Основные подходы к оценке эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 21:48, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что благодаря анализу отраслевого рынка, можно отметить состояние рынка, а также произвести прогнозы.
Основная цель данной работы определить состояние автомобильного рынка за 2008-2009гг.
Для этого необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть подходы к оценке эффективности;
Определить состояние автомобильного рынка на мировом уровне;

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 345.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что благодаря анализу отраслевого рынка, можно отметить состояние рынка, а также произвести прогнозы.

Основная цель данной работы определить состояние автомобильного рынка за 2008-2009гг.

Для этого необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть подходы к оценке эффективности;
  2. Определить состояние автомобильного рынка на мировом уровне;
  3. Рассмотреть динамику развития автомобильного рынка в России;
  4. Определить коэффициенты концентрации;
  5. Подвести итог.

Предметом исследования выступают индексы концентрации, которые позволяют понять на сколько данная отрасль перспективна.

Объектом исследования является отраслевой рынок 2008-2009 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Основные подходы к  оценке эффективности

 

Оценка эффективности системы управления предприятием является важным элементом разработки проектных и плановых управленческих решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующего менеджмента, проектов или плановых мероприятий, которые разрабатываются на предприятии. Она проводится для создания современной системы управления или усовершенствования существующей, которая бы обеспечивала высокую конкурентоспособность предприятия на внутренних и внешних рынках.

Эффективность системы управления предприятием можно оценивать на стадии проектирования предприятия, при исследовании систем управления действующих предприятий и для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Общая эффективность управления предприятием состоит из эффективности управления отдельными функциональными подсистемами - маркетингом и сбытом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, производством, логистикой и другими составляющими, а также в значительной степени зависит от того, насколько устойчивое управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне высшего руководства.

Эффективность системы управления необходимо рассматривать в разрезе различных подсистем предприятия: подсистемы привлечения ресурсов; эффективного использования ресурсов предприятия; координации бизнес-процессов; контроля всех сфер деятельности предприятия; целенаправленности   предприятия   при   принятии  решений; мотивации персонала; оценки деятельности предприятия и так далее. [4]

Оценка эффективности системы управления зависит от модели, которая положена в ее основу, и набора инструментов, которые использует руководство в управлении предприятием. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования: по степени соответствия достигнутых результатов установленным целям организации и по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

 Критерием эффективности  системы управления предприятием  является возможность полного  и стабильного достижения поставленных  целей или сокращение расходов  на управление, эффект от реализации которых должен превысить производственные затраты. Научно признано: есть несколько подходов, которые могут быть дифференцированно использованы в конкретных ситуациях. Один из них заключается в сравнении показателей, характеризующих эффективность системы управления эталонного предприятия. При этом показатели деятельности эталонного предприятия принимаются по нормативам.

Сравнительная эффективность системы управления анализируется и проектируется, а потом уже определяется на основе сопоставления критериев, показателей и характеристик этой системы с нормативными показателями эталонного предприятия с использованием преимущественно количественных методов сравнения. [3] В современном менеджменте это направление сравнения получило название бенчмаркинг.

Бенчмаркинг (Benchmarking) - это процесс поиска стандартного или эталонного, экономически эффективного предприятия-конкурента с целью сравнения с собственным предприятием и заимствования его лучших методов работы. Как правило, это непрерывный систематический поиск и внедрение лучших практик, которые приведут предприятие и его систему управления к более совершенной форме. Выступает как действенный инструмент для определения позиции предприятия по сравнению с другими, сходными по размерам или сфере деятельности.

