Основные зоны свободной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:06, доклад

Описание работы

В современной мировой экономике уже сформированы основные центры притяжения зон свободной торговли. Емкие структурно развитые рынки отдельных стран или таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров из других государств, они стали своеобразными «хабами» свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия.

Файлы: 1 файл

Основные зоны свободной торговли.docx

— 118.31 Кб (Скачать файл)

Основные зоны свободной торговли

В современной мировой  экономике уже сформированы основные центры притяжения зон свободной  торговли. Емкие структурно развитые рынки отдельных стран или  таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров из других государств, они стали своеобразными «хабами» свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия.[9 стр. 198]

Европейский Союз обладает наибольшим количеством соответствующих  соглашений. В случае начала переговоров  с ЕС стране, наряду с основными  закономерностями развития зон свободной  торговли в мировой экономике  в целом, придется учитывать особенности  внешнеэкономической политики собственно Европейского Союза в этой сфере.

Члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному  союзу (это вряд ли возможно при столь  огромных различиях в экономических  потенциалах стран - участниц объединения), но одновременно с первых же шагов  вводят определенные элементы общего рынка (либерализацию капиталовложений; меры по сближению стандартов, либерализации  в сфере услуг, гармонизации; политики в отдельных сферах, например в  области охраны окружающей среды  и др.).

В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и  свободного движения инвестиций. Согласно Осакской программе действий с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникацию, энергетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную собственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; сбор информации и анализ; совместное выполнение решений Уругвайского раунда ГАТТ. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов - это политический диалог.

Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки  к новой фазе сотрудничества с  азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным  механизмам с двусторонними каналами сотрудничества. Примером является Чили. Эта страна, будучи ассоциированным  членом МЕРКОСУР, а также подписав двусторонние соглашения с рядом  латиноамериканских стран о зонах  свободной торговли, одновременно входит в АТЭС.

В Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Перечислим некоторые из них:

Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу);

Центральноамериканский  общий рынок: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор;

Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество - АТЭС (14 развивающихся стран, а также  США, Канада и Япония);

Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии - АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины);

МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай);

Южноафриканский комитет  развития - САДК (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве);

Арабский общий рынок: Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия.

Наиболее мощной зоной  свободной торговли является ЕЭС. Она изначально включала такие западноевропейские страны, как Бельгия, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ. В результате деятельности ЕЭС создан таможенный союз; отменены таможенные пошлины, а также количественные ограничения во взаимной торговле; введен единый таможенный тариф по отношению третьим странам. В 1990-х годах завершен процесс формирования внутреннего единого рынка - сняты ограничения по свободному перемещению товаров, услуг капиталов и рабочей силы. Заканчивается работа по созданию экономического и платежного союза в связи с переходом к ЕВРО.

 

^ Европейская ассоциация свободной торговли. ЕАСТ представляет собой региональную экономическую группировку с сохранением суверенных прав государств-членов и отсутствием наднациональных институтов. Если одной из основ ЕС является таможенный союз, то в ЕАСТ это зона свободной торговли.  
 
Каждое государство, входящее в ЕАСТ, проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ.  
 
Первоначально в ЕАСТ входило семь государств: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. Справедливости ради необходимо отметить, что ряд стран, становившихся впоследствии членами данной Ассоциации, рассматривали членство в ЕАСТ как временное, промежуточное решение своих торгово-экономических проблем, как своего рода "прихожую" ЕС.  
 
Основное внимание в своей внешнеэкономической политике страны ЕАСТ уделяют отношениям с ЕС, на которое приходится свыше половины товарооборота членов ЕАСТ. В результате сотрудничества членов ЕС и ЕАСТ в Западной Европе создана крупнейшая в мире зона свободной торговли, объединяющая рынки 18 стран региона с населением около 400 млн. человек.  
 
Помимо стран, входящих в ЕС, в ЕАСТ в настоящее время входят Исландия, Норвегия и Лихтенштейн.  
 
^ Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA1).  
 
В январе 1988 г. президенты США и Канады подписали соглашение о свободной торговле, по которому был создан обширный открытый рынок, простирающийся на 19 млн. кми охватывающий более 275 млн. потребителей.  
 
Основными проблемами, рассмотренными в рамках этого соглашения, были:  
тарифы;  
правительственные поставки;  
энергия;  
сельское хозяйство;  
инвестиции;  
механизм урегулирования конфликтов.  
 
Эконометрические расчеты показали, что в результате практической реализации Соглашения о свободной торговле между Канадой и США уровень реальных доходов в обеих странах повысился на 3,5%. Если же принимать во внимание последствия динамических эффектов, таких как усиление конкуренции, стимулирование совершенствования технологии, стимулирование роста инвестиций, а также эффект масштаба, то эти оценки будут еще выше.  
 
Тем не менее, существующая экономическая интеграция США с Канадой перестала удовлетворять США, и в 1994 г. в Североамериканскую зону свободной торговли была включена Мексика.  
 
