Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:10, реферат
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Основные направления внешнеэкономической деятельности и классификация международных торговых сделок……………………………5
2. Международная кооперация. Франчайзинг…………………………10
3. Международный туризм как важнейшая форма международной торговли услугами……………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..24
2. Международная кооперация. Франчайзинг.
Международная кооперация— универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.
В современном мире международная кооперация производства (МКП) занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ.
Суть МКП состоит в:
- объединении иностранных
партнеров на основе общности
экономических,
- организации производства проме
- увязке технических параметров
готовых изделий и их частей,
обеспечивающей
Понятийно международная производственная кооперация неразрывно связана с международным разделением труда, являясь его проявлением, хотя и не обязательным. Международное разделение труда предусматривает устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах. Если исходить из известной сырьевой направленности экспорта России, ее отдельных регионов, то можно сказать об их активном участии в международном разделении труда по данным видам продукции, но не в кооперации. Это относится к международной специализации производства, являющейся (наряду с кооперацией) вторым направлением международного разделения труда [15].
Производственная кооперация предполагает устойчивый обмен между странами производимыми ими продуктами с наибольшей экономической эффективностью. Все более полное и последовательное обособление из общего производства на предприятии отдельных стадий технологического производства, выпуска составных частей конечного продукта и передача их другим предприятиям означают существенный прогресс в разделении труда, повышении его эффективности. Вступая в кооперацию, хозяйствующие субъекты преследуют определенные общие цели, не забывая и свои частные интересы, достижение которых не под силу или не эффективно в одиночку.
Существуют самые различные подходы к классификации международной производственной кооперации. В общем виде такую классификацию можно представить в следующем виде:
В свою очередь по классификации Европейской экономической комиссии ООН формами производственной кооперации являются:
Приведенные
классификации не отражают всего
многообразия задач, решаемых в рамках
международной производственной кооперации.
Одной из важнейших тенденций
является интеграция различных форм
и методов кооперации. Так, в рамках производственно-
- передача лицензий и использование прав собственности;
- разработка и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции;
- строительно-монтажные работы и модернизация кооперирующихся предприятий;
- совершенствование управления производством, стандартизация, унификация, сертификация, распределение производственных программ и др.
Важной формой интегрированной кооперации являются совместные предприятия. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных, взаимно согласованных целей.
В условиях глобализации мировой экономики другой формой проявления производственной кооперации являются транснациональные корпорации (ТНК). Это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Во всем мире их сегодня насчитывается более 63 тыс. Этим родительским компаниям принадлежат 700 тыс. филиалов, расположенных на всех континентах.
В принципе, речь идет о формировании глобального рынка межстрановых и межфирменных слияний, в рамках которых оптимизируются производственные, инвестиционные, транспортные и другие издержки. ТНК активно развивают свою деятельность и в России, всего насчитывается около 8 тыс. их филиалов.
Одной из новых для России и пока недостаточно применяемых форм производственной кооперации является франчайзинг [7].
Франча́йзинг- вид отношений между рыночными
субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт
другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид
бизнеса, используя разработанную бизнес-модель ег
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Наиболее типичная схема взаимодействия франчайзера – большого предприятия (далее БП) и франчайзи — малого предприятий (далее МП), построенная на основе франшизы бизнес-формата, представлена на рис. 2.
В соответствии с этой схемой:
БП — франчайзер,
владеет определенной торговой маркой
и «ноу-хау», предоставляет МП -франчайзи,
являющемуся независимым хозяйствующим
субъектом:
право на ведение дела под его торговой
маркой;
определенный набор товаров и услуг;
МП — франчайзи, в свою очередь, предоставляет БП франчайзеру обязательство соблюдения установленных франчайзером стандартов качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, право его контролировать и соответствующее вознаграждение, которое состоит из системы платежей (при этом наиболее типичная система платежей состоит из единовременного первоначального взноса и регулярных отчислений роялти).
Обязанности, взятые на себя обеими сторонами, закрепляются договором франшизы.
Рис. 2. Блок – схема организации взаимодействия франчайзера и франчайзи
На рис. 3 видна тенденция роста интереса к франчайзингу в РФ за период с 1997 по 2006 годы.
Рис. 3 –Рост интереса к франчайзингу в РФ за период с 1997 по 2006 годы
Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.
По
договору коммерческой концессии одна
сторона (правообладатель) обязуется
предоставить другой стороне (пользователю)
за вознаграждение на срок или без
указания срока право использовать
в предпринимательской
Договор
коммерческой концессии предусматривает
использование комплекса
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Преимущества франчайзинга.
1. Для франчайзеров:
1) Получение хоть и небольшого, но гарантировано-стабильного объема продаж своей продукции, (т.к. франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг.)
2) Отсутствие трудностей, связанных с рядом расходов, таких как обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д.
2. Для франчайзи:
1) Использование проверенной бизнес-системы.
Прежде чем предлагать
свою франшизу на рынке, франчайзер должен
«довести до ума» свою бизнес-систему,
отработать все бизнес-процессы и доказать
эффективность своего бизнеса. Более того,
франчайзер для эффективного развития франчайз
2)Возможность открыть собственное дело.
Несмотря на то, что франчайзер
имеет определённую степень контроля
над франчайзи, которая направлена
в основном на повышение эффективности
деятельности партнёров путём выявления
возможных проблем партнёрских
предприятий на стадии их зарождения,
франчайзи сохраняет
3) Возможность выбора отрасли.
Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.
4) Возможность снизить риски.
Открывая партнёрское предприят
5) Удачный выход на рынок обеспечен.
Одним из основных требований
к франшизоспособному бизнесу является
востребованность предоставляемых
компанией-франчайзором товаров
6) Минимальные затраты на рекламу и маркетинг.
В связи с тем, что франчайзи
начинает вести свою деятельность как
часть известной сети, его затраты
на первоначальную рекламу сводятс