Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе.

Содержание работы

Введение
3
1 Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России
5
2 Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
8
Заключение
13
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ОРГАНЫ.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Новгородский государственный  университет имени Ярослава Мудрого»

Институт экономики и  управления


Кафедра управления и делового администрирования

 

 

   

Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие  внешнеэкономической деятельности

Реферат по учебной дисциплине

«Управление и регулирование внешнеэкономических  связей России»

по направлению 080500.62 – Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель  

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

    3

1 Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России

    5

2 Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности

    8

Заключение

  13

Список использованных источников

  15

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международные экономические отношения  являются одной из наиболее динамично  развивающихся сфер экономической  жизни. Экономические связи между  государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они  существовали преимущественно как  внешнеторговые, решая проблемы обеспечения  населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В условиях развития международных экономических  отношений все большую значимость приобретала оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешняя торговля оставалась определяющей формой международных  связей, и от того, на сколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависило его место в современной мировой экономике.

В ходе эволюции внешнеэкономические  связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в  нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых  экономических отношений относятся:

- международная торговля товарами и услугами;

- движение капиталов и зарубежных инвестиций;

- миграция рабочей силы;

- обмен в области науки и техники;

- валютно-кредитные отношения.

Хотя различные формы международных  экономических связей развиваются  во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет  говорить о них как о составных  частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства  входят мировые рынки товаров  и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств  через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной  инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение для развития мировой экономики приобретает  мировая сеть информационных коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России

 

Основные цели госрегулирования ВЭД  состоят в следующем:

-  использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

-  создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

-  создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД  в России в условиях переходной экономики  должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

-единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

- единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

- обеспечение равенства всех участников ВЭД.

 

В соответствии с законодательством  Президент РФ наделен следующими функциями:

- осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

- подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

- регулировать военно-техническое сотрудничество;

- определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет  Федерации разрабатывают и принимают  законы, регламентирующие ВЭД, через  соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет  следующие функции:

- проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

- участвует в организации и проведении международных переговоров;

- участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

- осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

- регулирует величины ставок таможенного тарифа;

-принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

-разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

Специальным государственным  органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических  связей (МВЭС) РФ. В его функции  входят:

- государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

- координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);

- оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

- кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

- создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

- участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);

- руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

В систему МВЭС входят:

1. Центральный аппарат  (департаменты: поддержки промышленного  экспорта; координации ВЭД; многостороннего  экономического сотрудничества; регулирования  ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый  и др. Центральный аппарат имеет  также ряд отделов и управлений).

2. Внешнеэкономические объединения,  осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия  внешней торговли, осуществляющая  подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимаются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью.

4. Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубежных информационных агентств.

5. Объединение информационного  обеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

6. В условиях децентрализации  управления ВЭД особую роль  играет институт уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся:

- проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

- обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;

- оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

- помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;

- регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

7. В структуре МВЭС  важное место занимают торговые  представительства РФ за рубежом. Их задачи:

- защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

- контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;

- содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;

- сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической  политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению  о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в  разработке предложений по экономической  политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию  механизма государственного регулирования  внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.

Информация о работе Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности