Основы функционирования систем сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

1. (1) В чем состоит методологическая особенность общего психологического практикума
2. (11) Дайте определение и охарактеризуйте назначение тестов интеллекта
3. (1) Геометрические иллюзии зрительного восприятия (Иллюзия Мюллера-Лайера)

Файлы: 1 файл

0105567_9464D_kontrolnaya_rabota_po_obshemu_psihologicheskomu_praktikumu.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

1 тест - измерение объема головы.

2 тест - измерение времени реакции  на разные раздражители.

3 тест - сенсорная чувствительность  на звук и свет.

Данная идея интеллектуального  тестирования подхвачена Дж.Кеттелом в конце 19 начале 20 века.

Он основал такую же лабораторию  в Кембридже, затем при Колумбийском университете и стал изучать интеллектуальные различия по тестам похожим на тесты Гальтона.

Система из 50 тестов. Оценивалось время  реакции на звук, цвет, называние  цвета, сила руки, чувствительность, пороги чувствительности, умение различать вес.

Они считали, что все психические  функции и высшие и низшие находятся  в единстве. Но система тестов Кеттела  не оправдалась. Неудачный опыт.

Джеймс Кеттел ввел термин "интеллектуальный тест" в 1890 году.

Первые интеллектуальные тесты  разработаны во Франции Альфредом Бине.

В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики  для отделения нормальных детей.

Симон и Бине - проделали серию  экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов, затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла  последняя редакция.

Самые существенные изменения  произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие "умственный возраст". Интеллектуальное развитие оценивалось  с его помощью.

Эти тесты - индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

Для каждой возрастной категории - свои задания.

Из всех разработанных  заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей  этого возраста.

Дети до 6 лет - 4 задания, старше - по 6 заданий.

3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово.

6 лет - различение право,  лево; задание из нескольких звеньев,  повторить фразу.

8 лет - повторить все  месяцы года, пересказ простого  текста.

13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).

Диагностика по тестам Бине-Симона.

Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания  более старшего возраста.

Определяли максимальный возраст - базовый умственный возраст (когда решались все задания)

Умственные месяцы начислялись  за те, которые решались для следующего возраста.

Если умственный возраст  ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной  среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

Необходима внимательность психолога: заменить незнакомое слово, использовать метод наблюдения.

В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных  обучаться в обычной школе.

Завоевала популярность во всем мире. Перевод и адаптация этой методики в Стенфордском университете.

Тест Стенфорд-Бине (американская методика).

1. Впервые в качестве  показателя стали использовать IQ - коэффициент интеллектуальности.

2. Введено понятие  "статистической нормы".

Вместо умственного  возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический  и умножить на 100:

IQ= (умственный возраст  : хронологический возраст) х 100

1916 года - первая редакция  Стенфорд-Бине.

Сейчас содержание IQ совершенно другое, данная формула не действительна. Сейчас используется IQ-показатель по интеллектуальному тесту, соотнесенный со статистической нормой.

Статистическая норма - это критерий, применяемый в  психодиагностических методиках, для  сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

В 1937 году - вторая редакция Стенфорд-Бине.

Возраст от 2 до 18 лет, составляет шкала из 17 тестов. По одному тесту  от 2 до 14 лет и еще 4 теста - для  среднего взрослого возраста (16-18 лет).

Методика очень качественная, используется и до сих пор и считается образцом интеллектуального теста.

По тесту Стенфорд-Бине проводится валидизация всех новых  тестов.

Тест Бине-Симона и  Стенфорд-Бине являются индивидуальными.

Затем стали появляться групповые интеллектуальные тесты. Это связано с ограниченностью применения индивидуальных тестов.

В период первой мировой  войны потребовалось оценивать  интеллектуальное развитие новобранцев  для их распределения по разным родам  войск и учреждениям.

Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские. Впервые опубликованы в 1917-1919 годах.

Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных  и иностранцев (графические изображения).

Армейские тесты существуют и сейчас в целях профотбора, обновленные.

Групповые тесты - инструменты  массового тестирования (резкое сокращение времени). Упростили инструкцию, процедуру  проведения и обработку результатов.

К тестированию привлекали не психологов, а специально обученных  людей.

Они применяются в системе образования, промышленности и армии.

Ограниченность интеллектуального  тестирования - нельзя предсказать  успешность выполнения узких видов  деятельности.

Нельзя отобрать узкую  направленность, надо давать оценку и  другим психологическим особенностям.

Появилось направление  диагностики специальных способностей. Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Тесты специальных способностей - музыкальные, артистические.

Теоретической основой  был факторный анализ - выделение  общего, что требовалось в узконаправленных видах деятельности.

Особенно развивалась  психотехника - использование данных психологии в промышленности и экономике.

Толчком к ее развитию послужила система интенсификации труда (Тейлор).

Нужны точные знания о  психологических особенностях работников.

Мюнстенберг предложил 2 метода тестов специальных способностей:

    * аналитическое  направление - методы диагностики  каждой психической функции с  помощью отдельных методик.

    * синтетическое  моделирование - наиболее ответственные моменты профессионального труда, самое существенное моделировалось.

Отдельные тесты специальных  способностей объединялись и создавались  батареи тестов специальных способностей для ограниченного числа профессиональной деятельности.

