Основные тенденции международной миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Сейчас появилась жизненно важная для государства необходимость вмешаться в процесс переселения людей: смягчить удары вынужденной миграции, повлиять на внутреннюю социально-экономическую миграцию, дабы не оголить огромные богатейшие территории, воспрепятствовать проникновению в страну мутных волн криминальной миграции, способствовать в поиске заработков гражданам за пределами своей страны, использовать труд временных мигрантов, создавать условия для баланса спроса и предложения на внутреннем рынке труда. На каждом новом этапе развития различные задачи в области миграции выходили на первый план.

Содержание работы

Введение
Основные понятия и определения международной миграции
Основные тенденции международной миграции
2.1 Глобализация миграционных процессов. Масштабы и региональные особенности международной миграции
2.2 Развитие международной рабочей силы
Интеллектуальная миграция
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Международная миграция населения.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Другим важным фактором, влияющим на международную  трудовую миграцию, является дисбаланс  населения. В развивающихся странах  существует избыток рабочей силы, в то время как в развитых странах имеется ее недостаток в определенных отраслях, не пользующихся спросом у местного населения. Например, во Франции эмигранты составляют 25% занятых в строительстве, 30% — в автомобилестроении, в Бельгии — 50% горняков, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих и т.д. В США доля использования иностранных рабочих в подобных отраслях еще выше. Низкоквалифицированные мигранты, как правило, не составляют конкуренции местному населению, так как занимают места, не пользующиеся спросом.

В некоторых  случаях иммиграция даже может увеличить занятость коренного населения. Домашняя прислуга, ставшая во многих странах практически полностью отраслью иностранных служанок, может освободить женщин для профессиональной работы. Иммигранты, становящиеся на нижнюю ступеньку занятости, могут, таким образом, непосредственно повышать занятость на более высоком уровне.

Миграционные  потоки рабочей силы привели к  формированию международных рынков труда, имеющих свою территориальную  принадлежность. Международные рынки  труда развиваются на основе так называемых центров притяжения рабочей силы.

Первый  центр принадлежит США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. Сейчас иностранная рабочая сила составляет около 5% от трудовых ресурсов страны, в пограничных и прибрежных районах эта величина несколько выше. Ежегодно, помимо иммигрантов, несколько миллионов приезжает на временную работу. С 1993 г. преимущества предоставляются иммигрантам из европейских стран, в особенности из Ирландии, Великобритании, Италии. Подобная ориентация объясняется тем, что к началу следующего тысячелетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветных. По прогнозам Института Хадсона, в 2000 г. доля белых среди занятых уменьшилась до 57%, цветных — возросла до 20%. Оценивается, что доля иммигрантов увеличилась до 22%.

Начавшаяся  еще в 60-е политика привлечения  высококвалифицированных кадров усиливается. Предпочтение при приеме иммигрантов  отдается высококвалифицированным  рабочим, инженерам, менеджерам, медицинским работникам, ученым в области естественных наук, специалистам по вычислительной технике.

Основными поставщиками кадров высокой квалификации до последнего времени в США были Индия и  Египет. В 80-е гг. из Индии выехало  на работу более 20 тыс. работников. На Египет приходится 20 тыс. высококвалифицированных рабочих и всей эмиграции специалистов Ближнего Востока. Весьма значимым поставщиком высококвалифицированных кадров для индустриальных стран является также Пакистан. 84% его эмигрантов направляются на Запад, из них 47% являются кадрами высокой квалификации.

