Основные тенденции развития мировой экономики в межвоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

К началу XX в. борьба капиталистических держав за рынки сбыта и источники сырья достигла чрезвычайной остроты. В 1914 г. разразилась война между двумя империалистическими блоками (Антанта: Англия, Франция, Россия и др., с одной стороны; Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария, с другой стороны). Война стала мировой: в ней приняло участие 34 из 56 существовавших тогда на планете суверенных государств. Непосредственно в вооруженной борьбе участвовало 80 млн. солдат и офицеров. Около 9 млн. из них за 4 года войны погибли, 5 млн. стали инвалидами, — жертвы, еще неизвестные истории.

Файлы: 1 файл

Основные тенденции развития мировой экономики.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

В 1924 г. начался период стабилизации, имевший во Франции ряд особенностей: высокие темпы промышленного  роста - 5% в год (Франция уступала первенство по темпам экономического роста только США); слабая энерговооруженность  и техническая оснащенность промышленности приводили к удорожанию отечественных  товаров и затрудняли их сбыт на внешних рынках; сельское хозяйство  в отличие от промышленности находилось в состоянии застоя. Определенный толчок для экономического роста  в этот период имел возврат Эльзаса  и Лотарингии, получение немецких репараций, формирование устойчивого  внутреннего рынка для отраслей тяжелой промышленности в связи  с восстановлением разрушенного хозяйства. В период стабилизации совершенствуется отраслевая структура экономики, быстро развиваются новые отрасли промышленности: авиация, автомобилестроение, радиотехника, кинопромышленность и др., интенсивнее  используются и внедряются передовая  техника и технология.

Одновременно во Франции усиливается  экономическая роль государства, происходит развитие государственных методов  регулирования экономики. Особенностью Франции является то, что меры государственного регулирования во многом были направлены на макроэкономическое регулирование  в целом, на координирование развития всей экономики страны. Для реализации государственного регулирования экономики  были созданы координирующие органы: Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, в состав которых входили и крупные предприниматели. Центром распределения всех субсидий был Государственный банк «Национальный кредит».

Мировой кризис 1929-1933 гг. в наибольшей мере развернулся во Франции несколько  позже, чем в других странах. Падение  промышленного производства наметилось во Франции в 1930 г. и не было таким  быстрым, как в США. Наиболее тяжелыми периодами были 1932 и 1935 гг. В целом  за годы кризиса производство в машиностроении упало до 69,6% от уровня 1929 г., производство средств производства - до 80%, выплавка чугуна и стали - почти до 50%. В  тяжелом положении находилась текстильная  промышленность, которая еще с  середины 20-х гг. страдала недогруженностью производственных мощностей и низкой технической оснащенностью. Не выдерживая конкуренции США, Германии и Англии, в 2 раза уменьшились объемы внешней  торговли. В целом импорт и экспорт  сократился на 65% от уровня 1930 г. Крах одного из крупнейших банков Франции -банка  Устрика - привел к банкротствам ряда других, более мелких банков.

Ухудшились материальные условия  жизни значительных слоев населения, падала заработная плата, росла безработица (в 1930 г. 1 млн. чел.) Очень сильно пострадали от кризиса средние слои городского населения. Доходы мелкой буржуазии  снизились на 30%, разорились более 100 тыс. мелких предприятий.

Однако кризис выполнял в определенной мере и оздоровительные функции: поражая в первую очередь неэффективные  предприятия, ускорил структурную  перестройку экономики и техническое  перевооружение предприятий. Усиливаются  позиции и влияния дирижистов - сторонников необходимости государственного регулирования экономики, которое  затрагивало во Франции в большей  степени государственный сектор экономики. Основными формами государственного воздействия на экономику в этот период были: предоставление государственных  заказов и кредитов, налоговых  и таможенных льгот прежде всего  предприятиям ВПК; выплата премий крестьянству за сокращение посевных площадей, уничтожение  части урожая; социальная программа  помощи безработным и т.д.

 

 

 

США

Первая мировая война имела  положительные последствия для  экономического развития США. США не только стали высокоразвитой индустриальной страной, но и наиболее могущественной страной в мире. Первая мировая  война не затронула производительных сил страны, потери трудовых ресурсов были значительно меньше, чем в  странах Европы. США успешно использовали военные события в Европе для  усиления своего экономического могущества через поставку военной продукции, продовольствия и сырья. Стоимость  экспорта Соединенных Штатов увеличилась  более чем в три раза, а общая  чистая прибыль американских корпораций составила около 34 млрд. долл. Возросшие  денежные поступления в экономику  страны были реализованы в виде инвестиций, что привело к экономическому подъему и еще большему увеличению доли США в мировом промышленном производстве. К началу 20-х гг. США  производили 3/5 мирового производства чугуна и стали, обеспечивали почти 1/2 мировой добычи угля и 2/3 нефти.

