с помощью соответствующего научного аппарата показывает отличие между законом Сея, согласно которому предложение порождает спрос, и законом Вальраса, в соответствии с которым совокупная сумма спроса в экономике по стоимости всегда равна совокупной сумме предложения, т. е. сумма доходов и расходов в обществе совпадает. При этом в доходы включаются и денежные сбережения, их определенный объем находит свое проявление в спросе и предложении данного товара (т.е. денег), что, в свою очередь, влияет на равновесие экономической системы. Анализ совокупного спроса осуществляется Хиксом в производственном (реальном) и денежном секторах. Главным условием равновесия в первом из них он называет равенство инвестиций и сбережений, во втором - равенство спроса на ликвидность и денежной массы.
Информация о работе Основные направления развития современной экономической мысли