Основные направления внешнеэкономической деятельности: международные торговые сделки, международная кооперация, торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Основные направления внешнеэкономической деятельности и классификация международных торговых сделок……………………………5
2. Международная кооперация. Франчайзинг…………………………10
3. Международный туризм как важнейшая форма международной торговли услугами……………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..24

Файлы: 1 файл

Реферат по ВЭД.docx

— 237.28 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Международная кооперация. Франчайзинг.

 

Международная кооперация— универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.

В современном мире международная кооперация производства (МКП) занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ.

Суть МКП состоит в:

- объединении иностранных  партнеров на основе общности  экономических, технологических,  научно-технических и иных интересов; 

- организации производства промежуточной продукции на предприятиях – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

- увязке технических параметров  готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость  и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Понятийно международная производственная кооперация неразрывно связана с международным разделением труда, являясь его проявлением, хотя и не обязательным. Международное разделение труда предусматривает устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах. Если исходить из известной сырьевой направленности экспорта России, ее отдельных регионов, то можно сказать об их активном участии в международном разделении труда по данным видам продукции, но не в кооперации. Это относится к международной специализации производства, являющейся (наряду с кооперацией) вторым направлением международного разделения труда [15].

Производственная  кооперация предполагает устойчивый обмен между странами производимыми ими продуктами с наибольшей экономической эффективностью. Все более полное и последовательное обособление из общего производства на предприятии отдельных стадий технологического производства, выпуска составных частей конечного продукта и передача их другим предприятиям означают существенный прогресс в разделении труда, повышении его эффективности. Вступая в кооперацию, хозяйствующие субъекты преследуют определенные общие цели, не забывая и свои частные интересы, достижение которых не под силу или не эффективно в одиночку.

Существуют  самые различные подходы к классификации международной производственной кооперации. В общем виде такую классификацию можно представить в следующем виде:

  • по видам (экономическая кооперация, промышленное сотрудничество, производственное кооперирование, научно-техническое кооперирование, кооперирование в области проектирования и строительно-монтажных работ, кооперирование в сфере услуг и других сферах хозяйственной деятельности);
  • по стадиям (предпроизводственная, производственная, коммерческая);
  • по методам (реализация совместных проектов, договорная специализация, создание совместных предприятий);
  • по структуре связей (внутри- и межфирменная, внутри- и межотраслевая, горизонтальная, вертикальная, смешанная);
  • по числу сторон (дву- и многосторонняя);
  • по числу объектов (одно- и многопредметная);
  • по территории (внутрирегиональная, межрегиональная, межстрановая, всемирная).

В свою очередь по классификации Европейской  экономической комиссии ООН формами  производственной кооперации являются:

  1. предоставление лицензий с оплатой продукцией, выпускаемой по этим лицензиям;
  2. поставка производственных линий и заводов с оплатой производимой на них продукцией;
  3. совместное производство на основе специализации;
  4. подрядная кооперация;
  5. совместное предприятие двух и более иностранных партнеров.

Приведенные классификации не отражают всего  многообразия задач, решаемых в рамках международной производственной кооперации. Одной из важнейших тенденций  является интеграция различных форм и методов кооперации. Так, в рамках производственно-технологического сотрудничества могут решаться такие вопросы, как:

-    передача лицензий и использование прав собственности;

- разработка и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции;

- строительно-монтажные работы и модернизация кооперирующихся предприятий;

- совершенствование управления производством, стандартизация, унификация, сертификация, распределение производственных программ и др.

Важной  формой интегрированной кооперации являются совместные предприятия. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей.

В условиях глобализации мировой экономики  другой формой проявления производственной кооперации являются транснациональные корпорации (ТНК). Это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Во всем мире их сегодня насчитывается более 63 тыс. Этим родительским компаниям принадлежат 700 тыс. филиалов, расположенных на всех континентах.

В принципе, речь идет о формировании глобального  рынка межстрановых и межфирменных слияний, в рамках которых оптимизируются производственные, инвестиционные, транспортные и другие издержки. ТНК активно  развивают свою деятельность и в  России, всего насчитывается около 8 тыс. их филиалов.

Одной из новых для России и пока недостаточно применяемых форм производственной кооперации является франчайзинг [7].

Франча́йзинг- вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.

Наиболее  типичная схема взаимодействия франчайзера  – большого предприятия (далее БП) и франчайзи — малого предприятий (далее МП), построенная на основе франшизы бизнес-формата, представлена на рис. 2.

В соответствии с этой схемой:

БП — франчайзер, владеет определенной торговой маркой и «ноу-хау», предоставляет МП -франчайзи, являющемуся независимым хозяйствующим субъектом: 
право на ведение дела под его торговой маркой; 
определенный набор товаров и услуг;

 МП — франчайзи, в свою очередь, предоставляет БП франчайзеру обязательство соблюдения установленных франчайзером стандартов качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, право его контролировать и соответствующее вознаграждение, которое состоит из системы платежей (при этом наиболее типичная система платежей состоит из единовременного первоначального взноса и регулярных отчислений роялти).

Обязанности, взятые на себя обеими сторонами, закрепляются договором франшизы.

Рис. 2. Блок – схема организации взаимодействия франчайзера и франчайзи

 

На рис. 3 видна тенденция роста  интереса к франчайзингу в РФ за период с 1997 по 2006 годы.

Рис. 3 –Рост интереса к франчайзингу в РФ за период с 1997 по 2006 годы

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

  1. франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
  2. франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
  3. франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

По  договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без  указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих  правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает  использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого  опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением  минимального и (или) максимального  объёма использования), с указанием  или без указания территории использования  применительно к определённой сфере  предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя  или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей.

Преимущества франчайзинга.

1. Для франчайзеров:

1) Получение хоть и небольшого, но гарантировано-стабильного объема продаж своей продукции, (т.к. франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг.)

2) Отсутствие трудностей, связанных с рядом расходов, таких как обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д.

2. Для франчайзи:

1) Использование проверенной бизнес-системы.

Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

2)Возможность открыть собственное дело.

Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности  деятельности партнёров путём выявления  возможных проблем партнёрских  предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую  и юридическую самостоятельность.

3) Возможность выбора отрасли.

Потенциальный франчайзи  имеет возможность ознакомиться с бизнесом франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

4) Возможность снизить риски.

Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.

5) Удачный выход на рынок обеспечен.

Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых  компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

6) Минимальные затраты на рекламу и маркетинг.

В связи с тем, что франчайзи  начинает вести свою деятельность как  часть известной сети, его затраты  на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

Информация о работе Основные направления внешнеэкономической деятельности: международные торговые сделки, международная кооперация, торговля услугами