Одним из примеров последних международных соглашений, в котором регламентировались процессы международной трудовой миграции, было Американское соглашение о свободе  торговли КАРТА, заключенное между США, Мексикой и Канадой, вступившее в действие в 1994 г. КАРТА, в частности, предполагает определенную свободу передвижения внутри Североамериканского сообщества для групп трудовых мигрантов: бизнесменов, инвесторов, работников высокой квалификации — профессионалов и служащих международных компаний. По сути, КАРТА рассматривается как механизм решения вопросов безопасности границ и нелегальной миграции, в частности, из Мексики в США. Для Мексики предусмотрен ежегодный лимит в 5500 квалифицированных работников, которые могут беспрепятственно въезжать в США. Стоит заметить, однако, что в полной мере это соглашение с точки зрения увеличения свободы миграции для мексиканцев и тем самым снижения нелегальной иммиграции весомых результатов не дало.

Второй центр притяжения рабочей силы — Австралия — является, как и США, классической страной иммиграции. В стране задействовано около 200 тыс. иностранных рабочих.

Основные ее партнеры по международному трудовому  сотрудничеству — Новая Зеландия и Великобритания. В 50—60-е годы Австралия привлекала эмигрантов из Восточной и Центральной Европы, в 70-х — из Восточной и Юго-Восточной Азии. С 1982 г. Австралия начала новую миграционную политику, которая должна была стимулировать развитие бизнеса в стране. В соответствии с нею в первую очередь принимались иммигранты, осуществившие инвестиции в экономику страны. Инвестиции распределялись по возрастным группам следующим образом: до 40 лет — 287 тыс. австралийских долларов, от 40 до 57 — 697 тыс. долл. В 1989 г. в экономику Австралии путем взимания такого своеобразного налога на импорт рабочей силы влилось 1,2 млрд. долл., 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы. Австралия, как и США, в целом ориентирована на ассимиляцию эмигрантов.

Третий  центр притяжения рабочей силы сложился в странах Западной Европы. Если говорить о Европе в целом, то официально там проживает сейчас 18,4 млн мигрантов.

Поскольку население ЕС составляет 378 млн человек, это может показаться совсем небольшой долей — около 5%. Однако если принимать во внимание нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев, то, по оценкам CEPS, эта цифра будет больше по крайней мере на 40−60%, то есть речь идет о 25−29 млн человек.

Для сравнения: это примерно половина населения Италии или Франции. И все же по прогнозам, на 2000-2050 гг. по сравнению с Европой США все равно будет удерживать первое место по числу иммигрантов (рис. 1,2).2

 

Рисунок 1.  Рисунок 2.

 

 

По данным Европейской  Конференции по народонаселению, проходившей  в Женеве в марте 1993 г., странами, принимающими основную часть эмигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, а также Италия, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды.

Наибольшее количество иностранцев  проживает в Германии: только по официальной статистике более 8 млн. человек, что составляет 9,8% всего  населения, в том числе 3,9 млн. экономически активных граждан, что составляет чуть более 10% всей рабочей силы страны. По оценкам же ряда исследовательских институтов число лиц иностранного происхождения на самом деле гораздо больше — от десяти до двенадцати миллионов человек (то есть до пятнадцати процентов населения). В основном в Германию (в первую очередь в ее западную часть) мигрируют турки, югославы, итальянцы.

Столь большая разница  вызвана тем, что Германии несколько миллионов переселенцев из бывшего СССР и стран Восточной Европы, являющихся этническими немцами и евреями, а также потомки мигрантов 60−80−х годов, преимущественно из Турции, уже имеют немецкие паспорта. Кроме того, в стране в течение года находится не менее миллиона нелегальных мигрантов, многие из которых, впрочем, мигранты временные. Похожая ситуация и в других европейских странах.

Так, в Великобритании, по официальным данным, живет 2,1 млн иностранцев, а, по данным переписи 2001 года, только к расовым меньшинствам (выходцы из Азии, Африки и Карибского бассейна) в Соединенном Королевстве относится 3,5 млн человек. Экономически активных иностранцев 985 тыс. человек (3,4% рабочей силы).

Во Франции  проживает 3,6 млн. иностранцев (6,4% всего  населения), в т. ч. 1,6 млн. экономически активных граждан (6,7% всей рабочей силы страны). В основном это выходцы  из Либерии и Северной Африки.