В центре внимания бенчмаркинга - вопрос: почему другие работают успешнее, чем мы? Основное содержание и цель бенчмаркинга состоит в идентификации различий с сопоставимым аналогом (эталоном), определение причин этих различий и выявление возможностей по совершенствованию собственной системы управления. Объектами бенчмаркинга могут быть: методы, процессы, технологии, качественные параметры продукции, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий (структурных подразделений) и тому подобное. Исследуя производственные процессы, методы или технологии производства и сбыта продукции, основное внимание уделяют поиску резервов снижения издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции. [8] Известны следующие основные стратегии выживания в конкурентной среде:

- стремление иметь самые  низкие в отрасли издержки  производства (стратегия руководящей  роли в области издержек производства);

- поиск путей дифференциации  производимой продукции от продукции  конкурентов (стратегия дифференциации-способности  обеспечить компанию уникальной  и большей стоимостью в виде  нового качества товара, особых  потребительских свойств или  послепродажного обслуживания);

- фокусировки на узкой  части, а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши, то есть концентрация усилий на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, разрабатывает маркетинговые подходы и производит товары в расчете на удовлетворение потребителей именно этих групп покупателей). [6]

Все перечисленные стратегии - это стратегии повышения эффективности деятельности предприятия. В первом случае - за счет совершенствования внутренних процессов предприятия, во втором и третьем - за счет управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления. [1] Предприятие не может быть эффективным, если оно неконкурентоспособное. Таким образом, в рыночной среде термины «эффективность предприятия» и «конкурентоспособность предприятия» являются синонимами. Но в настоящее время, не существует единых критериев таких как «конкурентоспособность» и «эффективность» предприятия и многое определяется той концепцией, которая принимается при рассмотрении данного вопроса.

Экспертная оценка может служить составным элементом комплексной оценки эффективности системы управления, содержащим все перечисленные подходы как по отдельным подсистемам, так и к системе в целом. [5]

В качестве экспертов могут выступать как внутренние специалисты (работники предприятия), так и привлеченные извне (консультанты, эксперты, советники). Однако, несмотря на большое распространение, экспертные оценки имеют свои недостатки. Экспертные оценки, выполненные в разное время даже одним специалистом, могут значительно отличаться друг от друга. Объясняется это многими психологическими и физиологическими особенностями человека, например, переключением его внимания на другие проблемы, изменением круга его должностных обязанностей, влиянием окружающих лиц и обстоятельств, дополнительной и новой информации. [7]

Для решения задач мониторинга, сбора информации о предприятии для принятия оперативных управленческих решений в хозяйствах формируют так называемые системы «быстрого реагирования», которые действуют с помощью определенных индикаторов и помогают среди всего массива изменений, происходящих во внутренней и внешней среде предприятия, определить существенные, которые действительно нуждаются в соответствующей реакции. Сложность формирования такой системы заключается в достаточно большом количестве индикаторов и ограниченности возможностей предприятия по мониторингу как внешней, так и внутренней среды. Поэтому из большого количества индикаторов, обуславливающих необходимость применения определенных мер, способных обеспечить эффективность управления, предприятия должны выбрать оптимальное количество, которое позволит им удовлетворить руководство в информации, необходимой для принятия управленческих решений, которые должны стать своеобразным ответом на состояние системы управления предприятием и его внешней среды.

Система сбалансированных показателей может учитывать недостатки систем финансовых показателей и показывать взаимосвязь между достижением качественных и количественных целей деятельности предприятия, а также решить проблему комплексной оценки и прогнозирования общего уровня эффективности деятельности предприятия. Сбалансированная система показателей должна содержать показатели, характеризующие четыре основных направления оценки эффективности управления, а именно: финансы, внутренние бизнес-процессы, клиенты и рынок, персонал предприятия. Поскольку эти основные направления можно охарактеризовать с помощью большого количества показателей, их количество целесообразно ограничить до пяти по каждому из направлений.

Для того, чтобы показатель был включен в систему сбалансированных показателей он должен отвечать следующим требованиям: обеспечение связи со стратегией деятельности предприятия, возможность количественного определения, доступность, понятность, сбалансированность (взаимосвязанность с другими показателями системы), релевантность (возможность определения необходимых корректив в случае отклонения от запланированной траектории).

