Основы теории спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Общество всегда должно решить следующие проблемы: выбора, эффективности и распределения, т.е. что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.
Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Содержание работы

Вопросы 3
Тесты 18
Учебные задания 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

gotovaya_rabota.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра политической экономии

Контрольная работа

по     микроэкономике

Тема 2: Основы теории спроса и предложения

 

 

 

 

 

                                                                         Исполнитель: студентка I курса

заочного факультета

Зартдинова М.В

Домашний адрес: г. Первоуральск,

ул. Трубников 46-в  кв-71

Екатеринбург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы                                                                                                  3

Тесты                                                                                                     18

Учебные задания                                                                                   20

Список использованной литературы                                                       22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

  1. Какие основные экономические проблемы должно решить любое общество, и в чем они заключаются?

Общество всегда должно решить следующие проблемы: выбора, эффективности  и распределения, т.е. что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

 

  1. Каковы особенности решения этих проблем в рыночной, командной и смешанной системе?

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно  должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Существуют различные  варианты производства всего набора благ, а также каждого блага  в отдельности. По разным проектам можно  построить производственное и жилое  здание, оно может быть одно- или  многоэтажным, его могут строить  частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это  будет осуществляться.

Количество созданных  товаров и услуг ограничено, поэтому  и возникает проблема их распределения.

  1. В чем состоит принцип “невидимой руки”?

Действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:

"Каждый отдельный человек  старается употреблять свой капитал  так, чтобы продукт его обладал  наибольшей стоимостью. Обычно он  и не имеет в виду содействовать  общественной пользе и не сознает,  насколько содействует ей. Он  имеет в виду лишь собственный  интерес, преследует лишь собственную  выгоду, причем в этом случае  он невидимой рукой направляется  к цели, которая не входила  в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он  часто более действенным образом  служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им" .

Именно по этой причине  А.Смит решительно выступал против вмешательства  правительства в экономическую  жизнь, в частности против ограничения  ввоза товаров из-за границы, когда  они оказываются более дешевыми, чем собственные. Таким образом "невидимая  рука", которая с такой точностью  регулирует цены на рынке, как раз  и создает тот спонтанный, или  самопроизвольный, порядок, благодаря  которому рыночная экономика может  противостоять хаосу и дезорганизации.

Эта идея Смита и других шотландских экономистов и социологов XVIII в. о возможности возникновения  спонтанного порядка в таких  социально-экономические и гуманитарных системах, как рынок, мораль, язык и  культура, может быть лучше понята и объяснена с помощью современных  идей самоорганизации кибернетики  и синергетики. Именно так подошел  к раскрытию механизма "невидимой  руки" лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек (1899-1988). По его мнению, конкуренция  через механизм цен информирует  участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться  для эффективного применения тех  ограниченных ресурсов, которыми располагает  общество. В то же время рынок  способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в  обществе и могут быть использованы для производства товаров[5].

  1. Что определяет решение трех основных проблем в условиях действия рыночного механизма?

Конкуренция является важнейшим  элементом рыночной экономики и  вместе с механизмом цен служит необходимым  ее регулятором. Разумеется, для конкуренции  требуется наличие на рынке множества  производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог  бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными  словами, свободный рынок должен исключить господство монополий  и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной  или свободной, хотя на реальном рынке  она в действительности нигде  не наблюдается. Это пример именно той  идеализации, о которой говорилось во введении. На современном рынке  все большую роль играют монополистические  объединения, которые, пользуясь своим  могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более  высокие, монопольные цены и тем  самым препятствовать конкуренции  и установлению равновесной цены. Теперь попытаемся понять, каким образом  конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится  продать подороже и побольше, а  купить подешевле, то никакого порядка  и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров  между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее  силой обстоятельств они вынуждены  считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723- 1790), естественной ценой[1].

 

 

  1. Дайте определение спроса

 

Спрос (D) – это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при  данных ценах в течение определенного  времени.

 

  1. Чем отличаются понятия “спрос” и “потребность”?

