Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:27, реферат
На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие, виды экономических зон в России……………………..4
Глава 2. Организационно-правовая характеристика создания и функционирования экономических зон в России………………………………9
Глава 3. Основные недостатки и пути улучшения имеющихся ОЭЗ в России……………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………21
Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.
Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:
1) объем и сроки
финансирования создания
2) план обустройства
и соответствующего
3) комплекс мероприятий
по разработке перспективного
плана развития особой
4) права на имущество,
созданное за счет средств
федерального бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации,
5) порядок управления
объектами недвижимости и
6) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
7) обязательства органов
государственной власти
8) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
9) обязательства исполнительного
органа государственной власти
субъекта Российской Федерации
по делегированию
10) обязательства исполнительно-
Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:
1) это вызвано необходимостью
защиты жизни и здоровья людей,
2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
3) в течение трех
лет подряд в особой
Глава 3. Основные недостатки и пути улучшения
имеющихся ОЭЗ в России
По состоянию на 1 января 2011 года, в особых
экономических зонах были зарегистрированы
257 инвесторов. Объём государственных
инвестиций в развитие зон составил 45 млрд
рублей, объём заявленных частных инвестиций —
более 200 млрд рублей. К 2010 году совокупный
объём продукции, произведённой в зонах,
составил 31,4 млрд рублей.
По оценке ОАО «Особые экономические зоны»,
наиболее успешно функционирующими особыми
экономическими зонами в Российской Федерации
являются зоны «Липецк» и «Алабуга».
В начале 2011 года экономист Сергей Приходько высказал мнение, что наиболее жизнеспособными в РФ являются технико-внедренческие зоны, затем портовые, затем промышленно-производственные. Результат деятельности курортных зон, по мнению Приходько, «фактически нулевой». Основными проблемами зон Приходько считает недостаточный уровень налоговых преференций и государственных инвестиций в их инфраструктуру.
В декабре 2008 года руководитель федерального агентства по управлению ОЭЗ Андрей Алпатов прогнозировал, что к 2015 году в особые экономические зоны будет привлечено свыше 1000 компаний-резидентов, общий объём вложенных в зоны инвестиций превысит 500 млрд рублей, будет создано 140 тыс. новых рабочих мест, а общий выпуск продукции составит 5 трлн рублей.
В России механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации. Можно отметить следующие основные моменты:
- текущее жесткое разграничение ОЭЗ по 4 типам представляется не вполне эффективным. Часто это означает разрыв логических цепочек, а возможность получения двух ОЭЗ различного типа одним регионам пока представляется не очень реальным. Наиболее очевидными представляются возможности сочетания промышленной и технико-внедренческой зон, туристской и портовой, портовой и промышленной. Мировой опыт подтверждает эффективности комплексных ОЭЗ.
- при создании особых экономических зон важно соблюсти адекватность масштабов и форм. Например, имеющая практика поддержки инновационного процесса в России состоит из явных крайностей - либо попытки создания «малобюджетных» центров инновационного развития, отпугивающих потенциальных инвесторов спартанскими условиями работы, либо амбициозные проекты создания «инновационной инфраструктуры», которые фактически не имеют никакого отношения к развитию инновационной деятельности.
Шокирующие примеры первой тенденции дает практика создания бизнес-инкубаторов и технопарков. Порой создается впечатление, что речь идет не о современных исследовательской центрах, а своего рода «инновационных гетто», куда предполагается собрать ученых и конструкторов, не востребованных экономикой страны. Международная практика в данной области - принципиально иная.
Вторая крайность - гигантомания - заметна на примере проектов создания наукоградов. Здесь часто можно найти все, что угодно - от мер по улучшению инфраструктуры общественного транспорта до планов по обустройству пешеходных дорожек. Не хватает только одного - собственно программы организации эффективного сотрудничества между научными организациями и компаниями частного бизнеса.
Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать следующие преимущества:
* агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;
* позитивные внешние
эффекты для предприятий,
Фактор агломерационной экономии обусловлен тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек. Этому, в частности, благоприятствуют наличие квалифицированных специалистов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.
Что касается позитивных внешних эффектов для предприятий, находящихся вне инновационных экономических зон, то они обусловлены прежде всего возможностью получения ими заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансфертом технологий, разработанных и/или внедренных в рамках зон.
Таким образом, во-первых, позитивное развитие внутри зон возможно только при наличии «критической массы» компаний, позволяющей реализовать эффект агломерационной экономии. Это не будет достигнуто, если в рамках ОЭЗ будет функционировать лишь ограниченное число предприятий либо большое число компаний, работающих в не связанных отраслях. Во-вторых, гармоничное развитие особых экономических зон в контексте региональной и национальной экономики требует создания стимулов для установления хозяйственных связей между компаниями, функционирующими внутри и вне самих зон. Организация ОЭЗ должна рассматриваться как один из элементов более широкого набора мероприятий, направленного на создание инновационно-ориентированных экономических кластеров.
Как свидетельствует мировой опыт, одним из основных источников ускоренного формирования научно-технического и инвестиционного потенциала страны является венчурное финансирование. Необходимые для его развития в ОЭЗ финансовые ресурсы могут быть аккумулированы с помощью специализированных фондов, создаваемых бизнес-структурами при участии государственных и муниципальных органов власти. При этом одной из наиболее сложных задач является организация эффективного управления указанными фондами с целью обеспечить оптимальный баланс между коммерческой отдачей от венчурных проектов и приоритетами инновационного развития конкретных отраслей. По нашему мнению, успешное ее решение по силам лишь наиболее крупным отечественным финансовым компаниям, реально способным организовать профессиональную управленческую команду, объединяющую специалистов с навыками и опытом экспертизы, отбора и сопровождения инновационных проектов в различных секторах экономики.
Можно отметить, что для эффективного функционирования особых экономических зон необходимы:
• разработка и реализация
мер, направленных на повышение эффективности
и внедрение новых механизмов
управления ОЭЗ, в том числе привлечение
управляющих компаний, совершенствование
законодательных и
• совершенствование процедур и механизмов продвижения особых экономических зон всех типов на внутренних и внешних рынках;
• разработка и применение системы поддержки резидентов ОЭЗ при реализации их проектов в условиях финансового кризиса;
• активизация работ по созданию социальной инфраструктуры ОЭЗ, реализации программ строительства жилья для резидентов ОЭЗ.
Заключение
Особые экономические зоны в России — территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли.
Целью особых экономических зон в РФ является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, развитие транспортной системы.
Зоны подразделяются на 4 типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная цель промышленно-производственных зон — развитие промышленного производства, технико-внедренческих — разработка новых технологий, туристско-рекреационных — развитие туризма, портовых — стимулирование развития морских и авиационных портов.
К настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них:
4 промышленно-производственные (в том числе «Алабуга» и «Липецк»);
4 технико-внедренческие («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»);
14 туристско-рекреационных («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и ещё 6 в Северо-кавказском федеральном округе);
3 портовые (в том числе «Ульяновск», «Мурманск»).
Основу правового
Информация о работе Основные недостатки и пути улучшения имеющихся ОЭЗ в России