Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:46, контрольная работа
1. (1) В чем состоит методологическая особенность общего психологического практикума
2. (11) Дайте определение и охарактеризуйте назначение тестов интеллекта
3. (1) Геометрические иллюзии зрительного восприятия (Иллюзия Мюллера-Лайера)
ПЛАН
1. (1) В чем состоит методологическая особенность общего психологического практикума
2. (11) Дайте определение и охарактеризуйте назначение тестов интеллекта
3. (1) Геометрические иллюзии зрительного восприятия (Иллюзия Мюллера-Лайера)
1. (1) В ЧЕМ СОСТОИТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОБЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность Построение мощного банка психологических знаний при грамотной их систематизации не является чем-то недостижимым, для каждого психолога важно овладение надежным и адекватным инструментарием психологического исследования. Оно предполагает систематизацию и накопление знаний не только относительно типологии людей, дифференциальных особенностей различного уровня (свойства нервной системы, психодинамические, коммуникативные, ценностные характеристики, когнитивный стиль, личностные стратегии и т.п.), но и знаний относительно динамики изменения этих особенностей в зависимости от возраста (возрастная психология), здоровья (медицинская психология), задач и условий существования индивида (социальная и инженерная психология).
Такая система построения
экспертного знания вполне пригодна
для исследования личности. Интеграция
теоретических и практических достижений
психологии позволяет формулировать
углубленную интерпретацию резу
Для психологии, как и
для любой другой науки, процедуры
измерения психологических
Конечно, это вовсе не означает, что психологическое исследование исчерпывается измерением. Измерительная процедура — это только инструмент психолога, как, например, пила или рубанок — это инструмент столяра. Целью его деятельности является изготовление стула или шкафа, а не пиление или строгание само по себе, точно также целью психолога является решение с помощью измерений некоторой психологической задачи. Иначе говоря, измерение психологических переменных — необходимое, но не достаточное условие исследования. Но как нельзя стать столяром, не научившись профессионально оперировать различными столярными инструментами, точно так же нельзя стать профессиональным психологом, не научившись измерительным процедурам. Для этого необходимо, чтобы специалист-психолог не только профессионально владел широким набором измерительных процедур, существующих в психологии, но и сумел выбрать, а в случае необходимости и модифицировать стандартную измерительную процедуру адекватно решаемой задаче.
Целью работы является многоаспектное рассмотрение методологической особенности общего психологического практикума.
ТЕОРИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТИ ОПП
Цель методов психологии – развитие закономерностей психики и поведения человека. В психологии широко применяется такие категории, как методологический принцип (или научный метод), исследовательский метод (или частный методический прием) и методика (форма использования метода).
К методологическим принципам психологического практикума относятся следующие:
детерминизма (причинная
обусловленность психических
генетического анализа (изучение психологических явлений в их развитии);
аналитико-синтетического изучения личности.
И с с л е д
о в а т е л ь с к
и й метод – различные
Всякий исследовательский метод является обобщением определенного класса методик.
Методика есть конкретизация метода (например, измерение объема КП, распределение внимания, самооценка личности и т.п.).
На основе определенного исследовательского метода может быть создано множество различных методик. Создание методики во многом зависит от того, какую конкретную цель ставит перед собой исследователь. Эта цель определяет объект исследования и те стороны явления, которые фиксирует исследователь. Условия, в которых проводится работа, определяет способы фиксации этих показателей их использование и те стороны явления, которые фиксирует исследователь. Условия, в которых проводится работа, определяют способы фиксации этих показателей и используемый экспериментальный материал. Синтез конкретной исследовательской цели, объекта, процедуры, диагностических показателей, экспериментального материала и способов фиксации образуют методику исследования.
Методика существует только в логике конкретного исследования, а методологические принципы и исследовательские методы имеют общепсихологическое значение.
В общей логике психологического исследования выделяют два способа ведения исследования: лонгитюдный и сравнительный.
Л о н г и т
ю д н ы й способ характеризуется
тем, что на протяжении длительного
времени последовательно
С р а в н и т е л ь н ы й способ параллельное и одновременное изучение различных объектов исследования, хотя при этом выделяется единый предмет и единая задача. Если в исследовании сравниваются особенности психики испытуемых различного возраста, т.е. находящихся на разных этапах онтогенеза, то говорят о сравнительно-онтогенетическом построении исследования (сравнивание особенностей развития дошкольников и младших школьников, подростков и др.).
Объектом сравнения
может быть одно и то же у здоровых
и психически больных испытуемых,
это сравнительно-
Если сбор фактов ведется об испытуемых, находящихся в разных социальных или педагогических условиях, то говорят о сравнительно-социальном, сравнительно-педагогическом построении исследования (обучение по экспериментальной и неэкспериментальной программам).
Следует заметить, что конкретные психологические исследования весьма разнообразны и имеют общие этапы.
Первый этап – подготовительный,
в ходе которого изучается литература
по интересующему вопросу и
Второй этап – создание методики исследования с применением лонгитюдного или сравнительного принципа, выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится экспериментальное оборудование, проводится пилотаж, т.е. апробация методики.
Третий этап – основной сбор фактического материала с помощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.
Четвертый этап – качественный и количественный анализ материалов исследования, их интерпретация и изложение фактических результатов.
Общеупотребительной и единой классификации психологических методов нет. Выбор того или иного метода исследования зависит от задачи, которую ставит перед собой психолог. Эта задача может быть решена четырьмя способами: описание, измерение, объяснение и формирование изучаемого психического образования.
В соответствии с различными исследовательскими задачами можно выделить четыре класса исследовательских методов: неэкспериментальные (беседа, наблюдение, тестирование, интервьюирование), диагностические (тестирование), экспериментальные (лабораторный и естественный эксперимент), формирующие (специальный эксперимент).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в завершение подведём итоги нашей работы.
Мы пришли к пониманию того, что единица анализа психического — методологическое понятие. Представляет собой попытку выделить в психической жизни такие образования, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения психологических процессов, с другой. В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали ассоциация, поведение, гештальт, потребность, деятельность, общение, взаимодействие и пр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Психологический практикум для студентов. Методическое пособие / Сост. Козлов В.В. Ярославль, 1999.
2. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТОВ ИНТЕЛЛЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность Проблема интеллекта и способов его диагностики является одной из базовых проблем психологии. Изучение интеллекта способствует более глубокому раскрытию основных закономерностей психического развития индивида, пониманию природы индивидуальных различий в проявлении общих способностей. Вместе с тем проблема интеллекта включена в более широкий социальный и личностный контекст.
В мировой истории
Психологическая диагностика сегодня располагает достаточно широким арсеналом методик, направленных на изучение индивидуальных различий людей по степени их интеллектуального развития.
Цель работы - дать определение и раскрыть назначение тестов интеллекта.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТОВ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.
Тесты интеллекта — тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта, выраженный количественным образом (Шкала Станфорд – Бине, Тест Р. Кеттела, Тест прогрессивных матриц Дж. Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д. Векслера, Тест Р. Амтхауэра).
80-е годы 19 века - Гальтон выдвинул идею создания интеллектуальных тестов. Чтобы можно было отбирать людей с высоким интеллектом.
Гальтон - сторонник евгеники - улучшение породы человека с помощью искусственного отбора. Интеллект для Гальтона - наследственное качество. В 1884 году - Гальтон основал антропометрическую лабораторию для проверки интеллектуальных способностей.
Система специальных методов.
Сила интеллекта определяется качеством мозга и нервной системы. Чем больше мозг, тем выше интеллект. (У женщин объем мозга меньше, чем у мужчин).