Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:27, реферат
На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие, виды экономических зон в России……………………..4
Глава 2. Организационно-правовая характеристика создания и функционирования экономических зон в России………………………………9
Глава 3. Основные недостатки и пути улучшения имеющихся ОЭЗ в России……………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие, виды экономических зон в России……………………..4
Глава 2. Организационно-правовая характеристика создания и функционирования экономических зон в России………………………………9
Глава 3. Основные недостатки и пути улучшения
имеющихся ОЭЗ в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………21
Введение
На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
Для мировых хозяйственных
связей особые экономические зо
Глава 1. Понятие и виды экономических зон в России
Особые экономические зоны в России — территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли.
Целью особых экономических зон
в РФ является развитие высокотехнологичных
отраслей экономики, импортозамещающих
производств, туризма и санаторно-курортной
сферы, разработка и производство новых
видов продукции, развитие транспортной
системы.
С начале 1990-х годов российские власти выделяли на территории
страны зоны с более благоприятным, чем
в среднем по стране, налоговым режимом
и льготами. Такие зоны учреждались различных
размеров: от локальных площадок до муниципальных
образований и отдельных субъектов федерации.
По практике 1990-х годов ряд из этих территорий
(например, Алтай, Калмыкия, Ингушетия) превратились в центры прибыли, где
инвесторы регистрировались только с
целью минимизации и ухода от налогов,
а не для организации производств.
В 2000-е годы практика 1990-х годов была признана неэффективной и все прежние льготные зоны, за исключением одной (в Калининградской области), были ликвидированы.
В 2005 году в РФ начался новый этап создания особых экономических зон. 22 июля 2005 года был принят федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Принципиальное отличие новых зон от прежних — только локальные размеры (не более 100 кв км), полный запрет на проживание населения на территории зон, таможенное обустройство границ зон.
В конце 2005 года Министерство экономического развития и торговли РФ подвело итоги конкурса по заявкам на создание зон. Всего было подано 73 заявки из 43 регионов РФ. Из них по итогам конкурса были отобраны 6.
В январе 2006 года в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ были созданы первые 6 особых экономических зон.
Зоны подразделяются на 4 типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная цель промышленно-производственных зон — развитие промышленного производства, технико-внедренческих — разработка новых технологий, туристско-рекреационных — развитие туризма, портовых — стимулирование развития морских и авиационных портов.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область).
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
- автомобилей и автокомпонентов;
- строительных материалов;
- химической и нефтехимической продукции;
- бытовой техники и торгового оборудования.
Расположение инновационных
(технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших
научно-образовательных
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
- нано- и биотехнологии;
- медицинские технологии;
- электроника и средства связи;
- информационные технологии;
- точное и аналитическое приборостроение;
- ядерная физика.
Располагаясь в самых
Семь туристических зон
Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью особой экономической
зоны на базе аэропорта «Ульяновск-
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
2 октября 2010 года Премьер-Министр
России Владимир Путин
Таким образом, к настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них:
4 промышленно-производственные (в том числе «Алабуга» и «Липецк»);
4 технико-внедренческие («Дубна»
13 туристско-рекреационных («Бирю
3 портовые (в том числе «Ульяновск», «Мурманск»).
Глава 2. Организационно-правовая характеристика создания и функционирования экономических зон в России
Основу правового
Решение о создании особой экономической зоны по общему правилу принимается Правительством Российской Федерации в форме постановления по результатам конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон определенного типа. Однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ до 1 января 2015 года в исключительных случаях допускается создание ОЭЗ на основании решения Правительства Российской Федерации без проведения конкурса по отбору заявок. Данная поправка дает неограниченные права Правительству Российской Федерации по созданию новой ОЭЗ без соблюдения всей принятой ранее конкурсной процедуры.
Все компании-резиденты
зоны должны быть зарегистрированы на
территории соответствующего муниципального
образования как российские юридические
лица. На территории ОЭЗ действует
особый режим осуществления
Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
Предоставляется ряд налоговых преференций;
Система администрирования
«одно окно» позволяет
Так, предоставляемые резидентам ОЭЗ налоговые преференции подразумевают:
- льготную ставку налога
на прибыль, полученную от
- освобождение от уплаты налога на имущество, используемое в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ (ставка налога равна 0% в течение первых 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества, в то время как нерезиденты обязаны уплачивать данный налог в размере до 2,2%);
- освобождение от уплаты налога
на землю в отношении
Кроме того, проведение работ (оказание услуг) резидентами в портовой особой экономической зоне освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Таможенные преференции в
- освобождении от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования и комплектующих, произведенных за рубежом;
- возмещении НДС при ввозе
на территорию ОЭЗ
Кроме того, на территории ОЭЗ обеспечивается достаточно низкая стоимость аренды земли и приобретения ее в собственность (в 2009 году размер арендной платы на территории ОЭЗ составил от 4 до 250 тыс. руб. за гектар в год, цена приобретения земельных участков в собственность - от 9 тыс. до 5 млн. руб. за гектар), а также аренды офисов и помещений (от 800 до 1 500 руб. за 1 м2 в год).
Особые экономические
зоны могут создаваться на земельных
участках, находящихся в государственной
или муниципальной
Информация о работе Основные недостатки и пути улучшения имеющихся ОЭЗ в России