Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:09, лекция
Более 70 млн. граждан России относятся к экономически активному населению. Экономическую, деловую активность должны развить в себе все сознательные люди. Деловитость, продуктивность работы несовместимы с экономической безграмотностью и даже малограмотностью.
1. Основные школы экономической мысли
2. Предмет, структура и функции экономической теории
3. Методы экономического анализа
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вопросы для изучения
Более 70 млн. граждан России относятся к экономически активному населению. Экономическую, деловую активность должны развить в себе все сознательные люди. Деловитость, продуктивность работы несовместимы с экономической безграмотностью и даже малограмотностью.
Между тем опыт 1992-1995 гг. показал, что на почве массовой экономической безграмотности пышным цветом расцветают гигантские финансовые аферы, жируют преступные кланы и группировки. Достаточно назвать 40 млн. обманутых вкладчиков, доверивших свои сбережения аферистам из "МММ", "РДС" и еще более 1000 подобных кампаний. Только сила знания может противостоять силам невежества и обмана.
Изучение экономической теории позволит сформировать правильные понятия об экономике, осознать свои предпринимательские и трудовые способности, определить ориентиры для будущей жизни.
1. Основные школы экономической мысли
Человечество накопило огромный запас знаний о природе, об обществе, о человеке, его духе и сознании. В общей системе знаний развивается и экономическая наука. Раньше экономические взгляды были неразрывной составной частью философии. В 17-18 веках экономическая наука выделилась в особую общественную науку. В учебном курсе мы будем опираться на достижения и вклад основных школ экономической мысли. Но, конечно же, палитра экономических воззрений, концепций и взглядов намного богаче и многограннее.
Меркантилизм - (mercante – ит. торговец) XV-XVII вв. - идеология господства торгового капитала. Купить, чтобы продать дороже, - исходный принцип. Продать за границу больше, чем покупать. В теории меркантилисты искали закономерности в сфере обращения, в торговле и в денежном обороте, а в экономической политике - всемерное накопление драгоценных металлов в стране и в государственной казне. " Люди гибнут за металл..." - и принцип, и реальность, если описывать завоевания Индии, покорение Америки. Шла эпоха первоначального накопления капитала. Крупнейшие авторы меркантилизма: Томас Манн (1571-1641) в Англии, министр короля Франции Жан Батист Кольбер (1619-1683), русский публицист и экономист И.Т. Посошков (1652-1726).
Физиократы (phisis + kratos, греч. - власть природы). Идеология земледельческого капитала. Естественный порядок, собственность священна, laisser faire (фр.) - свобода действий без вмешательства государства, все богатства - от земли: таковы идеи физиократов. Земледельцы - производительный класс, остальные бесплодные. Единый земельный налог должен заменить все налоги. "Экономическая таблица" французского врача и экономиста Франсуа Кенэ (1694-1774) впервые раскрывала кругооборот общественных продуктов и доходов. Им же введены категории инвестиций и издержек производства. А.Р. Жак Тюрго (1727-1781) французский ученый и государственный деятель, ставший генеральным контролером финансов (по-нынешнему - премьер-министр), дополнил экономическое учение физиократов анализом рыночных механизмов и проблем ценностей, выделил в "бесплодном классе" два разряда - предпринимателей и наемных работников.
Классическая экономическая теория. Два выдающихся ученых Англии Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823) придали экономической науке вид целостной теоретической системы. Пять книг А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" и сегодня не потеряли своей актуальности: труд как источник богатства и основа ценности товаров, национальный доход как разница между доходом и расходами страны, разделение труда и обмен как формы общественной связи, различие полезности (потребительной стоимости) и меновой стоимости товаров, капитал, его оборот, виды и доходы, модель свободной конкуренции и "невидимая рука рынка", экономические циклы и причины кризисов, накопление капитала и общественное воспроизводство, функции государства в экономике. Все эти вопросы поставлены и нашли решение у классиков.
Историческая школа. Немецкие ученые А. Мюллер (1779-1829), Фридрих Лист (1789-1846), Густав Шмоллер (1838-1917), Вернер Зомбарт (1863-1941), Макс Вебер (1864-1920) и др. разработали исторический метод в политической экономии. Основные его принципы - опираться на установленные исторические факты, а не на абстракции; каждая нация - это особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, нации присущи органичная целостность и преемственность от прошлого к настоящему и к будущему; она не может и не должна жить только текущим потреблением, не заботясь о благе будущих поколений; необходимо промышленное воспитание нации; в частных хозяйствах допускаются злоупотребления и другие крайности; государственное хозяйство опирается на принцип принудительности, хоть и необходимо; в харитативных (милосердный, благотворительный) хозяйствах культивируется благотворительность и нравственность. Фундаментальные историко-экономические исследования стали незаменимым источником новых теоретических открытий.
Политическая экономия трудящихся. Так назвал мощное направление экономической мысли Н. Г. Чернышевский (1828-1889). Мечты о "земном рае", когда все люди живут в счастье и довольстве, без угнетающей заботы о хлебе насущном, когда нет насилия и эксплуатации нищеты и бесправия, когда во всем царит справедливость и порядок - эти идеи живут с библейских времен. Модель идеального государства предлагал еще Платон. Первохристианский коммунизм проповедовался Христом и многими его последователями. Казненный Томас Мор (1478-1535) описал в своей "Утопии" общество без частной собственности, где все трудятся на общее благо, нет власти денег, а из золота и серебра делают "ночные горшки". Томмазо Кампанелла (1568-1639), просидев 27 лет в тюрьме, написал между пытками знаменитую книгу "Город Солнца". Граф Анри де Сен-Симон (1760-1825) прямо выступил в защиту интересов рабочего класса, развивая идеи "Нового христианства". Шарль Фурье (1772-1837) призывал вывести общество из социального хаоса, искоренить нищету и преступления, установить гармонию и справедливость.
