Основные принципы планирования объектов здравоохранения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько вариантов планирования деятельности здравоохранения страны. Первый вариант – планирование деятельности здравоохранения на основе программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. В этом случае на основе нормативных показателей государственной программы, устанавливаются плановые задания для всей отрасли здравоохранения страны, муниципальному здравоохранению и отдельным медицинским учреждениям. Такие плановые задания выполняются всеми субъектами здравоохранения по следующим нормативам: число пролеченных больных, длительность госпитализации, число посещений врача в амбулаторно-поликлинических учреждениях, число вызовов скорой помощи, объём работы стационарных подразделений.

Файлы: 1 файл

контр.работа по здравоохр.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Санитарно-демографические  показатели являются важнейшими критериями оценки здоровья населения. Сведения о  численности населения необходимы органам здравоохранения для  разработки планов оздоровительных мероприятий, определения количества, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений, для планирования подготовки медицинских кадров.

Демография как наука  изучает численный состав населения, распределение населения по полу, возрасту, социальным и профессиональным группам, размещение и движение населения на территории, причины и следствия изменения состава населения, взаимосвязь социально-экономических факторов и этих изменений. Она является самой древней отраслью санитарной статистики. Показатели демографической статистики широко используются при:

— оценке здоровья населения (рождаемость, смертность, средняя продолжительность  жизни, конечные показатели воспроизводства);

— оценке закономерностей  воспроизводства, формирующих структуру  населения;

— планировании, размещении и прогнозировании сети кадров здравоохранения на основе численности и структуры населения;

— оценке эффективности  планирования и прогнозирования  медико-социальных мероприятий.

«В конечном итоге без знания количественного и качественного состава населения невозможно провести глубокий статистический анализ состояния его  здоровья, деятельности медицинских учреждений, четко планировать их работу» [3, с. 107] .

 

 

В здравоохранении широко используются данные о статике и  динамике населения. Статика характеризует население на каждый данный момент (его численность, состав, особенности расселения, занятость и т. д.).

Динамика населения  подразделяется на механическое и естественное движение. Под механическим движением понимают процесс миграции населения. В зависимости от продолжительности миграцию разделяют на постоянную и сезонную. При изучении состояния здоровья населения, при других социально-гигиенических исследованиях по отдельным районам страны полезно учитывать длительность проживания в данной местности, изучать состояние здоровья, процесс акклиматизации и качество лечебно-профилактического обслуживания мигрантов. Учет механического движения населения осуществляется административными органами.

Естественное движение населения — это совокупность таких демографических явлений, как рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, данные о браках, разводах, средней продолжительности предстоящей жизни, регистрация которых производится в медицинских учреждениях и органах записи актов гражданского состояния. Статистика естественного движения населения основана на обязательной регистрации рождений, смертей, браков, разводов по специальным документам (справки о рождении, свидетельства о смерти, акты о записи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные направления в планировании финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов объединений, станций и подстанций скорой медицинской помощи.

В настоящее  время в силу многих экономических, социальных и административных причин особое значение приобретает разработка и применение на практике современных научно обоснованных методов текущего и перспективного планирования службы скорой медицинской помощи.

Планирование  службы СМП населению предусматривает  определение расчетных показателей  потребности в бригадах и их профиля в крупных городах и населенных пунктах муниципальных районов регионов, определение мощности, материально-технической и кадровой обеспеченности станций (подстанций) СМП, а также больниц скорой помощи.

План развития службы СМП должен быть отраслевым и относиться к компетенции МЗ и СР РФ и субъекта РФ. При составлении такого плана развития службы СМП нижестоящие органы здравоохранения (райздрав, горздрав, облздрав и другие) должны руководствоваться распоряжениями и указаниями вышестоящих органов.

«План развития СМП должен предусматривать комплекс взаимосвязанных разделов работы - сеть станций (подстанций) СМП; больницы СМП; кадры врачей и фельдшеров; парк машин СМП; медицинское и хозяйственное снабжение. Планы развития службы СМП на любом уровне должны быть связаны с общим планом развития определенного региона и муниципального образования» [4, с. 29].

Система учреждений СМП в большинстве населенных пунктов складывалась и развивалась  по принципу территориального деления  городов. Поэтому наиболее оптимальный вариант развития службы СМП был в городах, где принцип организации этой службы предусматривал создание центральной станции и районных подстанций скорой помощи.

В настоящее  время в условиях объединения  скорой и неотложной медицинской  помощи резко возрос объем деятельности службы, изменился ее характер. На подразделения службы СМП в основном стали поступать вызова по поводу заболеваний («плохо с сердцем», «боли в животе», «температура» и др.) - до 80% всех вызовов.

На этапе  реализации закона о местном самоуправлении были созданы новые муниципальные образования, многие лечебные учреждения получили статус юридических лиц. Традиционно сложившиеся условия работы скорой и неотложной медицинской помощи были нарушены, что привело к еще большему ухудшению оказания экстренной медицинской помощи, особенно при угрожающих жизни больных и пострадавших состояниях, в муниципальных районах.

