Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:09, лекция
Более 70 млн. граждан России относятся к экономически активному населению. Экономическую, деловую активность должны развить в себе все сознательные люди. Деловитость, продуктивность работы несовместимы с экономической безграмотностью и даже малограмотностью.
1. Основные школы экономической мысли
2. Предмет, структура и функции экономической теории
3. Методы экономического анализа
Экономическая теория отражает жизненные интересы миллионов людей, их проблемы и устремления. Главные жизненные проблемы конкретных людей выступают и главными проблемами экономической теории.
Во-первых, как поддержать и увеличить материальный достаток, благосостояние народа? Чтобы не было нищеты и голода! Чтобы была достойная работа и достойный заработок! Чтобы укреплялись общественный порядок и безопасность! Чтобы расширялись возможности для обогащения качества жизни всех социальных слоев общества!
Во-вторых, как повысить эффективность работы предприятий любого типа, семейных и коллективных, частных и государственных? Какова величина и структура издержек, по каким ценам реализовать товары, как получить прибыль, как распределить ограниченные ресурсы - все это проблемы эффективного предпринимательства.
В-третьих, важно обеспечить возможности для полной и продуктивной занятости. Безработица унижает и деквалифицирует человека, а иного толкает на путь преступлений или на дно социального нищенства. У общества достаточно ресурсов и возможностей для решения проблемы безработицы.
В-четвертых, обществу нужна экономическая стабильность и рост. Надежды на экономическую стабилизацию и рост должны подкрепляться соответствующей экономической политикой и возрастанием предпринимательской активности народа.
Экономическая теория раскрывается через ряд взаимосвязанных терминов, понятий и категорий. Каждый экономический термин отражает какое-то экономическое явление или его свойства и связи. Например, термины стоимость, цена, деньги, капитал, прибыль, рента присущи только экономической науке и в ней получают определенное значение и смысл.
Общие свойства или связи экономических явлений выражаются в понятиях обобщенных логических суждениях, объединяющих группу связанных терминов. Так, понятие полезность раскрывает такое общее свойство товаров как их способность удовлетворять потребности человека, как эффект удовлетворения потребностей.
Узловые экономические понятия получают в теории статус категории. Так, капитал как экономическая категория выражает способность запаса ценностей увеличивать доход в любой форме, будь то торговый, промышленный или банковский капитал. Но в категории капитал переплетены взаимосвязи таких экономических понятий как основной и оборотный капитал, амортизация капитала, накопление капитала и т.д.
Каждая наука получает завершенный вид лишь тогда, когда формулирует закономерности развития и функционирования своего объекта. Экономистами выявлены такие общие экономические законы, как закон возвышения потребностей или закон повышающейся производительности труда. В исследованиях рыночных механизмов определены функции и действие закона стоимости, законов спроса и предложения. В каждой сфере экономической деятельности - в производстве, в распределении, в обмене и потреблении выявляются устойчивые причинно-следственные и функциональные взаимозависимости как закономерности.
3. Методы экономического анализа
Экономические явления и процессы можно фиксировать, наблюдать, оценивать, т.е. изучать научными методами. Экономист-исследователь, как и ученый любой другой науки, должен владеть методами и приемами научного анализа. Хотя методами экономического анализа должны владеть не только экономисты, но и руководители, конструкторы, технологи, товароведы, каждый гражданин. Зная методы экономического анализа, легче воспринимать, изучать и понимать саму экономическую науку.
В экономических исследованиях используются также общенаучные методы познания.
Для каждого ученого и специалиста, прежде всего, важна высокая философская культура, творческий склад ума, знание закономерностей теории познания и науковедения. В философии ученый находит первичный категориальный аппарат для описания и научного анализа специфических объектов. Такие философские категории как сущность и явление, содержание и форма, качество и количество, хаос и мера, необходимость и случайность, причины и следствие и др. выступают одновременно инструментами научного познания.
В теории познания и науковедении вы найдете более конкретную характеристику каждого из этих методов анализа. Важно подчеркнуть, что в каждой науке эти методы получают конкретную спецификацию в зависимости от объекта и предмета науки.