Италия в  плане миграции является одной из самых активных стран в ЕС: 1,4 млн. иностранцев (2,5%), 0,5 млн. экономически активных (2,1%), 0.6 млн. экономически активных граждан за рубежом. Наиболее высока доля иностранцев в Люксембурге: 117 300 иностранцев составляют 28,4% всего населения герцогства, причем 53 тыс. экономически активных — более 33% всей рабочей силы. Велика доля иностранцев также в Швейцарии: 1,2 млн. иностранцев (17,9%), в т.ч. 1,01 млн. экономически активных (30%).

В отличие от 70-х, когда от 35% до 50% иностранных работников составляли молодые люди до 30 лет, пригодные к самым тяжелым физическим работам, в последнее время в Западной Европе наблюдаются некоторые сдвиги в традиционной структуре занятости иностранной рабочей силы. Сокращается занятость иммигрантов в промышленности, строительстве, возрастает занятость в сфере услуг, а также в тех отраслях, где до этого была большой редкостью: в финансовых учреждениях, в области фундаментальной науки. Это объясняется общей тенденцией экономически развитых стран: снижения доли промышленности (и занятых в ней) и повышения доли сферы услуг.

По прогнозам  Немецкого Федерального института  занятости, ускоренный экономический  рост создает новые рабочие места  в основном в Великобритании и  ФРГ (40% всех новых рабочих мест, из них около 25% — в промышленности, 50% — в торговле, транспорте, строительстве).

В каждой европейской стране в силу исторических причин сформировалась своя специфика меньшинств. Так, во Франции 36% мигрантов составляют выходцы из Северной Африки (Марокко, Алжира и Туниса) и еще 18% — из бывших французских колоний к югу от Сахары. В Германии живет 2,3 млн выходцев из Турции (основной поставщик иммигрантов в 70−х) и 1,4 млн — из стран бывшей Югославии (Германия охотно давала им статус беженцев во время войны в Боснии и событий вокруг Косово). В Испании 23% иммигрантов родом из Марокко, отделенного от Европы узким Гибралтарским проливом, а еще 20% — из стран Латинской Америки (гражданам бывших испанских колоний не нужна виза для въезда в метрополию). В Британии 25% мигрантов родом из Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш) и 13% — из Африки (преимущественно из бывших британских колоний — ЮАР, Нигерии, Ганы).

В любом крупном европейском городе есть районы, где живут преимущественно мигранты. Так, турки составляют сегодня 7% населения берлинского Кройцберга, а индопакистанцы — 34% населения лондонского Брикстона. В Британии же находится Лестер — единственный в Европе город, где белое население составляет меньшинство, всего 47%.

Если первоначально  центром трудовой миграции были в основном индустриальные государства Западной Европы, то в 70-е годы весьма стремительно сформировался общий рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто 5-—6 млн. иностранных рабочих (местная рабочая сила составила не более 2 млн. человек). Наибольшее количество иностранных экономически активных граждан в Саудовской Аравии: 2,878 млн. человек, что составляет 60% всей рабочей силы страны. Наибольшая доля иностранных рабочих наблюдается в Арабских Эмиратах: 805 000 иностранных рабочих составляют 90% всей рабочей силы. В Кувейте 1,5 млн. иностранцев составляют 72% населения страны, экономически активных иностранцев (713 000) (86% рабочей силы). В крохотном Омане вдвое больше иностранных рабочих (442 000 чел., 70%), чем в огромной Австралии.

Главным экспортером  рабочей силы в регионе является Египет. На Ближнем Востоке задействованы  рабочие из таких стран, как Ирак, Ливан, Сирия, Иордания, Палестина, а  также Пакистан, Индия, Бангладеш, Южная Корея, Филиппины.

