Основы теории спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Общество всегда должно решить следующие проблемы: выбора, эффективности и распределения, т.е. что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.
Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Содержание работы

Вопросы 3
Тесты 18
Учебные задания 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

gotovaya_rabota.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

 

  1. Сформулируйте понятие предложения.

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель  готов выставить на рынок при  данных условиях.

На предложение влияют следующие факторы:

1) цена товара;

2) цены факторов производства (ресурсов);

3) технология;

4) размер налогов и  дотаций;

5) количество продавцов;

6) ожидания производителя.

  1. Чем отличаются предложение и производство?

Предложение, как и спрос, — это своеобразная взаимосвязь  между ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимость между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг. Предложение — это функция производства, выпуска товаров фирмами для их продажи на рынках.

 

  1. Какую зависимость отражает кривая (график) предложения?

Зависимость между предложением и всеми указанными факторами  называется функцией предложения:

Qs = F (Px, PR, K, Т, N, В), 

где Qs  – величина предложения; Px – цена товара; PR – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; Т – налоги и дотации; N  –  количество продавцов; В – ожидания производителей.

Зависимость между предложением и ценой, при прочих равных условиях, называется функцией предложения по цене:

Qs = F (Px).

Так же как и функция  спроса, функция предложения может  задаваться табличным, аналитическим  или графическим способом.

Функция предложения, заданная аналитическим способом, может иметь  следующий вид:

Qs = –a + bPx[4].

Зависимость предложения  от цены товара, выраженная в графической  форме, называется кривой предложения (рис. 2).

Рис.2-Кривая предложения

 

 

 

  1. Определите закон предложения.

 

Связь между уровнем цен  и предложением описывает закон  предложения, согласно которому изменение  цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение  растет, и наоборот.

S = f (p); f (p) > 0.

 

  1. Охарактеризуйте влияние основных неценовых факторов на предложение

Существует ряд неценовых  факторов, влияющих на объем предложения:

 • величина издержек  производства товара. Чем выше  издержки, тем меньше объем предложения.  В свою очередь уровень издержек  производства (затрат) зависит от  применяемой технологии и стоимости  ресурсов, используемых в данном  производстве;

 • налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение  субсидий сокращают издержки  производства и увеличивают предложение.  Увеличение налогов сокращает  предложение;

 • наличие взаимозаменяемых  и взаимодополняемых товаров  и динамика их цен;

 • количество продавцов  на рынке, условия продажи,  степень развитости конкуренции  и т.д.;

 • ожидания производителей  в отношении изменения цен.  Ожидание роста цен в будущем  сокращает предложение в настоящем.

 

  1. Чем отличаются понятия  “изменение объема (величины) предложения ” и “изменение предложения ”?

Величина предложения (передвижение вдоль кривой предложения при изменении цены) и изменение предложения (сдвиг кривой предложения под действием прочих факторов). Ценой предложения называется минимальная цена, по которой продавец готов продать свой товар.

Так, увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может быть следствием действия следующих  причин:

1) снижения цен на используемые  ресурсы;

2) улучшения технологии  производства;

3) уменьшения налога на  данный товар или введения  дотаций;

4) сокращения числа продавцов  данного товара (вытеснение конкурентов);

5) улучшения погодных  условий (для сельскохозяйственных  предприятий) и др.

 

  1. Как определяются равновесная цена и равновесное количество продукции на рынке?

Равновесная цена PE – цена, при которой уравновешиваются спрос  и предложение. При этом объем  спроса равен объему предложения  и представляет собой равновесный  объем продаж QE (рис. 7). Любые отклонения от равновесной цены требуют от экономических  субъектов принятия корректирующих действий, приводящих к восстановлению нарушенного равновесия.

Итак, при цене, равной РE, объем спроса равен объему предложения  и экономические субъекты не имеют  побуждений нарушать сложившийся баланс. При цене, превышающей РE, поставщики хотят продать большее количество товара, чем потребители готовы купить; в результате возникают излишек  предложения, конкуренция продавцов, которые стимулируют рост цены и  возвращение ее к уровню РE. При  цене более низкой, чем РE, потребители  хотят приобрести большее количество товара, чем производители согласны продать; результатом данной ситуации является нехватка товара (излишек  спроса), спрос окажет давление на цену, и ее уровень вернется к РE(рис.3).

 

Рис.3-Равновесие на рынке

 

В точке равновесия верны следующие равенства:

Qd = Qs = QE, 

где Qd – объем спроса; Qs – объем предложения; QE – равновесный  объем продаж;

РD = РS = РE,

где РD – цена спроса; РS –  цена предложения; РE – равновесная  цена.

 

  1. Какие факторы влияют на положение равновесия?

Если же цена  отклонится в пользу спроса  и оказывается  ниже равновесной, то возникнет дефицит , при котором величина спроса превысит величину предложения. Состояние дефицита вызовет сокращение товарных запасов, усиление конкуренции между покупателями за приобретенные товары, что усилит их готовность заплатить более высокую  цену. В этой ситуации производители  начнут повышать цену товара.

Следовательно, избыток спроса оказывает повышающее давление на цену, и она будет расти до тех  пор, пока не установится на равновесном  уровне (РE). Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и устанавливают более низкую цену, это ведет к дефициту, разорению производителей, к теневому рынку.