Экономическая деятельность внешне выражается как огромное множество событий, фактов, явлений. Они фиксируются в учете и статистике. Индукция есть метод научной абстракции (отвлечения) от многих несущественных свойств явления, но выявления общего свойства, присущего группе данных явлений. Например, тысячи вещей обладают двумя общими свойствами – полезностью и стоимостью, что превращает их в товары, особую форму продуктов труда. Дедукция позволяет по общему свойству отнести частное явление к данной группе явлений. Если новый продукт труда доказал свою общественную полезность и стоимость, то он тоже вливается в мир товаров.
Экономические события, например цены, выступают как случайные явления и изучаются статистическими, вероятностными методами, в статистике цен. Но за динамикой ряда случайных величин проявляется закономерная связь, которая раскрывается в виде причинно-следственных, каузальных зависимостей или закономерностей. Так, закон спроса отражает каузальную зависимость между приростами цен и спроса на рынке.
Экономические явления имеют свою историю от момента появления до современного состояния. Так, деньги появились тысячи лет назад, выполняя роль средства обмена. История денег в разных странах весьма интересна и причудлива. Но логика научного познания не может повторять все зигзаги исторического развития, а отражает современную структуру функций денег как меры стоимости, средства обращения и средства сбережения богатства. Логические и исторические методы анализа взаимно дополняют и обогащают познание явления.
Теоретический анализ позволяет выявить в экономических явлениях их содержательные свойства и функции. Их существенность или истинность подтверждается или опровергается в хозяйственной практике или экономических экспериментах. Как ни сложно провести "чистый эксперимент" в экономике, но предотвращение возможного ущерба в будущем из-за принятия неистинного, несущественного решения в настоящем, делает оправданной практику экспериментальной проверки экономических рекомендаций ученых на практике.
Экономическая теория раскрывается как целостная сложная система взаимосвязанных отношений, событий, явлений. Представить эту систему в обозримом и понятном виде можно посредством анализа и синтеза. Аналитически мы выделяем в системе простые элементы или свойства. Например, в товаре выделяется два свойства – полезность (потребительная стоимость) и стоимость, которые изучаются сначала отдельно, с качественной и количественной сторон. Синтез явления позволяет представить оба свойства товара через их взаимодействие в структуре и динамике цены на данный товар. Причем, качественный анализ позволяет выделить все богатство свойств явления, а количественный анализ – выразить пределы и меру состояния этих свойств.
Экономический анализ необходим не сам по себе, а для решения конкретных экономических и управленческих проблем. По способу решения этих проблем можно выделить два подхода к экономическому анализу - эмпирический (опытный) и теоретический (экспертный).
Предприниматель или менеджер изучают конкретную практику и опыт решения проблемы. Затем этот опыт оценивается и сравнивается исторически или по разным объектам. Это позволяет выделить эффективный опыт и использовать его в своих интересах. Так, эмпирически, опытным путем улучшается хозяйственная практика, находятся наилучшие способы решения возникающих проблем. Экономист-эксперт использует более сложные процедуры анализа. Вначале он отбирает факты по данным оперативного и бухгалтерского учета, по статистическим отчетам, по историческим обзорам и публикациям. Эти данные классифицируются, анализируются и сводятся в аналитические таблицы или на графики, а затем на основе экономической теории дается конкретная интерпретация, делаются определенные выводы и рекомендации по решению проблемы. Вариант решения обосновывается и оформляется для представления. Рекомендации учитываются при выработке экономической политики, при разработке бизнес-планов, нормативов и стандартов, в оперативном управлении. При необходимости предварительной проверки обоснованности рекомендаций проводятся эксперименты. Если рекомендации эксперта способствуют решению проблемы и повышению эффективности практики, то значит, экономический анализ проведен теоретически верно.
Особую сложность и своеобразие имеют экспертные обследования и оценки кризисного состояния предприятий, в т.ч. объявленных банкротами. Экспертиза экономической состоятельности и платежеспособности предприятий, экспертиза бизнеса и бизнес-планов, оценка недвижимости и других активов ликвидируемого предприятия, экспертиза решений и действий антикризисных управляющих, выработка программ санации и финансового оздоровления предприятий – эти методы экономического анализа требуют как глубокой теоретической подготовки специалистов и экспертов, так и новшеств выполнения экспертных процедур.
В своей будущей профессиональной деятельности товароведам предстоит работать в тесном контакте и при взаимопонимании с экономистами и финансистами.
Так, в содружестве специалистов рождается эффект производства, обеспечивается устойчивость фирмы, а значит, занятость и доходы для ее сотрудников. К такому сотрудничеству и взаимопониманию призвано побудить вас изучение экономической теории.