Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:22, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Известно, что посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой: от 10-15% в 30-х годах до 50% и более в последние десятилетия.
Введение
1.Сущность и функции налогов, их виды
2.Налоговая система РФ
2.1.Общие положения налоговой системы РФ
2.2 Критерии оценки НС
2.3 Стабильность НС – ключ к развитию экономики
2.4 Налоговый пресс в РФ
2.5 Уплата налогов – Факты и цифры
Заключение
Как оговорено в Законе о налоговой системе, обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами, определяющим, в частности:
К объектам налогообложения законодательством Российской Федерации отнесены доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача этого имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и некоторые другие объекты. При этом один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
В качестве налогоплательщиков выступают граждане и юридические лица, а также другие категории плательщиков, на которых соответстющими законодательными актами возложена эта обязанность. Уплата налогов юридическими и физическими лицами производится в порядке и в сроки, установденные законодательством Российской Федерации. При этом предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по илогам в федеральный бюджет имеет право только Министерство финансов России, а по платежам в другие бюджеты - соответствующие финансовые органы в порядке, предусмотренном законодательством (во есх случаях о принятии таких решений должны быть уведомлены соответствующие налоговые органы).
Юридические лица, которые в соответствии с законодательством должны уплачивать несколько налогов, выплачивают их в такой последовательности:
Следует отметить, что в порядке и на условиях, определяемых соответствующими законодательными актами, отдельным категориям налогоплательщиков могут быть предоставлены налоговые льготы, а именно:
Поскольку налоговые льготы независимо от вида налога могут быть применены только в соответствии с существующим законодательством, предоставление их в так называемом «индивидуальном порядке» запрещено.
Права и обязанности налогоплательщика определены действующим конодательством, в частности, уже упоминавшимся Законом «Об основах налоговой системы в РФ:
Что же касается обязанностей налогоплательщика, то, прежде всего, налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации
Кроме того, в соответствии с тем же Законом
о налоговой системе налогоплательщик обязан:
Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев, главные из которых — равенство (справедливость), эффективность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, международную конкурентоспособность и поддержку национальных приоритетов.
Критерий «равенство» или «справедливость» характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков.
Существуют два типа справедливости.
Первый тип — вертикальная справедливость — подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяеться между уровнями доходов. Иными словами, ставка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налогоплательщики с большим доходом располагают увеличенной способностью платить большие налоги.
В российском законодательстве, регулирующем подоходное налогообложение физических лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем свидетельствует прогрессивная шкала ставок налога.
Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного подоходного налога демонстрирует следующее.
Законом о подоходном налоге предусмотрено исключение из совокупного дохода пяти-, трех- или однократного размера оплаты труда, расходов на детей, на благотворительные цели, на строительство и приобретение жилья. Однако данное положение Закона при определенных условиях может уравнять налогоплательщиков с высокими и с низкими доходами, имеющих одинаковое право на вычеты. На практике это означает,что граждане, имеющие значительный совокупный доход до вычетов, при исключении таких расходов находятся в более выгодном положении, так как суммы вычетов могут повлиять на переход размера доходов из ступени шкалы ставок налога, предусматривающей высокие ставки, в ступень с более низкими ставками. Соответственно, снижается и размер налога.
Второй тип справедливости — горизонтальная справедливость — подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах должны платить по одинаковым ставкам налогообложения. Иными словами, налогоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы налога.
Основной проблемой в достижении данного типа справедливости является различный режим налогообложения «честных» налогоплательщиков, ведущих учет своих доходов и расходов и представляющих декларации, и налогоплательщиков, получивших такой же доход, но сокрывших его от налогообложения и не подавших декларации.
Следующий критерий, который используется при анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой системы. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономическое производство.
Высокая эффективность может быть достигнута там, где налоговая система как можно меньше вовлечена в систему ценообразования рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода различных источников. Налоговая система, эффективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода различных источников, является нейтральной.
Отклонения от строго нейтральной системы могут иметь место при существовании препятствий к сбалансированному распределению ресурсов на рынках. В некоторых случаях это может произойти, если не все расходы и доходы в результате действий налогоплательщика могут быть учтены.
С позиции существования единой шкалы ставок для любых доходов из различных источников налоговую систему России в отношении подоходного налога можно признать нейтральной.
Простота является важнейшим критерием оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего приносится в жертву для следования другим целям.Сложные правила сами по себе трудны для понимания, что может привести к путанице и неуверенности в их применении. Трудности возникают также при ведении подробных записей, служащих только целям налогообложения.
В Российской федерации подробный учет доходов ведется предпринимателями исключительно для определения налоговых обязательств. Несмотря на существование упрощенного порядка налогообложения, учета и отчетности, индивидуальные предприниматели должны, тем не менее, регистрировать получаемые доходы.
Форма декларации о годовом доходе физического лица, чрезвычайная сложность заполнения которой была признана Госналогслужбой России в ходе декларационной кампании в 1997 году, разработана непосредственно главным налоговым органом страны более двух лет назад.
Простота налоговой системы важна также и для управления сбором налогов. Система должна управляться четким и предсказуемым для налогоплательщиков образом, избегая произвола и содействуя горизонтальной справедливости. С другой стороны, необходимо, чтобы руководство налоговых органов могло точно оценить, платит конкретный налогоплательщик, соответствующий размер налога согласно установленному порядку или нет.
Критерий, подразумевающий простоту, часто входит в противоречие с соблюдением двух предыдущих критериев — равенства (справедливости) и эффективности, для осуществления которых необходимо разрабатывать подробные и порой труднопонимаемые правила и положения, которые выглядят простыми при замысле, но трудно реализуются в законодательстве и управлении сбором налогов.
Главной целью налоговой системы является мобилизация поступлений.
Информация о работе Основные средства предприятия общественного питания