Батареи используются для отбора людей на соответствующую профессиональную деятельность.

Вычерчивается индивидуальный профиль кандидата, который соотносится  с нормативным профилем.

Тесты достижений (успешности обучения). Особая группа. Вместо учительских  оценок, оценивается, насколько успешно усвоена программа.

Замена устных экзаменов - письменными в 1845 году.

В настоящее время  они используются для оценки успешности учащихся, вместо обычных экзаменов.

Стенфордский тест достижений (с 1923 года) - объединенный тест, используется в школах для оценки уровня обучаемости по разным предметам (понимание устной речи, письменного текста).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении нашей работы мы пришли к пониманию следующих  тезисов.

Не существует методики ни интеллектуальной, ни личностной, воспринимаемой одинаково в разных культурах. Рестандартизация методики - норма выборки снижается для использования методики в другой культуре. Для использования переводных методик - мы выясняем, насколько наши испытуемые похожи на носителей другой культуры (например: насколько наши схожи с немцами ими американцами). Полезнее оценить специфику развития человека, относящегося к той или иной культуре. Важнее специфика, чем сходство. Нужны собственные методики. Проблема перевода теста решается непросто.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика  интеллекта и личности. Киев, 1978.

Краткий психологический  словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.

Первушина О.Н. Общая психология. Новосибирск, 1996.

 

3. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ИЛЛЮЗИЯ МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА)

Введение

Геометрические иллюзии  — наиболее часто изучаемые иллюзии  зрительного восприятия. Большинство  известных геометрических иллюзий  можно рассматривать либо как  искажение в восприятии величины (длины или размера), либо как искажение в восприятии направления линий. Лучшим примером иллюзии длины отрезка является иллюзия Мюллера—Лайера: две линии равной длины, одна из которых оканчивается сходящимися, а другая — расходящимися клиньями, воспринимаются человеком как неравные по длине. При этом эффект иллюзии настолько устойчив, что она возникает и в том случае, если человек знает о причинах ее возникновения.

Целью работы является овладение методикой исследования геометрических иллюзий.

Оборудование  и материал Для проведения опыта необходимо изготовить простую экспериментальную установку. На вертикальном непрозрачном экране закрепляют лист белого картона (297 х 210 мм), на котором тушью начерчена прямая горизонтальная линия толщиной около 3 мм и длиной 230 мм. Слева линия оканчивается сходящимся клином («наконечник стрелы»), а справа — расходящимся клином («перо стрелы»). На верхний край экрана на роликах (невидимых испытуемому) подвешивают подвижную планку, на которой точно на уровне горизонтальной линии нарисован клин, направленный острым углом вправо. На невидимой испытуемому, но видимой экспериментатору стороне установки закреплена миллиметровая линейка, нулевая точка которой совпадает с точкой деления линии на два равных отрезка — правый и левый — и концом подвижного клина в центральном положении.

До начала опыта необходимо подготовить бланк для протокольных записей.

Порядок работы В опыте используется метод средней ошибки. Опыт проводится в условиях свободного наблюдения (без ограничения поля зрения). Всего испытуемый должен произвести 30 подравниваний. До начала опыта экспериментатор сообщает следующую инструкцию.

Инструкция  испытуемому: «Передвигая движок с наконечником вправо или влево, разделите отрезок на две равные части. Постарайтесь задание выполнить как можно точнее!»

Экспериментатор устанавливает  движок в такое положение, при котором видимые отрезки явно неравны (в крайнее правое или крайнее левое положение). После этого испытуемый должен передвигать движок, пока ему не покажется, что он установил тем самым равный отрезок.

Обработка результатов

1. Рассчитать значения средней ошибки для подравниваний со знаком плюс и со знаком минус (Мош+ Мош-);

2. Рассчитать среднеквадратичное отклонение для этих же подравниваний: δ ош+ и δ ош-;

3. Рассчитать общие значения, т. е. без учета знака установки средней

ошибки (Моб) и среднеквадратичного отклонения (δоб).

Группа испытуемых – общие данные

Всего в исследовании принимали исследование 12 испытуемых, из них 10 женского и 2 мужского пола, возраст  от 22 до 47 лет.

Место проведения исследования студенческие аудитории, а также домашняя обстановка.

Полученные  данные представлены в таблицах в ПРИЛОЖЕНИИ.

Выводы

Итак, в завершении работы была достигнута цель - овладение методикой исследования геометрических иллюзий.

Результаты применения методики подтвердили тот факт, что две линии равной длины, одна из которых оканчивается сходящимися, а другая расходящимися клиньями, воспринимаются человеком как неравные по длине. При этом эффект иллюзии настолько устойчив, что она возникает и в том случае, если человек знает о причинах ее возникновения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протокол испытуемого 1

Номер подравнивания

Ошибка

Абс. величина, мм

Знак 

(+ или – )

1

5

+

2

4

+

3

5

+

4

6

5

8

+

6

6

+

7

7

+

8

9

9

4

+

10

6

+

11

3

+

12

3

13

6

+

14

5

15

2

+

16

7

+

17

6

+

18

4

19

4

20

6

+

21

4

+

22

3

+

23

3

24

5

25

4

26

5

+

27

4

28

3

29

2

+

30

5

Информация о работе Основы функционирования систем сервиса