Основные тенденции развития мировой экономики в межвоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

К началу XX в. борьба капиталистических держав за рынки сбыта и источники сырья достигла чрезвычайной остроты. В 1914 г. разразилась война между двумя империалистическими блоками (Антанта: Англия, Франция, Россия и др., с одной стороны; Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария, с другой стороны). Война стала мировой: в ней приняло участие 34 из 56 существовавших тогда на планете суверенных государств. Непосредственно в вооруженной борьбе участвовало 80 млн. солдат и офицеров. Около 9 млн. из них за 4 года войны погибли, 5 млн. стали инвалидами, — жертвы, еще неизвестные истории.

Файлы: 1 файл

Основные тенденции развития мировой экономики.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

Одновременно принимается закон  «О всеобщей мобилизации нации» (1939 г.), составленный по типу законов военного времени. В соответствии с ним  правительству предоставлялись  неограниченные полномочия для концентрации материальных и людских ресурсов, право контроля над промышленностью, ликвидируются профсоюзы. Во всех отраслях были созданы «контрольные ассоциации», регулирующие всю производственную деятельность компаний, вводилась и  новая «структура труда».

Реализация правительственной  программы милитаризации экономики  привела к значительным успехам  в развитии экономики страны в  целом, но главным образом в отраслях, ориентированных на производство военной  продукции. За 1931-1938 гг. объем промышленной продукции вырос в 1,6 раза, продукции  металлургии - в 10 раз, машиностроения - в 6,7 раза, сформировались как самостоятельные  отрасли самолетостроение и автомобилестроение. При этом доля отраслей тяжелой промышленности возросла с 32,2 до 60,8%, а доля текстильной  промышленности снизилась с 31,4 до 20%.

 

 

Англия

Результаты первой мировой войны  для экономики Англии были достаточно противоречивыми. Наряду с колоссальными  военными расходами, потерей большей  части военно-морского флота, сокращением  выпуска промышленной продукции  на 20%, ухудшением внешней торговли и роста дефицита торгового баланса, нарушением традиционных внешнеэкономических  связей Англии и т.д., в годы войны  происходил и рост производства преимущественно  за счет развития новых отраслей промышленности - автомобильной, авиационной, химической, сталелитейной при сокращении производства в старых отраслях в условиях государственной протекционистской политики. Правительство предприняло ряд мер, направленных на развитие сельского хозяйства. Так, были гарантированы цены на сельскохозяйственную продукцию, фиксировалась минимальная заработная плата для рабочих.

Как и в других странах, в Англии в период войны усилилась экономическая  роль государства в управлении экономикой. Имело место принудительное кооперирование мелких и средних предприятий, происходили  слияния банков. В 1916 г. для координирования  деятельности государства и частного бизнеса, совместного противостояния иностранным конкурентам была создана  Федерация британской промышленности. В 1921 г. правительство приняло решение  о частичном восстановлении контроля над железными дорогами и с  этой целью объединило компании в 4 региональные группы. Возросла роль государства  и в регулировании социальных проблем. Оно принимало участие  в реализации программ помощи безработным, жилищного строительства, развитии системы народного образования.

Некоторое торговое и промышленное оживление 1919-1920 гг. не было долговременным. Непрочность стабилизации экономики  в этот период во многом была обусловлена  традиционной структурой британского  хозяйства. Основным источником доходов  страны по-прежнему был так называемый «невидимый экспорт» - вывоз капитала, международные банковские операции. Поэтому Англия не проводила активное инвестирование в национальную промышленность что приводило к техническому и технологическому отставанию основных отраслей экономики, снижению темпов их роста и, в конечном счете, снижению конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке.

В целом экономика Англии в 20-е  годы развивалась неравномерно. Сравнительно быстрыми темпами росло производство в новых отраслях промышленности, на предприятиях которых проводилась  реконструкция и модернизация материально-технической  базы, внедрялась механизация производственных процессов, повышалась энерговооруженность  производства. Развитие этих отраслей промышленности приводило к росту  концентрации и централизации производства. Так, в металлургии 70% всего производства железа и стали приходилось на долю 20 фирм.

Одновременно старые отрасли экономики  не только не увеличивали темпы роста, а находились в состоянии застоя. Добыча угля с 1913 по 1928 гг. сократилась  более чем на 17%, производство в  текстильной промышленности упало с 39 до 34%, производственные мощности предприятий черной металлургии были загружены лишь на 1/2.

Экономический кризис 1929-1933 гг. проявился  и в Великобритании. Объем промышленного  производства сократился на 15%. Особенно сильно влияние кризиса испытали традиционные отрасли - угольная, металлургическая и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в два раза, в 1932 г. безработными стали 35% всех рабочих.

