Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:17, контрольная работа
Общество всегда должно решить следующие проблемы: выбора, эффективности и распределения, т.е. что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.
Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
Вопросы 3
Тесты 18
Учебные задания 20
Список использованной литературы 22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Кафедра политической экономии
Тема 2: Основы теории спроса и предложения
заочного факультета
Зартдинова М.В
Домашний адрес: г. Первоуральск,
ул. Трубников 46-в кв-71
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы
Тесты
Учебные задания
Список использованной литературы
Вопросы
Общество всегда должно решить следующие проблемы: выбора, эффективности и распределения, т.е. что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.
Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.
Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.
Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.
Действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:
"Каждый отдельный человек
старается употреблять свой
Именно по этой причине
А.Смит решительно выступал против вмешательства
правительства в экономическую
жизнь, в частности против ограничения
ввоза товаров из-за границы, когда
они оказываются более
Эта идея Смита и других
шотландских экономистов и
Конкуренция является важнейшим
элементом рыночной экономики и
вместе с механизмом цен служит необходимым
ее регулятором. Разумеется, для конкуренции
требуется наличие на рынке множества
производителей однородных товаров, причем
каждый из этих производителей не мог
бы выбросить на рынок такое количество
товаров, которое бы заметно повлияло
на установившуюся рыночную цену. Иными
словами, свободный рынок должен
исключить господство монополий
и максимально способствовать конкуренции.
Такую конкуренцию называют совершенной
или свободной, хотя на реальном рынке
она в действительности нигде
не наблюдается. Это пример именно той
идеализации, о которой говорилось
во введении. На современном рынке
все большую роль играют монополистические
объединения, которые, пользуясь своим
могуществом в производстве товаров,
могут устанавливать на них более
высокие, монопольные цены и тем
самым препятствовать конкуренции
и установлению равновесной цены.
Теперь попытаемся понять, каким образом
конкуренция может
На первый взгляд кажется,
что поскольку каждый стремится
продать подороже и побольше, а
купить подешевле, то никакого порядка
и равновесия на рынке возникнуть
не может. Ведь никакого согласования
о ценах и количестве товаров
между производителями не происходит,
а потому на рынке может возникнуть
либо дефицит одних товаров, либо
избыток других. Но здесь вступает
в игру конкуренция, или соперничество,
многочисленных продавцов, их борьба за
покупателя. Хотя каждый из них преследует
свои цели и интересы, тем не менее
силой обстоятельств они
Спрос (D) – это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
Все потребности первичны по отношению к спросу, составляют его вещественное содержание и поэтому именно они определяют его развитие, а не наоборот. Появление новых потребностей лежит на основе возникновения и развития спроса на потребительские блага, с помощью которых эти потребности удовлетворяются. Исчезновение же потребностей в некоторых благах, происходящее по мере развития и совершенствования общества, влечет за собой и исчезновение спроса на них. Именно в этом проявляется взаимосвязь между спросом и потребностями.
Вместе с тем потребности
и спрос — категории, далеко не
тождественные друг другу. Между
ними имеются весьма существенные и
количественные различия. Прежде всего,
потребности — гораздо более
широкое понятие, нежели спрос. Они
практически безграничны, в то
время как платежеспособный спрос
всегда ограничен рамками
Зависимость объема спроса от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой спроса (рис. 1).
Рис.1-Кривая спроса
Кривая спроса показывает, что при более высокой цене объем спроса меньше, чем при более низкой. Следовательно, при увеличении цены объем спроса уменьшается, а при снижении цены объем спроса возрастает. Обратная связь между ценой и объемом спроса называется законом спроса.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами:
• эффектом дохода.
Чтобы понять эффект дохода, необходимо
различать два понятия:
• эффектом замещения.
Если цена одного товара
• действием закона
убывающей предельной
Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.
D = f (p); f (p) < 0.
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.
1. Предпочтения потребителей
(вкус и мода). Как правило, если
товар становится модным, то спрос
на него растет. Проявляется «эффект
присоединения к большинству». Наряду
с этим эффектом может
2. Уровень дохода. Изменение
дохода может оказывать на
спрос двоякое влияние.
3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.
Изменение объема (величины) спроса – это изменения, произошедшие из-за изменения цены (при этом происходит передвижение по кривой спроса из одной точки в другую).
Изменение спроса – это изменения из-за влияния иных факторов, воздействующих на спрос (при этом происходит сдвиг кривой спроса относительно осей координат). Например, увеличение доходов потребителей вызовет смещение кривой спроса вверх и вправо, а увеличение цены товаров-композитов – смещение кривой вниз и влево и т. д.