Основные зоны свободной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:06, доклад

Описание работы

В современной мировой экономике уже сформированы основные центры притяжения зон свободной торговли. Емкие структурно развитые рынки отдельных стран или таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров из других государств, они стали своеобразными «хабами» свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия.

Файлы: 1 файл

Основные зоны свободной торговли.docx

— 118.31 Кб (Скачать файл)

Зоны свободной торговли в Европе; ЕС, ЕАСТ, ЦЕАСТ, ЗСТСНГ

19 сентября 2003 года решением Совета глав государств СНГ о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств — участников СНГ в экономической сфере был утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств — участников СНГ в экономической сфере в 2003—2010 годах, состоящий из 10 разделов и охватывающий все основные направления деятельности в экономической сфере. Мероприятия Плана направлены на поэтапное устранение барьеров во взаимной торговле, создание эффективной платежно-расчетной системы, формирование соответствующей правовой базы, позволяющей обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.

26 августа 2005 года в Казани прошел саммит, который положил начало очередному этапу реформирования Содружества

5 октября 2007 года Советом глав государств СНГ была одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по реализации данной Концепции. При этом в экономической сфере основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:

  • Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.
  • Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ.
  • Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.
  • Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.
  • Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития взаимодействия государств — участников СНГ в принятой стратегии — завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правиламиВсемирной торговой организации, формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.

4 марта 2009 года Минэкономразвития России сообщило, что рабочая группа экспертов государств — участников СНГ проведет первое заседание по проекту договора о зоне свободной торговли стран СНГ до конца апреля 2009 года. Такое решение приняли эксперты семи государств — участников СНГ на совещании в Исполкоме СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины. Совещание было посвящено вопросу рассмотрения проекта договора о зоне свободной торговли, подготовленного в соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ.

Россия представила экспертам  стран СНГ свой проект нового многостороннего  договора о зоне свободной торговли. Россия предложила заменить двусторонние соглашения между странами СНГ одним  многосторонним — о зоне свободной торговли. В тот момент действовало порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, что создавало неудобства и приводило в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле.

18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли. Договор включает упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между подписавшими его странами, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества[1].

«Мы договорились о подписании договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Это фундаментальный договор, который будет лежать в основе торгово-экономических отношений  наших стран»

— прокомментировал заключение соглашения российский премьер Владимир Путин[10].

«Торговых войн теперь не будет. Ранее  торговые войны возникали из-за дисбаланса: некоторые страны уже перешли  к третьему этапу интеграции, создав Таможенный союз и участвуя в Едином экономическом пространстве, — тогда как Украина отставала по темпам интеграции.»

— Уполномоченный кабинета министров Украины по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества Валерий  Мунтиян[11].

[править]Ратификация договора: с 2012 года

Нижеприведённая таблица иллюстрирует прохождение договором о ЗСТ  внутригосударственных процедур в  восьми странах, его подписавших. Договор  вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о ратификации.[12] В России закон о ратификации этого документа был подписан президентом страны 1 апреля 2012 года[13]; в Беларуси — 26 мая 2012 года[14]. Третьей страной, ратифицировавшей договор, стала Украина 9 августа 2012 года.[15] Таким образом, зона свободной торговли между Беларусью, Украиной и Россией заработала 20 сентября 2012 года.[3] В отношениях со странами, выполнившими внутригосударственные процедуры позднее, договор вступит в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.[4]

Страна

Решение принято

Институт

ВЗД

НГ

Вступление в  силу[3]

Источник

 Армения

11 сентября 2012

Национальное  собрание

97

2

7

25

17 октября 2012

[16]

 

Президент

   

 Белоруссия

19 апреля 2012

Палата представителей

н/д

н/д

н/д

н/д

20 сентября 2012

[17]

8 мая 2012

Совет Республики

н/д

н/д

н/д

н/д

[18]

26 мая 2012

Президент

подписал

[14]

 Казахстан

26 сентября 2012

Мажилис

н/д

н/д

н/д

н/д

8 декабря 2012

[19][20]

4 октября 2012

Сенат

н/д

н/д

н/д

н/д

[21]

25 октября 2012

Президент

подписал

[22]

 Киргизия

 

Верховный совет

           
 

Президент

   

 Молдавия

27 сентября 2012

Парламент

96

0

0

5

9 декабря 2012

[23]

25 октября 2012

Президент

промульгировал

[24]

 Россия

20 марта 2012

Государственная дума

444

0

0

6

20 сентября 2012

[25]

28 марта 2012

Совет Федерации

134

0

0

32

[26]

1 апреля 2012

Президент

подписал

[13]

 Таджикистан

 

Палата представителей

           
 

Национальный  Совет

         
 

Президент

   

 Украина

30 июля 2012

Верховная рада

260

1

2

187

20 сентября 2012

[27]

9 августа 2012

Президент

подписал

[15]


[править]Перспективы углубления интеграции

Через полгода после вступления договора в силу страны-участники  начнут переговоры по уменьшению списка изъятий из режима свободной торговли для дальнейшего углубления экономической  интеграции.

Государства-участники СНГ, ратифицировавшие договор о создании зоны свободной  торговли, намерены после вступления документа в силу разработать  соглашение о свободной торговле услугами в рамках Содружества.[28]

Углубление экономической интеграции в СНГ рассматривается странами-участниками  договора в качестве составной части  интеграцинных процессов в Евразии. «Хотя Армения — член ВТО, это не мешает ей ратифицировать в рамках СНГ соглашения о свободной торговле. Это взаимодополняющие соглашения, а не взаимоисключающие. Точно так же мы рассматриваем наше желание стать членами свободной экономической зоны в рамках Европейского союза: это, конечно же, даст мощный толчок развитию нашей экономики. По этому же пути идут Украина, Молдавия: они тоже заинтересованы в том, чтобы у них была зона свободной торговли с ЕС», — отметил Премьер-министр Армении Тигран Саркисян. Премьер-министр Молдавии Владимир Филат подчеркнул, что подписание республикой Договора о зоне свободной торговли в СНГ не противоречит цели завершить как можно скорее переговоры с Европейским союзом по соглашению о создании зоны углубленной и всеобъемлющей торговли между Молдавией и ЕС.[29] Высказывается мнение, что интеграционные мероприятия стран СНГ с Европейским союзом и в отношениях участников Содружества между собой будут коррелироваться. В долгосрочной перспективе это создаст условия для разработки общего формата соглашения о принципах свободной торговли на обширной территории от Тихого океана до Атлантики

 

 

 

 

Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

[править]Примеры ЗСТ


  • Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу в 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.
  • Европейская ассоциация свободной торговли — в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией.
  • Балтийская зона свободной торговли — соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц вЕвропейский союз).
  • Центрально-европейское соглашение о свободной торговле — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз).
  • Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей подписано этими двумя странами в 1983 г.
  • Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой — соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.
  • Бангкокское соглашение — соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.
  • Зона свободной торговли СНГ — соглашение между странами СНГ, подписанное в октябре 2011 года.

Информация о работе Основные зоны свободной торговли