Постановка  для службы СМП новых задач, возросший  объем ее деятельности, изменение  административной структуры регионов требуют при организации службы СМП муниципальных районов учитывать и то, что зоны обслуживания вызовов ее подразделениями, не всегда совпадают с административными районами. Выделение мест дислокации подстанций скорой помощи должно происходить с учетом 20-ти минутного прибытия бригады СМП к больному или пострадавшему (независимо город это или район), а для этого необходимо учитывать протяженность жилых массивов в городах, расстояния между населенными пунктами муниципальных районов, численности, плотность и возрастно-половую структуру населения, наличие транспортных магистралей и их состояние, структуру, возможности и расположение стационарных и амбулаторно-поликлинических лечебных учреждений, климатические условия и ряда других факторов, с обязательной привязкой подстанции (мелких самостоятельных отделений СМП при ЛПУ района не должно быть) к определенной больнице скорой помощи. Учитывая вышеизложенное должны просчитываться нормативы обеспечения службы СМП городов и муниципальных районов бригадами СМП и их материально-технического оснащения.

В новых условиях работы станций и подстанций СНМП возрастают требования к оснащению  их связью, работе диспетчерской (в  крупных городах и муниципальных  районах она должна быть централизованной и технически хорошо оснащенной) и  оперативного отдела.

Изучив существующее состояние службы СМП в городе или районе, собрав необходимые статистические данные ее работы необходимо выработать рекомендации о наиболее рациональной ее организации учитывая основные критерии ее оценки - это оперативность, объем медицинской помощи и ее качество. Особенно это актуально в настоящее время в условиях существующих финансовых, материально-кадровых и других ограничений.

«Вышедший (действующий и в настоящее время) в 1976 г. приказ МЗ СССР регламентировал норму оснащения станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи санитарным автотранспортом - санитарный автомобиль с носилками на каждые 10000 городского и сельского населения» [4, с. 31].

До настоящего времени проводилось комплексное  исследование объема и характера экстренной внебольничной медицинской помощи в городах разного типа, что позволило установить для них уровни общей обращаемости населения за скорой медицинской помощью.

Плотность населения  в городах, развитие в них сети лечебных учреждений могут позволить подразделениям СМП при существующих нормативах материально-технического и кадрового обеспечения их обеспечить более оперативное и качественное оказание медицинской помощи больным или пострадавшим. Этого не скажешь в настоящее время про организацию СМП в муниципальных районах.

Низкая плотность  населенных пунктов муниципальных  районов и их значительная отдаленность друг от друга, не достаточно развитая автомагистральная сеть, отдаленность многопрофильных ЛПУ, недостаточность  телефонной и радиосвязи, отсутствие в большинстве подразделений СМП муниципальных районов врачебных бригад, неукомплектованность фельдшерских бригад (один фельдшер и водитель), социальные факторы присущие многим населенным пунктам сельской местности часто делают практически невыполнимой основную задачу стоящую перед бригадой СП: быстро (до 20 мин.) прибыть к месту вызова, в достаточном объеме и качественно оказать медицинскую помощь, оперативно и щадящее доставить пациента в стационарное лечебное учреждение.

Определению потребности населения в скорой медицинской помощи должно предшествовать предварительное изучение организационных основ и особенностей оказания скорой помощи населению данного муниципального района. Для определения потребности населения в выездных бригадах скорой медицинской помощи необходимо знать затраты времени персоналом бригад на обслуживание вызовов. Также необходимо учитывать частоту и длительность задержек выезда бригад СП и доезд их к больному или пострадавшему в течение сверхнормативного времени (более 20-минут)

Следует иметь ввиду, что среднее время обслуживания вызовов колеблется в различных местностях в довольно широких пределах, что объясняется объемом диагностической лечебной помощи, состоянием дорог, скоростью движения автомашины, числом и дислокацией подстанций, частотой обслуживания городского и сельского населения, трудностями в поиске места происшествия, погодными условиями, плохой или отсутствием телефонной и радиосвязи с диспетчером и вызывающим.

Имеющиеся методики определения потребности населения  в бригадах СМП основаны на эмпирических данных о пропускной способности бригад, методах средних величин и нормировании нагрузки бригад в течение суток. Существенным недостатком этих методик является то, что они не учитывают неравномерности, случайности моментов поступления вызовов. Метод средних величин не в состоянии учесть реально существующие колебания исходных данных, особенности оказания населению скорой медицинской помощи в разных городах и муниципальных районах страны.

Для станции  СМП важно знать, какое число бригад разного профиля необходимо иметь, чтобы вероятность обслуживания вызовов с опозданием не превышала определенной заданной величины. Необходимо разработать простую аналитическую формулу, учитывающую все ведущие факторы для определения необходимого числа станций для конкретного района.

Список использованной литературы

  1. Агарков В. И. Экономика здравоохранения [Текст]/В. И. Агарков. – Донецк: ДонНМУ, 2010.

  1. Булыга Н. Н. Особенности составления штатного расписания в различных бюджетных учреждениях [Текст]/Н. Н. Булыга//Отдел кадров бюджетного учреждения. – 2008. - № 3.

  1. Ерохина Т. В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации [Текст]/Т. В. Ерохина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009.

  1. Никифоров С.А. Влияние ресурсов специализированных служб муниципального здравоохранения на здоровье населения [Текст] / С.А. Никифоров, Д.В. Вторушин // Проблемы управления здравоохранением. - 2008. - № 3.

  1.  Ряхимов Ю. Моделирование как способ планирования численности медицинского персонала [Текст]/Ю. Ряхимов//Трудовое право кадровика. – 2009. - № 1.

 

 

 




Информация о работе Основные принципы планирования объектов здравоохранения РФ