В связи с более медленным  развитием Великобритании в предкризисный  период, она позже, чем другие страны, испытала кризисные потрясения. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда объем производства снизился на 23%. В 1931 г. разразился финансовый кризис. Неустойчивое положение английской валюты привело к тому, что иностранные  держатели вкладов стали изымать  их для перевода в более прочную  валюту, уменьшился золотой запас  страны.

В Великобритании в этот период существовало своеобразное понимание конкретных мер государственного регулирования  экономики. Единственной функцией правительства  считалось обеспечение благоприятных  финансовых условий, в первую очередь  бюджетных. Фактически не воспринималась необходимость увеличения государственных  расходов, особенно при несбалансированном бюджете. Поэтому основной целью  банкиров и правительства было исправление  дисбаланса бюджета, торговли и кредита, а не поддержание промышленности и увеличение занятости.

В 1931 г. была создана Комиссия по национальной экономике под руководством финансиста Дж. Мэя, которая на основе изучения экономической ситуации выработала рекомендации по дальнейшему развитию экономики. Основными положениями  доклада Комиссии были:

- уменьшение государственных расходов, включая уменьшение выплат пособий  по безработице;

- уменьшение окладов государственных  служащих и учителей;

- сокращение общественных работ;

- возрастание вкладов населения  на социальное страхование при  сокращении выплат. Одновременно  были снижены на 10% пособия по  безработице. Вводится закон о  проверке нуждаемости безработных;

- увеличение прямых и косвенных  налогов;

- перераспределение бюджетных  средств из менее существенных  отраслей в те, которые могут  улучшить структуру экономики  и смягчить социальную напряженность.

 

Отмена золотого паритета фунта  стерлингов в 1931 г. и снижение его  стоимости на 30% привело к повышению  внутренних цен. В 1931-1932 гг. таможенные пошлины на импортные товары составляли не менее 10%, кроме некоторых видов  сырья и сельскохозяйственных продуктов. Протекционистская политика правительства  ограждала внутренний рынок от иностранной  конкуренции и позволила не только развить отечественную промышленность, но и улучшить платежный баланс страны. Проводя протекционистскую политику, Англия могла навязывать другим странам  более выгодные для себя условия  торговых договоров. Так, например, Дания  обязалась покрывать за счет импорта  из Англии 80% своей потребности в  угле, чугуне и стали.

Одновременно предпринимается  ряд шагов, направленных на укрепление позиций Англии в мире. Вследствие обесценения фунта положение  английских товаров на мировом рынке  несколько улучшились, увеличилась  доля Англии в мировом экспорте. В 1931 г. для укрепления позиций английской валюты был создан стерлинговый блок, объединивший Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Португалию, Грецию и некоторые  другие страны, которые фиксировали  курсы своих валют в соответствии с курсом английского фунта. Валютные резервы этих стран хранились  в основном в Лондоне, а фунт был  расчетной единицей в торговле между  странами блока, что давало возможность  английскому фунту обслуживать 40-50% мирового товарооборота.

Жесткое регулирование государственного бюджета привело к тому, что  в 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены пособия по безработице, урезанные заработные платы, был  снижен подоходный налог. В 1935 г. был  отменен закон о нуждаемости.

Большую роль в выходе страны из кризиса  сыграли снижение доходов от вывоза капитала и переориентация инвестиционных потоков на внутренний рынок, защищенный протекционистской государственной  политикой. За период 1931-1936 гг. иностранные  инвестиции Англии выросли с 41 до 61 млн. ф.ст., а внутренние возросли с 89 до 217 млн. ф.ст. Переориентации частных  инвестиций на внутренний рынок способствовала и проводимая правительством политика «дешевых кредитов». Все это обеспечивало английскую промышленность капиталовложениями и значительно содействовало ее росту.

Для Англии, как и для некоторых  других стран Европы, была характерна неравномерность развития различных  отраслей. Так, если угольная, текстильная  и судостроительная отрасли промышленности в 1937 г. даже не достигла уровня 1929 г., то производство чугуна и стали превысили  показатели этого периода. Рост производства промышленной продукции происходил за счет оживленного жилищного строительства  и развития новых отраслей промышленности - моторостроения, автомобилестроения, самолетостроения, производства радиоаппаратуры. Происходило большое расширение военного производства, что стимулировало  экономический рост в смежных  отраслях промышленности. Однако общая  хроническая недогрузка производственных мощностей и безработица в  целом по стране сохранялась на высоком  уровне.

