Основы бюджетного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение значения бюджетного планирования и определение информационной основы, на которой оно основывается.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
-определение роли и значения бюджетного планирования;
-изучение информационной основы бюджетного планирования;
-выявить пути совершенствования информационной основы, используемой в бюджетном планировании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы бюджетного планирования в современных условиях…………………………………………………………………………….5
2.Анализ и информационные основы бюджетного планирования……………14
3.Пути совершенствования информационной основы бюджетного планирования………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………….37

Файлы: 1 файл

1.docx

— 76.72 Кб (Скачать файл)

В Федеративной Республике Германии добилась высокого уровня налоговой и бюджетной прозрачности. Бюджетное управление осуществляется в соответствии с всеобъемлющей, точной и тщательно выполняемой совокупностью законов и правовых норм. Хотя фискальная система в Германии сильно децентрализована, и различные уровни государства обладают значительной самостоятельностью, в рамках единых правовых основ проводится четкое разделение ролей и ответственности. Разумные стандарты бюджетирования, учета и отчетности распространяются на все уровни государства, а подготовка долгосрочного бюджета является неотъемлемой частью процесса, тогда как в налогово-бюджетных отчетах отражаются условные обязательства, гарантии, налоговые расходы и участие в капитале.

Во Франции Министерство финансов обычно объединяется в одну группу с Министерством экономики. Государственный бюджет составляется Бюджетным директоратом под руководством Министерства финансов. Национальная экономическая комиссия является механизмом обеспечения участия представителей научной и деловой общественности в диагностике и прогнозировании. В Комиссии 22 члена, назначаемых министром финансов. Члены комиссии работают в течение четырех сессий в год:

Весенняя сессия - обзор предварительных национальных счетов текущего года и «экономических бюджетов» следующего;

Осенняя сессия - обзор доклада Министерства финансов по подготовке бюджета на следующий год.

Две другие сессии определяются в рамках согласованной программы. Комиссия может заказывать внешним институтам исследования, кроме того, создана постоянно действующая экспертная группа для консультирования комиссии.

Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В современное время прогнозирование ассимилировало и широко использует последние достижения экономической теории, экономико-математические методы и электронно-вычислительную технику.

Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль, в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы - на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться.

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно технологических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы (носящие индикативный характер). Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных производится анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации правительства, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ и информационные основы бюджетного планирования

 

Традиционно бюджетное планирование  начинается с бюджетного послания Президента РФ.

Президент РФ выступает с двумя посланиями. Одно из них - послание Федеральному собранию - глава государства должен огласить лично перед парламентом, а другое - Бюджетное послание - направить в письменной форме правительству и парламентариям.

С Посланием Федеральному Собранию Президент Д. А. Медведев выступил 12 ноября 2009 г. на церемонии в Кремле, куда также были  приглашены члены правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генеральный прокурор, председатель Центризбиркома, председатель Счетной палаты, члены Государственного совета и главы основных концессий.  Глава государства изложил позиции  по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информацию о важных решениях, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями, выделил ориентиры того, какие проблемы, по его мнению, являются приоритетными и каков механизм их решения.

Само же бюджетное послание о бюджетной политике на 2011 – 2013 гг. было представлено Президентом РФ 29 июня 2010 г.

Бюджетное послание включило в себя следующие разделы:

1) основные итоги бюджетной политики  в 2009 г. и в начале 2010 г

2) основные цели и задачи бюджетной  политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую  перспективу;

3) основные приоритеты бюджетных  расходов;

4) основные направления налоговой  политики и формирование доходов  бюджетной системы;

5) политика в сфере межбюджетных  отношений.

В послании были подведены итоги бюджетной политики в 2009 г. и в начале 2010 г. Отмечено появление позитивных тенденций в развитии экономики, функционировании бюджетной и финансовой системы в посткризисный период.

С учетом сложившейся ситуации, сообщается в Послании, бюджетная политика должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Особое внимание уделено поддержке инновационных технологий, прежде всего, в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Необходимо создать особые условия для развития инновационного центра "Сколково" (налоговые льготы, инвестиции и т. д.). Должны быть разработаны и внедрены инструменты поддержки инноваций, создающих стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда и постепенное сворачивание вынужденных антикризисных мер.