Следует отметить, что система сбалансированных показателей позволяет определить, насколько необходимо изменить значение одного показателя, чтобы получить желаемые значения другого, и предоставить возможность выражения достижения не только количественных, но и качественных целей деятельности предприятия. Также с помощью данной системы предприятие может получить интегральный показатель, характеризующий эффективность деятельности предприятия, что предполагает определение степени достижения каждым показателем своего нормативного значения и учета веса каждого показателя.

Таким образом, концепция сбалансированных показателей позволяет обеспечить реактивный подход, направленный на учет потребностей совершенствования внутренних бизнес- процессов, работы с персоналом и с клиентами, а также обеспечения необходимого уровня финансовых показателей, определяющих эффективность управления предприятием. Ключевые показатели эффективности (КПЭ) - это инструмент измерения поставленных предприятием целей.

 

1.2 Мировой и Российский рынок  интеграции автомобильной отрасли

 

По итогам 2008 года темпы роста мирового автомобильного рынка существенно снизились. В странах с развивающейся экономикой (таких как Россия, Бразилия и Китай) произошло замедление роста, а в ряде развитых стран было отмечено значительное сокращение объемов продаж. На мировом рынке по-прежнему наблюдается уменьшение общего объема продаж. Указанная тенденция особенно сильно затронет лидеров мирового автомобильного рынка, к числу которых относятся Германия, США и Япония: темпы снижения объемов продаж в данных странах могут достичь 30%.

По итогам 2008 года Россия заняла пятое место в мире по продажам легковых автомобилей. Это стало возможным во многом благодаря результатам, достигнутым за первые три квартала 2008 года.

Автомобильная промышленность продолжает оставаться одной из важных составляющих российской экономики: в 2008 году на ее долю приходилось около 1,2% ВВП. Согласно статистическим данным, около 10% экономически активного населения страны занято в автомобильной отрасли. За последние несколько лет автомобильный рынок демонстрировал беспрецедентные темпы роста, которые существенно превысили рост национального ВВП.

До сентября 2008 года автомобильная промышленность удерживала высокие темпы развития: по сравнению с объемом продаж новых автомобилей за аналогичный период 2007 года рост составил 40%. Ниже представлен рисунок 1, на котором изображена диаграмма продаж легковых автомобилей в ведущих странах (в тысячах штук).

Рисунок 1- Продажи легковых автомобилей в ведущих странах

В 2008 году отмечен рекордный уровень инвестирования в данную отрасль. Целый ряд крупных международных компаний заявили о намерении создать производственные предприятия на территории России. Два крупнейших отечественных автопроизводителя — компании «АВТОВАЗ» и «КАМАЗ» — положили начало стратегическому партнерству с ведущими международными предприятиями.

Однако на фоне нынешних тенденций, сложившихся в национальной экономике, в четвертом квартале направление развития изменилось. Девальвация рубля оказала негативное влияние на продажи импортных автомобилей, объем которых упал в четвертом квартале 2008 года на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Для оздоровления отрасли российским правительством были увеличены таможенные пошлины на импорт как новых, так и подержанных автомобилей, при этом временно, на девять месяцев, была отменена пошлина на импорт стали.  Указанные меры поддержали крупнейших отечественных производителей, а также способствовали росту их конкурентоспособности.

В настоящее время трудно предположить, сколько времени потребуется на оздоровление мировой финансовой системы и восстановление экономики России. Перспективы российского рынка легковых автомобилей тесно связаны с тем, как будет развиваться экономика страны и мировая экономика в целом.

При создавшейся экономической обстановке в 2009 году объемы продаж новых автомобилей в России сократился приблизительно на 25% ввиду существенного снижения импорта и уменьшения запланированных объемов производства иномарок на территории Российской Федерации. Данная тенденция в наибольшей степени коснулась рынка легких грузовиков, объемы продаж которых упали на 30%.

Информация о работе Основные подходы к оценке эффективности