Знаменитый Роберт Оуэн (1771-1858) практически в течение 18 лет осуществил уникальный эксперимент в Нью-Ленарке (Шотландия), проведя техническую реконструкцию бумагопрядильной фабрики. Он же ввел для рабочих удобные жилища, школу, ясли, детский сад, создал больничную кассу, улучшил снабжение продуктами, установил 10-часовой рабочий день (вместо обычных 12-14 часов). Но первая "трудовая коммуна" не смогла выдержать капиталистической конкуренции. Идеи общего блага, равенства и справедливости, преимущества общинного духа и общинного труда широко пропагандировали русские ученые - Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в книге "Что делать?", А.И. Герцен (1812-1870) "Былое и думы", Н. Добролюбов (1836-1861) в своих статьях и программах.
Интересы рабочего класса выразили и отстаивали в политической борьбе К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Ими разработана политическая экономия пролетариата, в которой доказана историческая ограниченность капитализма, основанного на эксплуатации и наживе, необходимость социалистической революции, постепенного утверждения коммунистического способа производства. Социалистические идеи получили практическое воплощение в России. В.И. Ленин (1870-1924) возглавил политическую партию рабочего класса, победившую в октябре 1917 года.
До 1991 г. в Советском Союзе практически
осуществлялась политика строительства
социалистического общества. Однако жесткая
классовая борьба, необходимость сверхнакоплений
и создания оборонного потенциала привели
к утверждению в СССР уникальной системы
государственно-
С 1985 г. в СССР и России начинается поворот к либеральной модели экономической системы. Содержание, процессы и формы либерализации экономики, утверждения частной собственности и рыночных форм взаимодействия мы и будем изучать в курсе экономической теории. При этом будут учитываться экономические воззрения социал-демократии и практический опыт европейских стран, где социал-демократы длительное время находятся у власти.
Социально-институциональное
Кейнсианство как направление экономической мысли обязано трудам и практической экономической политике Джона М. Кейнса (1883-1946). Его книга "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) стала манифестом регулируемого капитализма. Его идеи и проекты легли в основу экономических реформ Ф.Рузвельта, обеспечивших выведение США из затяжного экономического кризиса в 30-е годы. К идеям Дж.М.Кейнса мы будем неоднократно обращаться в этом курсе.
Монетаризм. Модное нынче течение экономической мысли, в том числе у идеологов "шоковых реформ" в России. Милтон Фридмен (род. в 1912 г.) вновь призвал к полной свободе действия рыночных сил. Регулируя спрос на деньги, можно воздействовать на рост или подавление деловой активности. Роль государства нужно свести к минимуму.
Неоклассический синтез в экономической теории совершили Дж.Хикс (1904-1989), Пол Сэмуэльсон (род. в 1915 г.) и др. Им удалось найти взаимосвязи микроэкономики и макроэкономики, меру сочетания свободы конкуренции с государственным регулированием.
Большой вклад в современную экономическую науку вносят теория экономического роста и теория человеческого капитала. Они входят органической составной частью экономического анализа и будут рассматриваться нами в учебном курсе.
Профессиональные экономисты не ограничиваются изучением экономической теории. Они изучают и практически используют целый набор экономических наук. К функциональным экономическим наукам можно отнести: бухгалтерский учет, статистику, маркетинг, менеджмент, финансы, экономику труда и др. К отраслевым экономическим наукам относятся экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей деятельности, отражающих сложнейшую структуру современной экономики.
2. Предмет, структура и функции экономической теории
Рассмотрение истории
Объектом внимания и заботы экономистов выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах. Концентрируясь на решении экономических проблем, нельзя отвлечься от уровня технологии и организации дела, нельзя забывать о правовых рамках и системах управления, о состоянии общественной морали и правопорядка. Таков широкий объект интересов экономической теории.
Конкретный предмет изучения экономической теории сложился в виде специфического круга общих экономических проблем и закономерностей: благосостояние народа и источники доходов нации; воспроизводство материальных благ и услуг; кругооборот капитала и доходов; роль формы собственности в присвоении труда и его результатов; оценка полезности и ценности продуктов труда; земля, труд, капитал, предпринимательские способности как факторы воспроизводства богатства и основы его распределения. Эти и другие проблемы не рассматривает никакая другая наука кроме экономической теории.
Структура курса экономики и, соответственно, программа учебного курса включает три раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями. Изучение экономической теории имеет смысл и значение для будущих специалистов, если они осознают три главные функции теории.
Первая функция - познавательная. Усвоив основные понятия и категории экономической науки, вы можете понимать и объяснять происходящие экономические процессы. В чем причины инфляции и как ее победить? Как не стать безработным? Как образуется и накапливается капитал? Что такое заработная плата и как ее увеличить? Эти вопросы изучает и проясняет экономическая теория.
Вторая функция - практическая. Знание экономической теории облегчает организацию бизнеса и помогает в решении сотен практических проблем. Как повысить полезность и конкурентоспособность ваших товаров? Как сохранить капитал и куда вкладывать свободные средства? Как повысить прибыльность производства и сбыта? Как уменьшить дефицит местного и государственного бюджета? Как говорится, нет ничего практичнее хорошей теории.
Третья функция - прогностическая. Зрелая наука способна не просто объяснить прошлое и настоящее, но и предвидеть будущие следствия проводимой политики или принимаемых важных решений. Зная закономерности экономических процессов, можно уменьшить риск будущих потерь или увеличить выигрыш.