 

Все потребности первичны по отношению к спросу, составляют  его вещественное  содержание  и поэтому именно они  определяют его развитие, а не наоборот. Появление новых потребностей лежит на основе возникновения и развития спроса на потребительские блага, с помощью которых эти потребности  удовлетворяются. Исчезновение же потребностей в некоторых благах, происходящее по мере развития и совершенствования общества, влечет за собой  и исчезновение спроса на них. Именно в этом проявляется взаимосвязь между  спросом и потребностями.

Вместе с тем потребности  и спрос — категории, далеко не тождественные друг другу. Между  ними имеются весьма существенные и  количественные  различия. Прежде всего, потребности — гораздо более  широкое понятие, нежели спрос. Они  практически безграничны, в то  время как  платежеспособный спрос  всегда  ограничен рамками платежеспособной возможности индивидов. Так, существует потребность населения в современных  средствах передвижения (например, автомобили). Однако не каждый может  приобрести предметы, удовлетворяющие  соответствующие потребности, так  как  возможность это в значительной степени определяется покупательной  способностью потребителей. Таким образом, спрос выступает лишь как  часть  потребностей населения в материальных благах, которая ограничена рамками  платежеспособной возможности.

 

 

  1. Какую взаимосвязь отражает кривая (график) спроса?

 

Зависимость объема спроса от цены товара, выраженная в графической  форме, называется кривой спроса (рис. 1).

Рис.1-Кривая спроса

 Кривая спроса показывает, что при более высокой цене  объем спроса меньше, чем при  более низкой. Следовательно, при  увеличении цены объем спроса  уменьшается, а при снижении  цены объем спроса возрастает. Обратная связь между ценой  и объемом спроса называется  законом спроса.

Обратная зависимость  между изменением цены товара и спросом  на него объясняется тремя причинами:

 • эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо  различать два понятия: номинальный  доход – доход, получаемый  в денежной форме, и реальный  доход – то количество товаров  и услуг, которое может быть  куплено на номинальный доход.  Очевидно, что реальный доход  находится в прямой зависимости  от номинального дохода и в  обратной зависимости от уровня  цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном  доходе потребитель может приобрести  больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает  реальный доход и спрос на  товар;

 • эффектом замещения.  Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей  он будет ими замещаться; спрос  на этот товар упадет. Хрестоматийные  примеры: чай и кофе, нефть и  уголь, кирпич и дерево и  т.д. Если цена на кирпич  возрастает, то потребители будут  предъявлять больший спрос на дерево. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

 • действием закона  убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная  единица блага приносит меньшую  полезность, то потребитель готов  платить за нее меньшую цену.

 

  1. Что показывает закон спроса?

Зависимость между ценой  и спросом описывается законом  спроса, согласно которому между ценой  и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

D = f (p); f (p) < 0.

 

  1. Приведите основные неценовые факторы спроса и покажите их влияние на спрос.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению  спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если  товар становится модным, то спрос  на него растет. Проявляется «эффект  присоединения к большинству». Наряду  с этим эффектом может проявляться  и «эффект сноба», когда потребитель  не хочет быть похожим на  «всех» и не реагирует на  моду. В этом случае между модой  и спросом будет обратная зависимость.

2. Уровень дохода. Изменение  дохода может оказывать на  спрос двоякое влияние. Различают  товары высшей категории («нормальные  товары») и товары низшей категории.  Если доходы растут, то спрос  на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей  категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при  прочих равных условиях) спрос  на сливочное масло растет, а  на маргарин падает.

3. Цены других товаров.  Существуют зависимые и не  зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.

 

  1. В чем состоит различие понятий “изменение объема (величины) спроса” и “изменение спроса”?

 

Изменение объема (величины) спроса – это изменения, произошедшие из-за изменения цены (при этом происходит передвижение по кривой спроса из одной  точки в другую).

Изменение спроса – это  изменения из-за влияния иных факторов, воздействующих на спрос (при этом происходит сдвиг кривой спроса относительно осей координат). Например, увеличение доходов  потребителей вызовет смещение кривой спроса вверх и вправо, а увеличение цены товаров-композитов – смещение кривой вниз и влево и т. д.

Информация о работе Основы теории спроса и предложения