Основные направления внешнеэкономической деятельности: международные торговые сделки, международная кооперация, торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Основные направления внешнеэкономической деятельности и классификация международных торговых сделок……………………………5
2. Международная кооперация. Франчайзинг…………………………10
3. Международный туризм как важнейшая форма международной торговли услугами……………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..24

Файлы: 1 файл

Реферат по ВЭД.docx

— 237.28 Кб (Скачать файл)

7) Получение доступа к базе знаний франчайзера.

Франчайзер, предоставляя партнёрам  свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить  бизнес, учитывая все его специфические  особенности.

8) Гарантированная система поставок.

Так как франчайзинг, как  правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — франчайзи — имеют самые лучшие условия, франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки[12].

Недостатки  франчайзинга.

  1. Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
  2. Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.
  3. Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.
  4. Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах [14].

Существует много компаний, которые предоставляют «бизнес  под ключ». При этом следует отметить, что название «компания-франчайзер»  не означает, что компания все свои мощности предлагает для франчайзинга, она может некоторое кол-во объектов иметь и в своей «личной» собственности.

Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов McDonald’s в мире принадлежат непосредственно корпорации McDonald’s все остальные являются собственностью генеральных (национальных) дистрибьюторов (франчайзи). Условия использования очень жесткие — договором регламентируются такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков.

Известный производитель  спортивной одежды Columbia sportswear company в настоящее время полностью перешел на продажи по франчайзингу. Условия использования не очень жесткие, главные требования — наличие торговой площади не менее 100 кв. м. в отдельно стоящем здании на проходной торговой улице или в торговом центре и стартовая закупка товара минимум на $80 тыс. [2].

 

3. Международный туризм как важнейшая форма международной торговли услугами.

Сфера услуг — огромный и динамично развивающийся сегмент  мирохозяйственных связей. Совокупный стоимостной объем международной  торговли услугами в последние годы приближается к 1,5 трлн. долл., что составляет уже около 25% общего объема мировой  торговли. Международная торговля услугами отражает быстрый рост сектора услуг  в экономике практически всех промышленно развитых стран. Еще  в конце 50-х годов доля всех видов  услуг в формировании ВВП западных стран составляла около 55%, но к концу 90-х годов этот показатель приблизился  к 70%. В настоящее время в США, например, в сфере услуг занято около 80% работающих.

Услуги - весьма специфический  товар, чаще всего лишенный овеществленной формы, однако, как и обычный товар, предназначенный удовлетворить  ту или иную потребность покупателя.

В международной практике торговля услугами рассматривается  как совокупность различных видов  деятельности, производящих в основном неовеществленный, нематериальный продукт, хотя существуют определенные виды услуг  и в материализованных формах: например, программы для электронно-вычислительной техники, информационные материалы  по маркетинговым и прочим исследованиям  и др.

Важная особенность международной  торговли услугами заключается в  ее тесной связи с традиционной торговлей  товарами. Экспорт комплектного оборудования, например, сопровождается целым комплексом сопутствующих инжиниринговых услуг: проектные услуги, разработка технологий, шеф-монтажные работы и пр. В свою очередь торговля услугами активно  содействует развитию торговли товарами. Так, маркетинговые исследования и  анализ рынков, финансовая поддержка, совершенствование транспортного  обеспечения и прочие виды подобных услуг способствуют расширению торговли товарами и повышению ее эффективности.

Услуги, главным образом  неовеществленные, производятся и потребляются практически одновременно, их невозможно произвести и хранить в ожидании благоприятной рыночной конъюнктуры, как это зачастую практикуется при  торговле товарами. Так, туристические, транспортные, медицинские и многие другие виды услуг начинают производиться  только при наличии конкретного  потребителя, готового приобрести эти  услуги [13].

Регулирование международной  торговли услугами обеспечивается в  большой степени на основе внутренних, национальных законов, правил и норм. Вплоть до 1995 г. не существовало международных многосторонних норм, призванных регулировать международный обмен услугами.

Впервые в мировой практике в тексте Генерального соглашения о  торговле услугами (ГАТС) дано такое  определение термина «торговля услугами», как их трансграничное перемещение, а также как их производство и потребление иностранными юридическими и физическими лицами на таможенной территории страны-участницы. В соответствии с этим определением под международными торговыми операциями в сфере услуг ГАТС подразумевает четыре вида поставок:

  1. трансграничные поставки с таможенной территории одной страны на территорию другой страны, причем в момент оказания услуги поставщик услуги и ее потребитель находятся по разные стороны таможенной границы (например, пересылка доклада о выполненном маркетинговом исследовании);
  2. поставка услуг на таможенной территории одной страны потребителям из других стран (туристические, медицинские, образовательные услуги и пр.);
  3. услуги, предоставляемые посредством присутствия юридического лица — поставщика услуг одной страны на таможенной территории другой страны (банковские, консультационные и прочие услуги);
  4. услуги, предоставляемые физическим лицом одной страны, временно присутствующим на таможенной территории другой страны (консультации, аудиторские услуги и др.).

Из этого следует, что  торговля услугами может осуществляться как в виде трансграничного перемещения  услуг из страны в страну, так  и в виде перемещения производителей и потребителей услуг. Потребление  услуг в стране их производства иностранным  потребителем, находящимся там, понимается как экспорт услуги в страну потребителя. В равной степени перемещение  иностранного производителя услуг  в страну их потребления также  рассматривается как экспорт  в страну потребления [1].