Если же цена, отклонившись в пользу продавцов , будет выше цены равновесия, то усилится конкуренция  между производителями, из-за притока  капитала из других областей произойдет расширение производства товаров, а в итоге объем предложения превысит объем спроса. Такая ситуация вызовет затруднения с реализацией товара и увеличение товарных запасов , что окажет понижающее давление на цену. Это приведет к снижению цены до равновесной и к сокращению величины предложения, и в итоге — к ослаблению конкуренции товаропроизводителей.

 

  1. Охарактеризуйте воздействие различных факторов спроса и предложения на рыночную ситуацию в России.

В процессе либерализации  и реформирования экономики России оказалось, что после отпуска  цен и ослабления механизма государственного регулирования одновременно развернулись процессы как падения совокупного  спроса (исчезновение сбережений, структурные  сдвиги в потреблении), так и сокращения производства, в том числе производства и предложения потребительских  товаров. Такая ситуация свидетельствует  о парадоксе во взаимодействии совокупного  спроса и совокупного предложения. Суть этого парадокса в том, что  вместо привычной картины, когда  под воздействием роста цен спрос  сокращается, а предложение растет, складывается совсем иная: кривые совокупного  спроса и совокупного предложения  ведут себя однозначно, двигаются  в одном направлении. На графике  это выглядит таким образом, что  кривые спроса и предложения между  собой не пересекаются (рис. 4).

Рис. 4 - Парадокс взаимодействия совокупных спроса и предложения («антиэффект  монополизма»)

 

Объясняется создавшееся  положение общей обстановкой  в «рыночной» экономике России, которая  далеко еще не стала рыночной. Отсутствует  конкурентная среда, не работает рыночная инфраструктура, сохраняется монополизм поставщиков, производителей, посредников, нарушены привычные хозяйственные  связи, среди участников хозяйственных  отношений доминирует психология инфляционных ожиданий.

В нестандартной ситуации потребуются нестандартные меры. С помощью модели AD-AS можно оценить  воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных  шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости  на прежнем уровне.

 

  1. Какие последствия может иметь установление фиксированной цены государством?

В ряде случаев правительство, исходя из определенных политических, экономических или социальных интересов, устанавливает на рынке некоторые  ограничения на действия экономических  агентов, оказывает на них стимулирующее  или сдерживающее воздействие. Действия правительства нарушают механизм рыночных сил, условия и порядок формирования уровня цен и объемов продаж на регулируемом рынке.

Основными методами государственного регулирования уровня цен являются[2]:

    • установление предельных цен, регламентирующих верхнюю или нижнюю границу рыночной цены.
    • установление фиксированных цен. В этом случае экономические агенты обязаны заключать сделки только по строго регламентированным ценам.

Максимальным называется такое значение цены, выше которого товар не может продаваться/покупаться на рынке, В таком случае область допустимых значений рыночной цены находится в интервале:

После установления государством максимальной цены ниже равновесного уровня рынок не сможет согласовать  интересы продавцов и покупателей  и обеспечить достижение точки равновесия, а значит,  на рынке установится  цена, наиболее близкая к равновесной. Как видно, в этом случае равновесная  цена Р* попадает в область запрещенных  значений.

Объем продаж будет равен  минимальному из значений Qd и Оs (в данной ситуации Qs), и на рынке возникнет дефицит товара в размере: (Qd – Оs).

                                                                  


 

Рис.  5- Последствия установления потолка цены на уровне ниже равновесного

Достаточно часто так  делают для того, чтобы определенные товары стали доступны людям с  низкими доходами. Но из графического анализа ситуации видно, что подобная мера не увеличивает, а сокращает  рыночный объем продаж, и товар  может стать недоступным даже тем, кто ранее его свободно покупал  на рынке. Поэтому подобные действия обычно дополняются государственными поставками (дополнительный объем предложения) товара, компенсирующими возникающий  на рынке дефицит: Qгос=(Qd – Qs).

Чаще всего установление нижнего предела цены применяется  правительством при регулировании  цен на сельскохозяйственную продукцию.

При установлении фиксированной  цены товар может быть продан только по этой цене. Можно утверждать, что  фиксированная цена это одновременно и потолок, и пол цены.

Последствия введения фиксированной  цены:

1. - возникает избыток товара).

2. - изменения отсутствуют.

3. - возникает дефицит товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Закон спроса  означает, что:

а) при увеличении доходов  покупатели приобретут больше товаров;

б) цены на заменяемые товары влияют на спрос на данный товар;

в) когда цена товара снижается, объем планируемых покупок увеличивается; 

г) если спрос превысит предложение, то произойдет снижение цены.

Ответ: в) когда цена товара снижается, объем планируемых покупок увеличивается; 

Зависимость между ценой  и спросом описывается законом  спроса, согласно которому между ценой  и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

2. Что может  вызвать падение спроса на  товар Х?

а) увеличение цен на товары-субституты (заменители) товара Х;

б) уменьшение доходов потребителей;

в) ожидание роста цен  на товар Х;

г) снижение предложения  товара Х.

Ответ: б) уменьшение доходов потребителей;

3. Закон предложения  проявляется в том, что при  увеличении цены товара:

а) повышается его предложение;

б) уменьшается объем предложения;

в) снижается предложение;

г) возрастает объем предложения.

Информация о работе Основы теории спроса и предложения