Остается актуальной проблема бюджетного дефицита. Поставлена задача его постепенного снижения. К 2013 г. дефицит бюджета должен уменьшиться как минимум в 2 раза по сравнению с уровнем 2009 г.

Следует ограничить использование нефтегазовых доходов. Нужно постепенно сворачивать вынужденные антикризисные меры.

 При формировании расходов  федерального бюджета на 2011 - 2013 годы  предлагается особое внимание  уделить эффективности социальной  защиты населения; повышению фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих; повышению качества образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также обеспечению обороноспособности страны.

Государство должно исполнить все свои обязательства по выплате социальных пособий и компенсаций. При этом необходимо усилить поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума. Государство должно повысить доступность и качество предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг путем совершенствования правового статуса государственных (муниципальных) учреждений и внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

С 1 апреля 2011 г. на 6,5% планируется увеличить денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. - фонды оплата труда работников ФГУ (объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. - стипендиальный фонд.

Также среди приоритетных задач названо реформирование органов внутренних дел и развитие транспортной инфраструктуры.

В течение 3-х лет предполагается сократить численность федеральных госслужащих (в пределах 20%). При этом до 50% экономии бюджетных средств предлагается оставить в распоряжении госорганов. К концу 2010 г. должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012 г. - служебным жильем.

В отношении налоговой политики государства было указано на необходимость создания условий для активизации инновационной деятельности и обеспечения государственной поддержки компаниям, где интеллектуальный труд является основным. Кроме того, до 2020 г. хотят освободить от налога на прибыль организации в сфере образования и здравоохранения (в части деятельности, носящей социально значимый характер).

Президент РФ также отметил важность ускорения введения налога на недвижимость с разработкой системы, позволяющей взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

В соответствии с Посланием в сфере межбюджетных отношений политика государства должна обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципалитетов, укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

 Прогноз учитывает итоги  социально-экономического развития  Российской Федерации за январь-июль 2010 года, а также прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Разработка прогноза осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых и двух дополнительных вариантов. Базовые варианты прогноза основываются на относительно консервативных оценках внешних условий: устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть Urals до 78 - 79 долларов США за баррель в 2012 - 2013 годах.

Умеренно-оптимистический вариант является инвестиционно обусловленным вариантом развития экономики. В частности, предполагаются значительные объемы инвестиций компаний топливно-энергетического комплекса, предусматривается рост расходов на программы развития высокотехнологичного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения, возобновится рост банковского кредитования. Предполагается относительное повышение конкурентоспособности бизнеса, рост импорта будет опережать наращивание внутреннего спроса, темпы роста реальной заработной платы будут сопоставимы с ростом производительности труда, рост ВВП в 2010 - 2013 годах прогнозируется на уровне 3,9 - 4,5 процента. Умеренно-оптимистический вариант предлагается Минэкономразвития РФ в качестве основного варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011 - 2013 годы.

Консервативный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые темпы роста экономики в 2011 - 2013 годах оцениваются на уровне 3 - 3,3 процента.

Кроме того, дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики, в частности, в условиях замедления выхода мировой экономики из кризиса и снижении цены на нефть Urals в 2011 году до 68 долларов США за баррель и в 2013 году - до 60 долларов США за баррель, либо относительно высокого уровня спроса на энергоносители и восстановления положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов США за баррель в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году.

Все изложенные выше документы явились основой для составления проекта федерального бюджета на 2011 – 2013 гг.

Документы, применявшиеся при составлении проекта федерального бюджета

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации"
  3. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 "О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации"
  4. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 "Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы"
  5. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации
  6. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"
  7. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации"
  8. Постановление правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
  9. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 806 "Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества"
  10. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1006 "Об утверждении положения о правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период"
  11. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период"
  12. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 150н (в ред. от 24.06.2010) "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
  13. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р (Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" и др.

Информация о работе Основы бюджетного планирования