Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:22, реферат
Правовая система - это взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие правовой системы
Классификация правовых систем
Англо-саксонская и Романо-германская правовые системы
Правовая система Кыргызстана
Традиционные и религиозные правовые системы
Славянская правовая система
Библиографический список
В широком смысле «общее право» означает полный охват, «тотальность охвата всех национальных правовых систем, входящих в правовую семью англосаксонского права». При этом «общее право» рассматривается как правовая семья, не только не совпадающая, но и в известной мере противостоящая другой, не менее влиятельной в современном мире правовой семье - континентального или романо-германского права.
Отличительные черты и особенности дают возможность провести разграничительную линию между англосаксонской правовой семьей и романо-германской правовой семьей.
Рассматривая многочисленные проявления признаков сходства и различия между двумя доминирующими в современном мире правовыми семьями, нельзя не заметить, в частности, такие их сходства, как: а) общность «культурного развития», ибо в течение многих веков, вплоть до настоящего времени, система общего права и система романo-германского права «имели и имеют общие ингредиенты цивилизованной жизни»; б) определенная общность религиозной основы, каковой для Англии - прародины общего права - и континентальной Европы - центра развития романо-германского права было в течение длительного времени христианство. Известно, что в средние века Англия находилась под духовной властью и сильным влиянием Римской церкви. В более поздние века она официально признавала протестантизм, который разделялся также значительной частью населения Западной Европы. Наконец, сегодня в Англии установился «религиозный плюрализм», который широко распространен также на всей территории Западной Европы; в) сходный уровень развития в Англии и континентальной Европе науки, техники, искусства, ряда политических, социальных и правовых теорий, принципов, идей и т.д.
Но вместе с тем оно, сопряженное с национальными, историческими, политическими, психологическими и иными особенностями стран и народов, воспринявших данные правовые семьи, не могло не обусловить и многочисленных различий между ними.
Каждая из этих правовых семей в силу своих природных и иных особенностей вырабатывает в себе наряду с общими чертами настолько яркие и значимые особые черты, что это позволяет каждой из них обретать свою собственную индивидуальность. Конечно, это не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает, что каждая из данных правовых систем может перенимать нормы, институты, идеи и иные традиционные черты, свойственные другой правовой системе. Однако это не изменяет ни первоначальной природы, ни основных параметров и фундаментальных черт каждой из систем, остающихся тем, чем они всегда были.
Во-первых, общее право по своей природе и содержанию является «судейским правом». Это означает, что в основу общего права изначально были заложены и остаются там до сих пор решения королевских (вестминстерских) судов - в Англии, решения Верховного Суда по вопросам конституционности или неконституционности обычных («текущих») законов - в США, вердикты высших судебных инстанций по аналогичным вопросам - в Канаде, Австралии и других англоязычных странах. «Судейский» характер общего права признается фактически всеми практическими работниками, имеющими дело с различными институтами общего права. Это право в Великобритании, США или любой другой стране, где оно функционирует, традиционно создавалось и создается судьями. Судебные решения по самым различным вопросам составляют основу общего права и сегодня.
«Судейский» характер общего
права и его огромная практическая
значимость признаются также наряду
с американскими и английскими
юристами теоретиками права и
практиками других стран. В частности,
некоторые канадские
Во-вторых, обращается внимание на то, что общее право по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный «казуальный» характер (cast law), что это система доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия «кодифицированного» права, точнее - кодифицированного законодательства.
В-третьих, важная особенность общего права по сравнению с романо-германским правом и другими правовыми семьями заключается в том, что в процессе своего возникновения и развития оно было подвержено лишь незначительному влиянию со стороны римского права.
Придание повышенной роли и значимости процессуальному праву по сравнению с материальным правом.
В-четвертых, отличительной особенностью общего права является придание повышенной роли и значимости процессуальному праву по сравнению с материальным правом. Эта особенность общего права проявилась уже на самых ранних стадиях его становления и развития и в значительной мере сохранила свое значение вплоть до настоящего времени.