Экономический подъем ускорил процесс  концентрации производства и капитала, и к началу 20-х гг. более 2/3 промышленного  производства США и более 1/2 индустриальных рабочих было сконцентрировано в  крупнейших монополиях. Нью-Йорк стал международным финансовым центром, а США превратились в основного  кредитора европейских государств. Одновременно увеличились частные  американские инвестиции за границу. Экономическая  экспансия США привела к захвату  основных мировых рынков сбыта и  источников сырья.

Однако в 1920 г. экономический подъем сменился экономическим кризисом, вызванным  узким внутренним рынком и низкой покупательной способности населения. Объем промышленного производства за год сократился на 32%. Темпы снижения производства в отраслях тяжелой  промышленности были еще более высокими, значительно возросло число безработных, ускорился процесс разорения  средних слоев населения. Глубокий и разрушительный аграрный кризис привел к сокращению доходов фермеров на 40% и к разорению 450 тыс. фермеров.

Выход из кризиса правительство  республиканцев видело в восстановлении «истинных американских» принципов - «твердого индивидуализма» и  невмешательства государства в  экономику, функции которого должны быть сведены лишь к обеспечению  равных возможностей для каждого  гражданина. В результате такой политики были ликвидированы ряд промышленных органов, осуществлявших контроль над  некоторым важными отраслями в экономике США. Однако Федеральная резервная система и Федеральная торговая комиссия были сохранены.

К 1923 г. стране удается преодолеть кризис, и начинается новый экономический  подъем - «американское процветание» на основе массового обновления основного  капитала, технического перевооружения предприятий, роста их энерговооруженности, механизации производственных процессов, внедрения стандартизированного и  массового производства, повышения  интенсивности труда (в среднем  на 43%).

Особое внимание уделялось развитию сталелитейной, нефтедобывающей промышленности, электроэнергетики, а символом американского  процветания становится автомобиль. Выпуск автомобилей тремя корпорациями США увеличился с 1,5 млн. в 1921 г. до 4,8 млн. в 1929 г., что составило 3/4 мировой  продукции. Активизировалась деятельность фондовой биржи, значительно возросла внешняя торговля.

Однако одновременно в традиционных отраслях экономики - текстильной, обувной, судостроении и др. - наблюдался застой производства. Наиболее неблагоприятное  положение сложилось в аграрном секторе экономики. Повышение продуктивности сельского хозяйства на основе его  интенсификации привело к кризису  сбыта. Хозяйства мелких и средних  фермеров стали убыточными, шло активное разорение фермеров. Кризисные явления  в сельском хозяйстве дополняются  неблагоприятным соотношением цен  на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В 1929-1933 гг. «эра процветания» сменилась  «Великой депрессией». Наступает крупнейший мировой промышленный кризис, с особой силой поразивший самую сильную  страну мира. Кризис начался в Нью-Йорке  с краха на фондовой бирже. Он охватил  банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. В процессе кризиса общий  объем производства сократился почти  в два раза, причем наибольшее падение  производства произошло в отраслях тяжелой промышленности. К 1933 г. промышленное производство сократилось в целом  на 46%, а по отдельным видам продукции  значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%, добыча угля сократилась на 42%. Происходили  массовое разорение и банкротства  промышленных, торговых и финансовых предприятий. За 1929-1933 гг. потерпели  крах 135 тыс. торговых, промышленных и  финансовых фирм, 1/5 всех банков страны прекратили свое существование.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 58%, складывается неблагоприятное соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Затруднение сбыта привело к разорению почти 1 млн. фермеров, лишившихся собственности на землю.

Значительно возросла безработица. Доля безработных составляла в этот период 25% от общей численности рабочей  силы. Заработная плата снизилась  более чем в два раза. В связи  с этим увеличился отток населения  в сельскую местность, которое занималось самообеспечением. В США появились  «гуверские городки», жители которых  перешли на местный натуральный  обмен и практически не пользовались деньгами.