В настоящее время территория данного блока составляет обширную территорию в 21 млн. км2 с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. На долю стран, входящих в NAFTA, приходится около 20% всего объема мировой торговли.  
 
АСЕАН. В конце XX в. усилились интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней, Филиппины, СРВ (1995).  
 
Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из этих стран, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированными формами сотрудничества.  
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. Так, с 1981 г. функционирует Совет по сотрудничеству арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Арабские Эмираты (так называемую "нефтяную шестерку"). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центроазиатских государств. Инициаторами ее создания стали Иран, Пакистан и Турция.  
Пытаются развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. Образовывая экономические и таможенные союзы, африканские страны планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные экономические связи. В результате предполагалось образовать в отдельных регионах относительно емкие внутренние рынки как базу для модернизации экономики. Интеграция ими рассматривалась как альтернативный путь развития, во многом как способ достижения экономического процветания в "опоре на собственные силы". Эта идея и до сих пор присутствует в планах Организации африканского единства - идея создания к 2025 г. Африканского экономического сообщества.  
В то же время, говоря об экономической интеграции развивающихся стран, нельзя не отметить отсутствие реальных предпосылок для ее эффективной практической реализации. Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости социально-экономических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу. 

 

 

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) — соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества[1].

«Свободная торговля — это торговля без импортных тарифов и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Отличие от нынешней системы, которая в СНГ сложилась за 20 лет, заключается в том, что мы перешли от двухсторонних соглашений к одному многостороннему соглашению.»

— поясняет ответственный  секретарь комиссии Таможенного  союза Сергей Глазьев[2].

Участники Зоны свободной торговли СНГ


Договор о ЗСТ СНГ вступил  в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию.[3] Остальные пять из подписавших договор государств присоединяются к зоне свободной торговли в установленном договором порядке после завершения внутригосударственных процедур и получениядепозитарием соответствующих документов (подробности см. в разделе «Ратификация договора»).[4] Три страны-участницы СНГ оставили за собой право присоединиться к договору о зоне свободной торговли позже.[5] Полный список стран, подписавших или сохраняющих право подписать договор, приведён ниже.

Присоединились  к ЗСТ

  •  Армения
  •  Белоруссия
  •  Казахстан
  •  Молдавия
  •  Россия
  •  Украина
 

Подписали договор, 
но не ратифицировали

  •  Киргизия
  •  Таджикистан
 

Не подписали 
или продолжают переговоры

  •  Азербайджан[6]
  •  Туркмения[6]
  •  Узбекистан[6][7][8]

 

 


 

Цели создания Зоны свободной торговли


1. Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли. 
2. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ. 
3. Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции. 
4. Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ. 
5. Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

История создания Зоны свободной торговли


Первые шаги: 1993—1998 года[9]

24 сентября 1993 года подписан Договор о создании Экономического союза, в котором была заложена идея формирования многосторонней зоны свободной торговли в СНГ. Создание ЗСТ рассматривалось в качестве первого этапа создания единого экономического пространства. Подразумевалось, что ЗСТ позволит снять многочисленные торговые барьеры, будет стимулировать увеличение товарооборота и создаст предпосылки для устойчивого экономического роста России и других стран СНГ.

15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). Соглашение о ЗСТ представляет собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. В рамках ЗСТ государствами должна осуществляться беспошлинная торговля, отменяются тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле в целях обеспечения своих интересов в расширении экономических связей, бескризисного развития экономики. Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был. Участники Соглашения, включая Россию, так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью.

Во взаимоотношениях между Россией  и партнерами по Содружеству продолжал  действовать режим свободной  торговли. Он был зафиксирован в  двусторонних соглашениях о свободной  торговле, заключенных в 1992—1993 годы со всеми странами СНГ (двусторонние соглашения о свободной торговле также были заключены между собой  рядом других государств Содружества).

Возобновление переговоров: 1999—2002 года[9]

2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ — рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, взамен действовавшего в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников ЗСТ.

21 июня 2000 года Совет глав государств СНГ одобрил план-график реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли:

  • Выполнение внутригосударственных процедур по введению в действие подписанных основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли.
  • Подготовка конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли.
  • Информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.

20 июня 2000 года Совет глав правительств СНГ утвердил план мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года:

  • Подготовка и подписание ряда межправительственных соглашений и документов, способствующих созданию условий для свободного движения услуг, финансового и человеческого капиталов, обеспечения свободного транзита, решения проблемы неплатежей, эффективного функционирования транспортных коридоров.
  • Формирование отдельных важнейших сегментов зоны свободной торговли - частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества.
  • Развитие рынков отдельных видов продукции.
  • Совместное участие в реализации крупных экономических проектов.
  • Повышение конкурентоспособности продукции и др.

В последующие годы Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ неоднократно принимали документы, направленные на развитие ЗСТ, однако в полной мере режим свободной  торговли не был введен.

Разработка документов: 2003—2011 года[9]

Информация о работе Основные зоны свободной торговли