В-пятых, важной особенностью
общего права, подчеркивающей ее весьма
своеобразный, а в целом ряде аспектов
даже уникальный характер является довольно
высокий уровень независимости
судебной власти по отношению ко всем
другим государственным властям, ее
реальная, разносторонне гарантированная
самостоятельность, как в вопросах
организации своей внутренней жизни,
так и в отправлении
В-шестых, одной из особенностей общего права, прежде всего, применительно к Великобритании, является обвинительный характер судебного процесса. В отличие от других правовых систем, где на суд возлагается обязанность как сбора, так и оценки собранных доказательств (по западной терминологии - «инквизиторский» процесс), судебный процесс в странах общего права носит иной, обвинительный (accusatorial) характер. В соответствии с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными нормами обязательства по сбору доказательств возлагаются на стороны - участницы процесса, а суд (судья) при всём этом «остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон».
Отличительные черты
и особенности романо-
Во-первых, органическая связь с римским правом, ее становление и развитие на основе римского права.
Во-вторых, ярко выраженная по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность.
В-третьих, среди отличительных
черт романо-германского права
В-четвертых, одной из отличительных
черт романо-германского права
В-пятых, важной отличительной особенностью романо-германского права является его ярко выраженный кодифицированный характер.
Наряду с названными отличительными признаками романо-германское право имеет и другие особенности. В их числе можно назвать, например, такую черту, как относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, исторически, с момента их возникновения и последующего развития четко проводимое различие между тем и другим.
В системе романо-германского права изначально были весьма важные, порожденные главным образом сильным влиянием на него римского права причины для проведения четкого различия между гражданским правом, с одной стороны, и коммерческим - с другой. Во Франции и некоторых других странах континентального права это привело к возникновению особых коммерческих судов и к созданию кодифицированных актов коммерческого пpaвa.
Помимо указанных
Названные отличительные черты не исчерпывают всех особенностей романо-германского права. Однако они дают общее представление об этой старейшей правовой семье.
Правовая система Киргизии
Правовая система Киргизии входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами других республик СНГ самостоятельную "евразийскую" группу.
Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Кыргызстана господствовали системы обычного (адат) и, в значительно меньшей степени, мусульманского права. В советский период здесь была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР, и до конца 1980-х гг. официальная правовая система Киргизской ССР просто копировала право других союзных республик.
Правовая система Кыргызстана
переживает коренную трансформацию
с начала 1990-хгг. Провозглашенные
общие принципы реформ такие же,
как и на всем постсоветском пространстве:
идеологический и политический плюрализм,
социально ориентированная
По темпам правовых реформ Киргизия занимает одно из ведущих мест среди бывших советских республик. К2000 г. здесь был принят практически полный набор новых кодексов: Таможенный (1992), Лесной (1993), Арбитражный процессуальный (1996), Налоговый (1996), Гражданский (1996-1998), Трудовой (1997), Уголовный (1997), Об административных правонарушениях (1998), Уголовно-процессуальный (1999), Гражданский-процессуальный (1999), Уголовно-исполнительный (1999), Земельный (1999).
Основной источник права в Киргизии – законодательство. Иерархия нормативных актов определена Законом "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики", принятым 1 июля 1996 г. (с изменениями): Конституция; конституционные законы; законы, постановления Жогорку Кенеша и его палат; указы Президента Кыргызской Республики; постановления Правительства; акты министерств, государственных комитетов, Фонда государственного имущества и административных ведомств; решения местных органов государственного управления и органов самоуправления.
Правовой системе Кыргызстана известен институт делегированного законодательства. Согласно ст.68 Конституции палаты Жогорку Кенеша могут делегировать свои законодательные полномочия Президенту КР на срок не более одного года. Помимо этого, законодательные полномочия переходят к Президенту в случаях роспуска палат Жогорку Кенеша. Вслучае роспуска одной из палат Президент осуществляет законодательные полномочия только этой палаты. Законодательные полномочия осуществляются Президентом путем принятия указов, имеющих силу закона.
В отношении международных договоров Закон "О нормативных правовых актах" предусматривает, что если закон или иной нормативный правовой акт Кыргызской Республики не противоречит международному договору, заключенному в установленном порядке, или общепризнанным нормам международного права, то применяются правила и нормы, установленные договором. Порядок заключения, денонсации и исполнения международных договоров регулируется Законом "О международных договорах Кыргызской Республики", принятым 21 июля 1999 г.
С 1990-х гг. в Кыргызстане возрождается авторитет обычного права, применение которого осуществляют суды аксакалов. Тем не менее это право играет достаточно ограниченную и дополнительную по отношению к законодательству роль.
Традиционные и религиозные правовые системы
Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.
Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.
Сунна мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
Иджма - третий источник мусульманского права -- комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.8
Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности - почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.
Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне не снижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.