В ГАТС применен классификатор  услуг, разработанный на базе Единого  классификатора продукта, подготовленного  статистической комиссией ООН. Здесь  указано более 160 видов услуг, сгруппированных  в 12 разделов:

  1. Деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);
  2. Услуги связи (25 видов);
  3. Строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);
  4. Дистрибьюторские услуги (5 видов);
  5. Общеобразовательные услуги (5 видов);
  6. Услуги по защите окружающей среды (4 вида);
  7. Финансовые услуги, включая страхование (17 видов);
  8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);
  9. Туризм и путешествия (4 вида);
  10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);
  11. Транспортные услуги (33 вида);
  12. Прочие услуги.

Экономическое развитие Российской Федерации также характеризуется  возрастающим значением сферы услуг, что отражает общемировую тенденцию. По данным Госкомстата РФ, удельный вес услуг в формировании структуры  ВВП России увеличился с 1990 г. примерно на 20% и достигает в последние  годы почти 50%.

Доля занятых в сфере  услуг России в настоящее время  составляет около 50% общего числа занятых.

По данным Меморандума  о внешнеторговом режиме России, представленном Правительством РФ Директорату ВТО, в образовании, культуре и искусстве  работают более 11% общего числа занятых, в торговле и общественном питании  — около 10, на транспорте и в связи  — почти 8, в здравоохранении —  около 7, в сфере бытового обслуживания — почти 5, а в банковской сфере  — немногим более 1%.

На мировом рынке услуг  Россия занимает весьма слабые позиции, обусловленные достаточно ограниченной структурой предлагаемых услуг, а также  значительной несбалансированностью  экспорта и импорта. Структура и  стоимостные объемы внешней торговли услугами России характерны, скорее, для  большинства развивающихся стран, нежели для промышленно развитых.

К сожалению, в структуре  российского экспорта практически  полностью отсутствуют банковские, страховые, аудиторские и многие другие виды деловых услуг, пользующиеся большим и все расширяющимся  спросом на мировом рынке. Слабо  представлен и российский экспорт  услуг в сфере образования, космических  исследований и других отраслях, в  которых имеются для этого  значительные предпосылки.

Россия осуществляет экспорт  услуг в основном через трансграничные поставки, в то время как промышленно  развитые страны предоставляют услуги главным образом через свои предприятия, созданные для этих целей на территориях  стран — потребителей услуг.

Импорт услуг Российской Федерации почти на 70% представлен  только двумя видами услуг: оплата поездок  российских граждан за рубеж, в том  числе с туристическими целями (около 55% общего объема импорта), транспортные услуги (около 15%), услуги связи (2,5%) и  строительные услуги (менее 2%).

Стоимостные параметры внешней  торговли услугами России значительно  ниже соответствующих показателей  лидеров международной торговли услугами (в среднем более чем  в 6 раз); однако она опережает некоторых  достаточно крупных участников международной  торговли: Индию, Бразилию и др.

Россия на мировом рынке  коммерческих услуг является нетто-импортером практически по всем статьям, за исключением  транспортных услуг. По оценке ВТО, среди 40 крупнейших участников мировой торговли услугами Россия занимает 25-е место  по экспорту услуг (около 1%) главным  образом благодаря транспортным услугам и 20-е место по импорту (1,4%) благодаря туризму [8].

Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной  торговли услугами. Во многих странах  мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности  для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данного государства  и его народа. Помимо значительной статьи дохода в казну, туризм является одним из мощных факторов усиления престижа страны и роста значения в глазах мирового сообщества. Развитие международного туризма приводит к  развитию экономической инфраструктуры страны и мировых процессов. Международный  туризм является источником валютных поступлений, обеспечения занятости  населения и расширения межличностных  контактов.

Туризм - это специфическая форма международной торговли услугами; вид предпринимательской деятельности по предоставлению собственным гражданам или гражданам других стран различных услуг. 

По  численности путешественников различаются индивидуальный (семейный) и групповой. По характеру проведения туризм подразделяется на организованный (заранее оговариваются все аспекты пребывание туриста за рубежом) и неорганизованный (путешественник сам определяет режимы питания, досуга, передвижения по стране и т.д.). 

Турагенство – посредник между клиентом и  туроператором, оно создает собственные  туристические продукты.

Наибольшее  развитие международный туризм получил  в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и  около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку, и Австралию вместе взятые. 

В 1950 г. в мире было совершено 25 млн. международных туристических поездок, в 2000 г. – 800 млн, в 2020 г. ожидается 1,5 млрд. В 2004 США посетили 45,5 млн. туристов (доход страны от туризма – 68,4 млрд долл.), Францию – 76,5 млн туристов (29,3 млрд долл.), Испанию – 49,5 млн туристов (27,3 млрд долл.), Россию – 20,2 млн туристов (6,3 млрд долл.), Международный туризм входит в число трех крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.

Всемирная организация по туризму в своей  классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов: США, Бельгия, Дани, Германия, Голландия, Нова Зеландия, Швеция, Канада, Англия и страны являющиеся, в основном, принимающими туристов :Австралия, Греция, Кипр, Португалия, Франция, Швейцария, Египет. 

Развитие  международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих  улучшению работы этой сферы мировой  торговли.

Информация о работе Основные направления внешнеэкономической деятельности: международные торговые сделки, международная кооперация, торговля услугами