Мировой промышленный кризис и постепенное  оживление экономики содействовали  дальнейшей концентрации английской промышленности. В 1935 г. в машиностроении на крупных  предприятиях (более 1000 чел.) было сосредоточено  более 2/5 рабочих всей отрасли. В  автомобильной промышленности на долю таких предприятий приходилось 58% рабочих, в электротехнической - 60, в  авиационной - 76,5%. В черной металлургии  не более 10 фирм контролировали производство 3/4 всего металлургического производства страны.

Сельское хозяйство Англии в  этот период испытывало на себе ряд  благоприятных тенденций. Поскольку  проводимые правительством протекционистские  меры в меньшей степени защищали производителей сырья и продовольствия, то правительство широко применяло  субсидирование сельского хозяйства. К середине 1939 г. гарантированные  цены были установлены на все основные продукты отечественного сельского  хозяйства. Государственные субсидии составляли до 8% стоимости товарной продукции сельского хозяйства.

Развитие сельского хозяйства  сдерживалось низким уровнем заработной платы. Происходил отток рабочей  силы и сокращение пахотных земель. Это несколько компенсировалось применением сельскохозяйственной техники и повышением культуры земледелия. Однако накануне второй мировой войны  Англия удовлетворяла за счет своего сельского хозяйства лишь около 30% потребности страны в продовольствии. Для ликвидации этого весьма неблагоприятного для страны положения в предвоенный  период происходит активное проникновение  в сельское хозяйство промышленных и торговых монополий на основе поощрения со стороны правительства притока капиталов в сельское хозяйство. В результате этого в сельском хозяйстве Англии создаются крупные фирмы. Монополистические объединения полностью контролировали снабжение населения молоком. Перед второй мировой войной в стране не было фактически ни одного вида сельскохозяйственного производства, ни одного сельскохозяйственного района, развитие которого прямо или косвенно не зависело бы от банковских, промышленных и торговых компаний.

Таким образом, несмотря на общее ослабление своих позиций накануне второй мировой  войны, Англия смогла сохранить достаточно серьезные позиции на мировом  рынке. Даже утратив роль центра мировой  торговли, Англия все же сохранила  за собой одно из ведущих мест среди  других стран.

 

 

Франция

Первая мировая война оказала  серьезное влияние на социально-экономическое  развитие Франции и на ее положение  среди других капиталистических  стран. В межвоенный период усиливается  неравномерность ее экономического развития, происходят важные структурные  сдвиги, усиливается государственное  регулирование экономики.

В результате войны Франция, на территории которой шли военные действия, понесла тяжелые материальные и  людские потери. Из строя было выведено 6 тыс. км железных и 52 тыс. км шоссейных  дорог, были разрушены тысячи заводов, шахт, фабрик, жилых домов, погибла 1/2 торгового флота, были подорваны  национальные финансы. Франция из страны-кредитора  превратилась в страну-должника. Общий  государственный долг составлял 300 млрд. франков.

В послевоенный период усилился процесс  концентрации и централизации капитала, окрепли позиции национальных монополий. В тяжелой промышленности «Комитет де форж» (Комитет тяжелой промышленности) объединял 250 металлургических компаний, из которых 6 крупнейших сосредоточили 3/4 всего производства чугуна и стали; возросло могущество Центрального объединения  шахтовладельцев, объединения горнометаллургических  предприятий, Центрального комитета французских  судовладельцев. В добыче угля господствовали три крупнейшие компании, в химической - пять, в пищевой - три, в автомобилестроении - три, в электротехнической - одна. Вместе с тем одной из характерных  черт послевоенной экономики Франции было большое число мелких и средних предприятий в промышленности и торговле.

В связи с ростом крупной промышленности увеличилась и численность рабочего класса, возросла прослойка индустриальных рабочих. Социальное противостояние, рост числа забастовок вынудили правительство  разработать специальную программу, которая предусматривала возможность  заключения коллективных договоров, выплату  пособий по безработице, пенсий рабочим  и служащим по старости, болезни  и инвалидности.

В экономике Франции сельское хозяйство  играло значительную роль. В 1921 г. сельское население составляло 53,6% всего населения  страны. Общие тенденции экономического развития оказали влияние и на аграрный сектор экономики. Также усилился процесс концентрации крупной земельной  собственности, в то время как  мелкая крестьянская собственность  все более дробилась. Так, на долю крупных хозяйств (более 40 га), составлявших всего 3,3% от общего числа всех хозяйств, приходилось 45,6% обрабатываемых земель, а мелкие (до 1 га), составлявшие 38,5% от общего числа хозяйств, владели лишь 2,6% земель. Около 1/4 всех хозяйств составляли хозяйства крестьян-арендаторов.

Информация о работе Основные тенденции развития мировой экономики в межвоенные годы