Мировой экономический кризис оказал сильнейшее влияние не только на экономику  развитых стран, но и на представления  о степени и возможностях автоматического  саморегулирования рыночной экономики, о месте и роли государства. Именно с этого периода идеи о необходимости  государственного регулирования рыночной экономики находят свою реализацию практически во всех развитых капиталистических  странах.

С победой на президентских выборах  в 1932 г. Ф.Д. Рузвельта начинает проводится ряд реформ, получивших название «нового  курса». Теоретической основой новой  экономической политики государства  явились воззрения Дж.М. Кейнса о  необходимости государственного регулирования  экономики. «Новый курс» представляет собой одну из самых известных  и эффективных реформ в мировой  истории. Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классического мира»  внутри страны и добрых взаимовыгодных отношений с другими странами. Реформы новой администрации  охватили все сферы экономики  и проводились по следующим основным направлениям:

- укрепление финансово-банковской  системы. Для стабилизации кредитно-финансовой  системы был запрещен вывоз  золота за границу и прекращен  обмен банкнот на золото. 6 марта  были закрыты все банки страны. Несмотря на требования общественных  деятелей и политиков провести  национализацию банков, в Чрезвычайном  законе о банках была предусмотрена  возможность возобновления работы  наиболее эффективных банков  и предоставление им кредитов  из ФРС. Для определения «очереди»  открытия были проанализированы  финансовые возможности банков, а уже к 15 марта были открыты  банковские учреждения, признанные  «здоровыми». В результате за 1933-1939 гг. при сокращении числа  банков на 15% (2 тыс. банков не  получили разрешения на открытие) объем их активов возрос на 37%. Усилилась концентрация банковской  системы - число банков с 25 тыс.  сократилось до 15 тыс. В 1933 г.  была установлена система страхования  вкладов, что привело к возрастанию доверия к банковской системе. Совершенствовалось и законодательство о деятельности фондовых бирж, направленное на пресечение биржевых спекуляций. В этот же период в практику денежного регулирования была введена норма резерва, сконцентрированная в Федеральной резервной системе, повышение или понижение которой влияло на денежную массу в обращении;

- девальвация доллара. Для обеспечения  инфляционного развития страны, США провели крупномасштабные  закупки золота по ценам, превышающим  курс доллара по отношению  к золоту. Эта мера искусственно  снизила курс доллара, и в  1934 г. официальная цена золота  была установлена на уровне 35 долл. за унцию по сравнению  с прежней официальной ценой  20,67 долл., что снизило его золотое  содержание на 41%. Одновременно вводился  биметаллизм. Девальвация доллара,  изъятие монетного золота из  обращения, доступное кредитование  способствовали росту цен и  создавали инфляционный механизм  развития экономики, давая в  руки государства средства для  проведения реформ. Девальвация  доллара перераспределила доход  в пользу промышленного, а не  ссудного капитала, уменьшилась  задолженность монополий, усилились  экспортные возможности США;

- стимулирование промышленного  роста. Для промышленного роста  и стимулирования частных инвестиций  стали активно использоваться  меры государственного регулирования  экономики. В июне 1933 г. был  принят закон о восстановлении  национальной промышленности, который  вводил государственное регулирование  в промышленности. Для оживления  экономики и достижения «мира»  в отрасли предпринимателям предлагалось  добровольно выработать «кодексы  честной конкуренции», в которых  устанавливались объемы производства, правила конкуренции, уровни заработной  платы, условия найма и занятости,  распределение рынков сбыта, разрабатывалась  единая политика цен. При этом  на два года приостанавливалось  антитрестовское законодательство. Через год такие 450 кодексов  распространялись на 95% всей промышленности  и торговли. Этим законом определялись  также формы налогообложения  и система мер борьбы с безработицей;

- стимулирование сельскохозяйственного  производства. «Новый курс» охватил  и аграрные отношения. Для реализации  аграрной политики была создана  Администрация регулирования сельского  хозяйства (ААА). Билль о помощи  фермерам предполагал поднять  уровень цен для соответствия  цен на сельскохозяйственную  продукцию ценам на промышленную  продукцию. Для этого было проведено  сокращение посевных площадей  и поголовья скота за определенную компенсацию. Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив проценты по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долгов. Завершающим в аграрной политике государства этого периода стало практическое введение концепции «всегда нормальной житницы», в соответствии с которой поддержание цен обеспечивалось не уничтожением излишков продукции, а ее сохранением и сопровождалось выплатами фермерам за еще не проданные товары;

Информация о работе Основные тенденции развития мировой экономики в межвоенные годы