Пример арабских стран наиболее наглядно показывает определяющую роль экономических законов  и в первую очередь закона получения  максимальных прибылей, обусловливающих  международную миграцию населения. В 70-е гг., когда началась эксплуатация нефтяных месторождений в 6 аравийских монархиях и в них хлынул поток нефтедолларов, возникла необходимость в формировании общего арабского рынка. При этом изначально ведущей идеей была «арабская солидарность», создание на базе 21 арабского государства «единой арабской нации». Одним из ведущих факторов формирования общего рынка стала рассматриваться миграция, при помощи которой становилось возможным не просто обеспечение рабочей силой быстро развивающейся нефтяной промышленности и строительных отраслей в нефтедобывающих странах, но и помощь бедным арабским странам (Йемен, Египет, Сирия, Иордания и др.) через валютные переводы трудящихся — мигрантов этих стран. В 70-е — 80-е гг. величина валютных переводов достигла 2,7 млрд. в год в Египте, 1,3 млрд. — в Йемене, 794 млн. — в Иордании, 774 млн. — в Сирии, 319 млн. — в Тунисе.

И действительно, на начальном этапе из 5 основных миграционных потоков в богатые  нефтью страны первый поток, состоящий  из арабских рабочих, представлял 88% всех иностранных рабочих и специалистов (около 2%, в основном из развитых стран Запада — 5-й поток). Вместе с тем идеи арабской солидарности и закон получения прибыли всё более начинают расходиться, и к середине 80-х гг. последний окончательно подминает под себя все идеи «о помощи бедным арабским государствам», что наглядно выразилось в переориентации на значительно более дешёвых азиатских и африканских рабочих. В 1985 г. 63% всех иностранных рабочих в странах Персидского залива уже приходилось на выходцев из Азии. Ещё более эту ситуацию усугубил кризис начала 90-х гг. в связи с войной между Кувейтом и Ираком.

Более того, в  результате этой войны арабским рабочим  тех стран, которые хоть как-то поддержали Ирак, после ее завершения при помощи США, практически было отказано в возвращении в Кувейт, Саудовскую Аравию и другие страны. Речь в первую очередь идет о сотнях тысяч йеменцев и иорданцев. Таким образом, доля арабов в иностранной рабочей силе в аравийских монархиях еще более снизилась.

Некоторые страны арабского региона являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы: Иордания — экспорт низко, а импорт высококвалифицированной рабочей силы. Йемен, входя в число государств-миллиардеров по поступлениям в платежный баланс чистых невостребованных переводов, в то же время нуждается в большом количестве трудовых мигрантов. Аналогичная ситуация в Ираке.

Являясь основной рабочей силой, развивающей эти  страны, иммигранты представляют собой  одновременно важный фактор стимулирования экономики собственных государств. Частичные переводы в Египте, Иордании, Йемене являются существенным ресурсом притока иностранной валюты и порою превышают суммы от экспорта товаров.

Пятый центр притяжения рабочей силы объединяет страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являются Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней, с недавнего времени Южная Корея. Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции. Первая, регулируемая трудовая миграция, характерна для Малайзии, Сингапура, Гонконга и Брунея, в котором половину населения составляют иностранцы. Вторая — скрытая или нелегальная, она типична для восточной и западной Малайзии, Гонконга, Японии, Пакистана и Тайваня. Третья — миграция специалистов высокой квалификации, сопровождающая прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром.

Появление новых  стран-доноров, таких, как Китай, Вьетнам, еще больше усилило динамику трудовой миграции в Восточной и Юго-восточной  Азии. Однако недавний экономический  кризис, поразивший регион, уже привел к выталкиванию трудовых мигрантов из отдельных стран и существует реальная вероятность того, что предпринятые меры могут затормозить дальнейшую иммиграцию, несмотря на по-прежнему ощутимую потребность в иностранных рабочих для выполнения тех трудовых функций, которые местное население не готово выполнять.

Информация о работе Основные тенденции международной миграции